Немного о причинах заболеваний
С. Я. Долецкий, доктор медицинских наук
Начну с общеизвестного. Решающее значение в происхождении болезней имеют социальные условия. Среди них главную роль играют такие факторы, как жизненный уровень населения, развитие здравоохранения, степень образования и воспитание.
Дети порой появляются на свет недоношенными, родившимися до срока, с малой массой (низким весом) и др. Именно у них возникают пограничные состояния, которые отнести к болезням нельзя, считать же здоровыми таких детей неверно. Подобные состояния именовались врачами дисфункцией, дискинезией, дисгармонией. Например, у новорожденного рвота. День, два, неделю. Потом реже и реже. Потом прекратилась. Есть стал нормально. Или еще чаще — запоры. Мучают газы. Кряхтит. Ночами плачет. Ставят клизмы, грелку. Родители извелись. Прошли недели, месяц, и запоры прекратились. Что это было? Болезнь? Нет! По мере роста и созревания ребенка эти явления исчезли. Назвал я это состояние дисфункцией незрелости. Специалист может даже построить кривую, в которую укладываются признаки таких состояний и жалоб.
Отмечены дисфункции и другого рода. Например, вначале ребенок здоров. Полностью. Ни на что не жалуется. Но вот через некоторое время у него появляются боли в ногах. Родители водят его по врачам. Мнения разные. Запретить физкультуру. Уложить в 1 постель. Попить лекарства. А дело просто в том, что в определенный возрастной период кости ребенка растут быстрее, чем мышцы. «Посмотрите, как моя Милочка вытянулась за лето. Она выросла на целых 6 сантиметров». Скелет увеличился. А мышцы— не успели. Вот они и болят, как у нетренированного человека после бега. Такое состояние я назвал дисфункцией диспропорции роста. Многие органы и системы в процессе роста обгоняют друг друга. Потом отстают. Это не болезнь, а закономерность развития. Физиологи определяют это как неодновременность развития.
Возникает новый подход к таким состояниям. Наверное, девочку, у которой болели ноги, не нужно ограничивать в движениях, назначать ей лекарства. А наоборот — рекомендовать бег, прыжки, работу со скакалкой. Мышцы догонят в развитии кости, и боли исчезнут.
Понимание незрелости и диспропорционального роста ребенка позволяет объяснить многие жалобы и «болезни» детей начиная с периода новорожденности. Вспомним детские жалобы, которые доставляли нам так много огорчений, но постепенно проходили: одни — после лечения, другие — без всякой терапии. Вначале недомогания физические. У малышей, мы уже сказали, — запоры, беспричинная рвота. Бывают и поносы, приступы плача, беспокойства. Стали постарше. Кровотечения из носа. Беспокоят «мушки» в глазах. Потом — боли в груди, в животе, в суставах, в ногах. Бородавки на руках. Ничем не выводятся, затем сами по себе пропадают. Звенит в ухе, подолгу держится температура 37,2—37,5°. Проходит, наконец. Хрустят суставы. Кожа на холоде похожа на мрамор, синюшная. Ноющие боли под ложечкой и слева под ребрами — при беге. И многое другое, чего не вспомнишь.
Жалобы психоневрологические. Возбудимый. Кричит. Бегает. Апатичный. Сонный. Безразличный. Беспричинная нежность. Ко всем ласкается. Или наоборот — начал всех дичиться. Груб. Обидчив. Заносчив. Всех подозревает. Боится. Все время валяется на диване. Спит, как сурок. Не добудишься. Тоже прошло. Началось другое — бессонница. Вертится всю ночь. Плачет по любому поводу. Появились головные боли. Никакие лекарства не помогают. Наконец, выросли. Женились. Уехали из дома. У них родились дети. У этих детей — все сначала: те же жалобы!
