Привычка к сквернословию и ее профилактика
Как часто еще приходится сталкиваться с таким негативным явлением, как брань! Вряд ли кому-либо это доставляет удовольствие, но так называемые «крепкие выражения» продолжают отравлять наш слух. Особенно неприятно слышать брань из уст подростков и молодых людей.
Модная прическа, красивая одежда, приятные лица и вдруг будто водопад грязи из юных уст — скверная, безобразная речь. Откуда же подростки узнают подобные выражения? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно прислушаться к речи некоторых взрослых. Увы, брань можно услышать на стройплощадке, на заводе, на производственном совещании и даже в кабинетах ответственных работников. Сами взрослые, не следя за своей речью и не заботясь о последствиях сквернословия, знакомят детей с подобными выражениями.
Речь имеет общественно-историческую природу. Люди всегда жили и живут в обществе. Общественная жизнь и совместный труд людей вызывают необходимость постоянного общения, установления контакта друг с другом. Такое общение осуществляется с помощью речи. Благодаря речи мы можем обмениваться мыслями и знаниями, рассказывать о своих чувствах, переживаниях, намерениях. Поэтому одной из важнейших функций речи является функция общения. Как правило, социальная среда формирует речь ребенка. Особое место здесь принадлежит семье.
Воспитание культуры речи зависит главным образом от повседневного поведения родителей, их общения друг с другом. Семья воспитывает самой атмосферой, микроклиматом, средой. Взрослые, особенно родители, являются для детей непререкаемым авторитетом, при этом чем младше ребенок, тем значимее для него поведение близких, тем не критичнее заимствование, точнее подражание. Ребенок копирует все: слова, жесты, мимику, походку, повторяет выражения и критические суждения, которые слышит. К сожалению, еще во многих семьях забывают об этом: разговаривая друг с другом, употребляют грубые, порой и нецензурные выражения.
Еще печальнее обстоят дела в неблагополучных семьях — там, где родители ведут аморальный образ жизни, регулярно употребляют спиртное. Так, в одной из подобных семей ребенок пяти-шести лет, с трудом изъясняясь, неправильно произнося некоторые буквы, рассказывал о своей жизни исключительно нецензурными выражениями. Конечно, это довольно редкий случай. Вскоре родители этого мальчика были лишены родительских прав, а ребенок помещен в интернат.
Нередко приходится слышать от воспитателей детских садов, что есть дети, речь которых засорена настолько, что допускать их к общению с другими детьми просто опасно. При беседах с родителями таких детей можно услышать оправдания типа: «устал», «был в плохом настроении», «вырвалось». Эти родители не понимают, что именно они калечат речь своих детей, вырабатывая у них привычку к сквернословию, от которой бывает очень трудно избавиться.
В чем причина того, что ребенок усваивает отрицательные навыки, которые никто не пытается ему прививать, в то время как правильные слова далеко не всегда оставляют след в его душе? Народная мудрость гласит: «Слова убеждают, а пример вдохновляет». «Вдохновленный» примером сквернословия родителей, ребенок, попав в подобную ситуацию, пусть даже игровую, абсолютно точно воспроизводит все услышанные «соленые» слова и бранные выражения, вырастая в глазах сверстников и шокируя добропорядочных взрослых. Когда дети подрастают, родители удивляются, испытывая на себе грубость сына или дочери, слыша брань в свой адрес.
При поступлении в школу влияние на развитие речи ребенка начинают оказывать не только учителя, но и школьный коллектив. Появляются новые источники заимствования различных нецензурных и жаргонных выражений. Многие школьники начальных классов приносят из дома бытующие там бранные выражения, уже вошедшие у родителей в привычку. Ученики, не знакомые прежде с подобными словами, тоже начинают употреблять их и закреплять в своем сознании и речи. По мере взросления дети становятся осмотрительнее, избирательнее, хитрее. Нецензурные слова произносятся только в компании ровесников, украдкой, при доверительных беседах друг с другом либо «выскакивают» в ситуации конфликта.
Запреты и борьба против такой речи со стороны родителей, учителей и воспитателей могут привести к обратному эффекту, если не учитывать психологических особенностей личности учащегося, его стремление к самостоятельности, независимости, «взрослости». Однажды на стадионе возникла следующая ситуация: молодые люди, выкрикнув несколько одобрительных, но нелитературных реплик в адрес своей команды, оглянулись, увидели, что вокруг них находятся женщины, и смолкли. Однако взрослые болельщики, не стесняясь присутствием ни женщин, ни молодежи, продолжали «болеть» за свою команду, осыпая соперников градом бранных выражений. Такой пример «воодушевил» молодежь, и дальнейшее пребывание женщин на трибунах стало практически невозможным. А многие из этих солидных мужчин находились на стадионе со своими сыновьями. Теперь можно представить себе, какой нравственный урок получили их дети. На другой день они пойдут в школу, поделятся своими впечатлениями с одноклассниками, и можно не сомневаться, что они опишут матч теми же словами, которые они слышали на трибунах.
