Надо ли вмешиваться посторонним
Надо! Последствия родительского конфликта слишком тяжелый для ребенка, чтобы окружающие могли довольствоваться ролью сторонних наблюдателей. Позиция, исполненная сострадания к ребенку, объективно вытекает из общественных отношений. Общественная собственность на средства производства, устранение эксплуатации человека человеком и создали условия для формирования под руководством образа жизни, который характеризуется кроме прочего истинно человеческими отношениями между людьми. Утверждение новых отношений связано с развитием таких качеств в людях, как товарищество, взаимное уважение и поддержка, готовность помочь и чуткость, в противоположность тем общественным отношениям в странах капитала, где высшая ценность не человек, а прибыль и сверхприбыль, где царят борьба всех против всех, неуверенность в завтрашнем дне, одиночество человека, эгоизм, индивидуализм.
Такие поговорки, как «Моя хата с краю» и «Своя рубашка ближе к телу», не должны отвечать образу жизни людей, нравственной основе их отношений. Индивидуализм этих поговорок опровергается самой сутью отношений в обществе, основу которых составляет общественная и личная ответственность за каждого гражданина. Конечно, нам еще предстоит преодолевать как старые, так и новые противоречия. Но мы все учимся, в частности, помогать и принимать помощь, когда это необходимо.
Ребенок особенно нуждается в защите и помощи. И почти всегда получает их от родителей. Мы уже говорили о трудностях в семье Ренаты. Вряд ли они остались тайной для родственников, друзей и коллег. Супруги едва ли почувствовали бы себя задетыми, если бы кто-то из ближайшего окружения посоветовал им открыто и спокойно поговорить о проблемах супружеской жизни, возможно, сходить в семейную консультацию или к врачу-специалисту. Если человек чувствует, что разговор затевается не из любопытства, не из любви к сенсациям, а исключительно из потребности помочь, он не останется глух к совету близкого друга. Есть убедительные примеры тому, как коллектив, узнав о конфликтах в семье, влиял на поведение супругов и помогал таким образом сохранить семью.
Это особенно касается таких семей, где имеются явные внешние признаки разложения: алкоголизм, жестокость к членам семьи, отсутствие интереса к семье и т.д. С надлежащим тактом, учитывая всю возможную сложность отношений, должны трудовые коллективы решать серьезные воспитательные задачи— в духе положений, сформулированных в Думе: «Власть решительно выступает против бессердечности и бесцеремонности в человеческих отношениях, против лицемерия и цинизма, против недостойного поведения по отношению к другому полу. Она призывает вести решительную борьбу против нарушений закона, против асоциального (антиобщественного) поведения и хулиганства, а также против злоупотребления алкоголем».
Правда, мы не знаем, была бы спасена семья родителей Ренаты, если бы подоспели с помощью и советом другие люди; но мы знаем немало семей, которые были таким образом сохранены. То, что здесь было сказано об ответственности трудовых коллективов, в равной степени касается соседей. Им раньше, чем коллегам, становятся известны семейные конфликты тех, кто живет рядом. От них едва ли укроется разлад в семье. Тем не менее еще и сегодня бывают случаи, когда соседи, зная о том, что творится рядом, предпочитают молчать, потому что считают, что не имеют права вмешиваться. Но это ложно понятая тактичность, ведь там, где под угрозой оказываются дети, необходима полная активность граждан и участие всех общественных сил и соответствующих государственных учреждений.
Хотя и редко, но нашим судам приходится иногда разбирать дела, например, об издевательствах над детьми. Во время процесса обычно выясняется, что преступление по отношению к детям можно было предотвратить, если бы соседи не уклонялись от ответственности и своевременно сообщили об известных им признаках плохого обращения с детьми. Требование активности находит сильный резонанс у общественности именно под влиянием таких процессов. Мужество и инициатива развиты у всех, по-разному; но каждый гражданин может быть уверен, что его вмешательство пойдет на пользу детям, соответствует общественным интересам и получит общественное одобрение.
Учителя и воспитатели уже, так сказать, по долгу службы должны интересоваться семейными обстоятельствами доверенных им детей. Если в поведении детей заметны существенные изменения, непременно должен состояться разговор с родителями. Разговаривать не обязательно должен классный руководитель. В некоторых случаях удобнее, если это сделает другой учитель. Нередко весьма полезным оказывается участие в разговоре членов родительского комитета класса или школы. Их активная позиция дает понять родителям, что требования школы являются в то же время требованиями общества в целом, как это сформулировано в Семейном законодательстве: «Благороднейшая цель родителей состоит в том, чтобы во взаимодействии с государственными и общественными учреждениями воспитать своих детей здоровыми и жизнерадостными, трудолюбивыми и всесторонне образованными людьми». Участие родительского актива дает почувствовать родителям, что за развитием их ребенка внимательно следит общественность. Из таких разговоров вырастают прочные отношения, при которых родители сами обращаются к членам родительского комитета, которым они особенно доверяют, за советом.
Мы не откроем ничего нового, если отметим, что такие разговоры требуют особого такта. Попробуем в самых общих чертах представить себе направления, по которым должен идти такой разговор. В данной работе мы касаемся конфликта между родителями лишь в той мере, в какой он становится проблемой (и часто несчастьем) для детей. Из одного только изложения мотивов «борьбы» за ребенка видно, как трудно бывает для постороннего составить себе объективную картину семейного конфликта, особенно если он выслушивает только одну сторону. Именно поэтому, если мы хотим достичь успеха, следует исходить из интересов ребенка и ограничиваться в разговоре защитой этих интересов. В общем, могут быть высказаны следующие соображения:
1.Следует объяснить родителям, что нельзя думать только о себе. С рождением ребенка они взяли на себя ответственность за его благополучие: моральную и юридическую. Их поведение должно быть проникнуто этой ответственностью. Следует побудить родителей пересмотреть свое поведение с этой точки зрения.
2.Если конфликт в самом деле зашел так далеко, что нет никакой надежды сохранить семью, от родителей ожидается, что они постараются уберечь своего ребенка от всего, что может пагубно отразиться на его психике и отрицательно сказаться на его дальнейшем развитии.
3.Если имеет место ситуация, при которой родители «борются» за ребенка, желательно побудить родителей во имя их сильной привязанности к нему еще раз попытаться стабилизировать и спасти семью. Суды знают немало примеров, когда примирение оказывалось возможным.
В любом случае родители должны осознать, что они вредят своему ребенку, делая его объектом спора. Поэтому надо попытаться открыть родителям глаза, чтобы они увидели воздействие конфликта на ребенка и взглянули бы на свой конфликт со стороны. Ссора ослепляет их!
Родителям надо помочь найти трезвую, продиктованную заботой о благе ребенка позицию. Надо требовать, чтобы они прекратили «борьбу» за ребенка и предоставили суду решать их спор. Это требование можно подкрепить указанием на то, что суд может быть вынужден отказать в праве на воспитание обоим родителям и учредить опеку над ребенком, поскольку «накаленная» атмосфера создаст крайне неблагоприятную для ребенка и не вполне ясную в момент суда ситуацию.
Как различны люди, участвующие в таких разговорах, так будет различен и сам тон разговора. При всей тактичности ни в коем случае нельзя поступаться интересами ребенка. Наши усилия при построении развитого социалистического общества направлены на то, чтобы дать людям наполненную, счастливую жизнь. Несчастливые семейные отношения чрезмерным бессмысленным грузом ложатся не только на детство, но и на всю дальнейшую жизнь не только ребенка, но и многих других людей, поскольку никто не живет в одиночку.