Сейчас пересмотрено отношение к происхождению заболеваний у человека. Они бывают приобретенными — от травмы, заражения инфекцией и других причин — и врожденными. На протяжении многих десятилетий классическая медицина рассматривала именно эти два их вида. Среди врожденных заболеваний выделяются наследственные. Ребенок может быть здоровым или больным с рождения. Здоровье генетическое, закодированное, заложенное в генном аппарате, передается по наследству. Здоровые родители при прочих равных условиях имеют больше шансов родить здорового ребенка, больные — больного. В настоящее время открыто около 2000 генетически обусловленных, наследственных заболеваний. И число их множится, что связано с успешными исследованиями, способствующими их распознаванию. К врожденным можно отнести и некоторые черты характера: мнительность, угрюмость, стремление к самокопанию, нагнетанию в себе отрицательных эмоций, острое переживание жизненных трудностей, неудач. Люди с такими особенностями характера способны заболеть чаще, чем другие, если они своевременно, сознательно и активно не попытаются его изменить. Это очень трудно, но возможно.
Последние 20 лет медицина успешно изучает, наряду с врожденными и приобретенными пороками, и третий путь происхождения заболеваний человека, которые, не являясь генетически обусловленными, в то же время имеют коренные отличия от приобретенных заболеваний, которые наблюдаются у взрослых людей. Это — повреждение растущих и развивающихся тканей систем и органов. Поскольку большинство из них созревают в детском возрасте, то третий путь касается детского организма. При этом возможны два варианта: внутриутробный и внеутробный.
Первый вариант, когда родители генетически здоровы, но эмбрион или плод во время беременности повреждается. Представьте себе, что вскоре после зачатия (слияния здоровых яйцеклеток родителей) молодая мать начала пить вино или курить. У нее рождается ребенок с пороками развития. Или в начале беременности перенесла коревую краснуху. Около 20—30% вероятного риска, что у ребенка также возникнут пороки развития. Подобным действием обладают и лекарственные отравления. Накапливаются, кроме того, сведения о том, что психологические стрессы будущей матери также способны нанести существенный вред нормальному развитию плода. Отсюда — необходимость соблюдения не только матерью, но и всеми членами семьи правильного охранительного режима, понимаемого в очень широком плане.
Второй вариант — повреждение происходит после появления ребенка на свет. Например, у новорожденного развился остеомиелит в области головки бедренной кости. Пострадала зона роста — эпифиз, и возник вывих бедренной кости. Если врачи не установили заболевание (а это возможно в случае интенсивной терапии антибиотиками, когда диагноз еще не поставлен, а лекарство назначено в связи с высокой температурой), то через год, когда малыш начнет ходить, у него отметят резкое укорочение ноги.
У взрослых ростковая (эпифизарная) зона кости, выполнив свою функцию роста ее в длину, уже зарастает, и остеомиелит может вызвать другие расстройства — свищи, омертвение части кости — секвестрацию, гнойное воспаление сустава — артрит.
Мы уже говорили о том, что гораздо более опасное повреждение, нежели может показаться на первый взгляд, — сотрясение мозга у ребенка. Часто он быстро и, казалось бы, надежно поправляется. Однако изучение отдельных результатов показывает, что такие дети отстают в психическом развитии, хуже учатся, у них не столь надежная память, многие из них страдают неврологическими отклонениями, выражающимися в головных болях, утомлении и т. п. И в этом случае повреждение сопровождается существенными «поломками» в главном штабе нашего организма — головном мозге, которые объяснимы лишь с позиций «третьего» пути.
Таких заболеваний поразительное множество. Сам факт незрелости и диспропорционального развития детского организма, формирующегося постепенно, позволяет использовать это обстоятельство в лечебных целях. Допустим, у новорожденного установлена косолапость. Если лечение начато немедленно после выписки из роддома (используют сменные эластичные повязки), стопа постепенно приобретает правильное положение, форму и начинает нормально функционировать. Удается обойтись без операции. Подобно тому как опытный садовник корректирует форму молодого дерева, так и хирург помогает быстрорастущему организму исправить недуги. Возникает вопрос: нельзя ли использовать быстрый рост ребенка в целях не только локального, но и общего оздоровления? Можно предположить, что тренировка его физических и психических функций и механизмов будет особенно результативной именно в момент наиболее быстрого их развития.