Есть такое выражение: «Брань на вороту не виснет», но это не так, она оставляет глубокий след в душе ребенка.Случается, что сквернословие вызывается сложным психическим заболеванием, имеющим в медицине название «копролалия». Встречается оно сравнительно редко: впервые его описал французский врач Жиль де ля Туретт, который в 1884—1885 годах лечил девятерых пациентов с симптомами копролалии. Больные непроизвольно произносили или выкрикивали нецензурные, ругательные выражения, к которым сами относились критически и воспринимали их как противоестественные для себя. Обычно такое состояние проявляется на фоне усталости при слабой нервной системе, иногда оно наблюдается и у детей. О возможности такого заболевания должны знать педагоги и родители, так как наказание таких детей может усугубить болезнь, привести к нарушениям психики. Копролалия требует длительного лечения.И все-таки болезнь в данном случае не правило, а исключение. Те явления, с которыми обычно приходится сталкиваться,— не проявления болезни, а отсутствие элементарной культуры. «Беседы» некоторых юношей и девушек между собой состоят из двух-трех десятков наиболее употребительных слов, перемежаемых бранью. Ведь скудоумие идет рука об руку со сквернословием.
С особенным цинизмом звучат нецензурные слова и не литературные выражения в устах студентов вузов. Увы, из окон студенческих общежитий можно услышать оживленные разговоры с употреблением нецензурных выражений. Так «беседуют» между собой и некоторые будущие учителя. Скоро они предстанут перед своими учениками в костюмах с иголочки, в безупречно чистых рубашках и с такой грязью в речи! Чему, кроме своего предмета они смогут научить учеников? Сказать, что это их жизненное кредо, было бы неточно, просто дурная, но глубоко пустившая корни привычка.
Регламентируется ли культура языка законом? Да, такой закон существует. В Уголовном кодексе есть статья, предусматривающая уголовную и административную ответственность за употребление нецензурных выражений.
Однако эффективность ее практического применения оставляет желать лучшего. Литературный язык нормативен, для него характерна стабильность языковых границ, опирающаяся на авторитет художественной литературы, науки и государственных постановлений. Данное определение раскрывает пути борьбы за чистоту языка. Можно говорить об организующей, управленческой, образовательно-воспитательной, эстетической, исследовательской, информационной функциях языка. Функционирование языка зависит и от возрастного деления населения: в языке детей, молодежи, взрослых есть свои особенности, да и сама структура языка допускает варианты.
Совершенно очевидно, что не все юноши и девушки, произносящие бранные выражения или жаргонные словечки, испытывают при этом удовольствие. Почему же они так говорят? Стремясь поскорее стать самостоятельными, подростки часто имитируют этого рода проявления «взрослости» и могут самоутверждаться таким образом. Опасность такой имитации заключается в том, что образуется стойкая привычка к сквернословию, к засорению языка жаргонными выражениями.
У воспитанников спецшкол для трудновоспитуемых спросили, какие трудности возникают у них в общении со сверстниками и особенно сверстницами. Они единодушно ответили, что именно засоренность речи нецензурными выражениями. Даже осознавая их недопустимость и бессмысленность, молодые люди не могут окультурить свою речь и страдают от невозможности общения, особенно с девушками. Большое значение в становлении речи имеет субкультура подростковых групп, конформность, присущая подросткам. Часто осознавая вредность и бессмысленность своего речевого поведения, они продолжают сквернословить, лишь бы не отличаться от значимого для них окружения. Однако при выходе из таких групп подростки изменяют свои привычки и лексикон.На кого же ложится самая большая ответственность за воспитание культуры речи? Прежде всего на школу, семью, общественные организации, учреждения культуры, на литературу и искусство. С раннего детства следует формировать у ребенка непримиримое отношение к брани и жаргону. Школа должна убедить в этом родителей, сделать из них своих союзников. В дошкольных учреждениях, в начальных классах школы воспитатели и учителя обязаны самым тщательным образом следить за речью детей, не пропускать ни одного случая сквернословия. Если такой случай имел место, необходимо сразу, сначала в индивидуальной беседе, а затем в присутствии детей дать ему соответствующую строгую оценку.
Если с самых малых лет сквернословие будет встречать резкое, нетерпимое отношение со стороны окружающих, вряд ли оно станет приемлемым, а тем более привычным для молодых людей.Значительные неиспользованные резервы в этом отношении имеют уроки языка и литературы, на которых можно решать такие задачи воспитания культуры речи: обогащение речи учащихся и ее упорядочение.
Большой вклад в борьбу за чистоту языка школьников могут внести комсомольская и пионерская организации. Одним из методов борьбы является широкая гласность в коллективе: это и осуждение сквернословия на диспутах и собраниях, и выступления самодеятельных художественных коллективов (ведь порой удачная, остроумная шутка, услышанная из уст товарищей, стоит долгих воспитательных бесед), и выпуски стенной печати (хорошая карикатура, шуточное стихотворение под ней часто заставляют подростка серьезно задуматься над своим поведением и речью). При этом нельзя забывать, что в подростковом возрасте коллектив сверстников является для ученика наиболее авторитетным и значимым, а значит, осуждение коллектива может стать важным поворотным пунктом в сознании подростка. Однако нельзя процесс борьбы за чистоту речи пускать на самотек, ведь психика ребенка весьма ранима. Критика должна осуществляться только с ведома и под наблюдением учителя. Бесконтрольные действия могут привести к глубокому конфликту внутри классного коллектива, отдалению подростка от него, вовлечению его в уличные компании.
Очень важна здесь индивидуальная работа. Можно выделить такие ее основные компоненты: разъяснение, осознание, мобилизация воли, самовнушение. Если разъяснительная работа в школе поставлена хорошо, то первый этап не представляет особой сложности, залогом успеха второго этапа является создание непримиримого отношения к сквернословам в коллективе, тогда процесс осознания тоже проходит довольно легко.
На третьем этапе можно рекомендовать наиболее несдержанным такое упражнение по мобилизации воли, как «обет молчания» в течение некоторого времени. А затем — самовнушение о недопустимости брани.
Процесс усвоения личностью норм поведения и общения специфичен для разных людей. Большой научный и практический интерес представляет изучение этого процесса у подростков, поскольку именно в этом возрасте особенно интенсивно усваиваются сложные системы норм поведения и осуществляется переход к использованию подростком сложных механизмов внутренней регуляции собственного поведения на основе усвоенных норм.
По мнению психолога Л. Б. Филонова, предметом особого внимания именно подростков являются средства, способы и приемы воздействия на людей, начиная от манеры держаться и кончая жестами, которыми сопровождается экспрессивная речь. Подростки изыскивают их, собирают как своеобразные орудия, которые необходимо применить в некоторых, особо острых жизненных ситуациях. Одной из характерных особенностей «трудного» подростка является то, что он не ожидает пассивно наступления той или иной ситуации, а активно способствует, иногда даже провоцирует ее, для того чтобы применить речевую заготовку определенного характера.
При воспитании культуры речи не следует забывать об индивидуальных различиях в деятельности нервной системы учащихся — о силе процессов возбуждения и торможения, их уравновешенности и подвижности. У некоторых эти процессы взаимно уравновешиваются, у других наблюдается преобладание одного из них. У подростков со слабыми процессами торможения часто можно наблюдать «неконтролируемость» поступков, и именно у них чаще всего бывают грубые нарушения дисциплины, привычка к сквернословию. Здесь самым важным методом воспитания является педагогическое внушение.
«Эксперименты и педагогическая практика показывают, что педагогическое внушение подчас может дать положительный эффект даже там, где другие методы воспитания, например убеждение и разъяснение, оказываются бессильными». Использование методики психорегулирующей тренировки, предлагаемой А. С. Новоселовой, связано непосредственно решением задач по стимулированию общественно активности трудных подростков, их учебной деятельности, стремления к самоусовершенствованию, к избавлению от вредных привычек.У подростков может происходить образование «смыслового барьера» по отношению к воспитателю или к требованию. Это проявляется в виде эпизодического или устойчивого негативизма. Такой подрос ток хочет выделиться, обратить на себя внимание помощью сквернословия, употребления нецензурных выражений. В литературе имеются данные, указывающие на исключительную трудность преодоления «смысловых барьеров» и негативных реакций в по ведении. В таких случаях особенно важно употребление в коллективе правильного литературного языка, использование методов внушения, строгий контроль со стороны педагогического коллектива, оказание постоянной помощи тому, кто решил избавиться от вредной привычки.
В процессе выработки иммунитета к вредным привычкам очень важно не упустить момент, когда подросток начинает осуждать свои поступки, приносящие вред общему делу. Справедливое осуждение со стороны коллектива вызывает чувство стыда и в этом случае направлено на развитие положительного отношения к самому себе — чувства собственного достоинства. Поэтому воспитатель должен создавать ситуации «признания вины». Эти ситуации ведут подростка к нравственной зрелости через переживания угрызений совести, раскаяния, чувства стыда. Он начинает понимать ответственность перед коллективом за собственные поступки. Многократное повторение совместных действий с коллективом приводит к выработке нравственных привычек. Вступая в борьбу с недостатками в человеке, следует искать союзника в нем самом. Известный советский психолог С. Л. Рубинштейн писал: «Кто хочет исправить недостатки человека, должен искать его достоинства, хотя бы потенциальные, те свойства его, которые могут быть обращены в достоинства при надлежащем направлении заключенных в нем сил».