Отсюда не только теоретические рекомендации к воспитанию и обучению ребенка с некоторым опережением сроков созревания ряда его механизмов, но и реальные практические результаты, постигнутые на этом пути, например, семьей Никитиных и многими их последователями.
(Становлюсь на вопросе, который создает немалые трудности для молодых родителей и педагогов, когда им приходится решать весьма простые задачи, а советы старших, основанные на много-исковом опыте, и рекомендации ученых противоречат друг другу. О некоторых советах современный читатель узнает из популярных журналов, в которых помещаются статьи и ученых, горячо защищающих свою устоявшуюся точку зрения, и журналистов, стремящихся рассказать о «самом новом» слове науки. Зачастую полученные сведения настолько противоречат друг другу, что занятые люди — а таких большинство — машут на все рукой и, повинуясь чаще всего эмоциям, отдают предпочтение тому, что им показалось более убедительным.
Советский физиолог профессор И. А. Аршавский больше 50 лет занимался исследовательской деятельностью. Солидная экспериментальная и научная основа его работ дает возможность привести некоторые данные, связанные со здоровьем подрастающего поколения. Выделю лишь фрагменты, имеющие непосредственное отношение к нашей теме.
1. Пеленание ребенка неблагоприятно для развития определенных психологических черт будущего человека. Механизм запечатлевания (импринтинг) запеленатого ребенка способен заглушать рефлекс свободы (по И. П. Павлову). Движения скелетных мышц положительно влияют на все его системы, в особенности нервную. По мнению И. А. Аршавского, двигательные толчки плода, ощущаемые беременной женщиной начиная с 4-месячного возраста, уже в этот период способствуют гармоничному его развитию.
2. Новорожденного целесообразно прикладывать к груди матери для первого кормления через 15—20 мин после родов: заболеваемость у таких детей в 3—4 раза ниже, чем у тех, кого прикладывают к груди позже.
3. Вред перегревания автор демонстрирует статистическими данными, сравнивая состояние здоровья закаленных и «тепличных» детей. В целях ранней закалки он рекомендует кратковременные экспозиции — прикладывания к телу новорожденного стакана с холодной (5—10°С) водой на 5—10 с. В итоге — возрастание мышечного тонуса, мышечной активности, привыкание и подготовка к «Холодовым нагрузкам» и повышение уровня здоровья.
Дальнейший этап — погружение новорожденного и грудничка на 1—3 с в прохладную (18—20°С) воду, обучение плаванию в первые месяцы жизни. В последующие годы — обтирание и обливание ледяной водой. Купание в проруби (моржи). Проделаны исследования, показавшие, что ребятишки, которые научились рано плавать и нырять, заболевают в 2—3 раза реже своих сверстников. Охлаждение (при температуре воды в бассейнах от 23 до 29°С) и физическая активность дают ребенку положительные эмоции; повышается темп развития интеллекта, способность овладения речью. Сопротивляемость и иммунологическая защита нарастают.
4. Движения во много раз полезнее вялости и неподвижности. Поэтому надо поощрять раннее вставание на ножки, принятие вертикального положения.
5. Речь, беседа с ребенком чрезвычайно важны для развития интеллекта. Вопросы и ответы, мнения и загадки, сказки и рассказы — всё способствует его формированию.
6. Игры создают сложную комбинацию из усилий: физических (попасть куда нужно, сложить, уложить, нажать) и мыслительных (понять, запомнить, вспомнить, сделать). По мере роста ребенка усложнение игр способствует обучению и воспитанию.
7. Физические нагрузки, максимально активные и разнообразные: лазание, подтягивание, тренировка всех мышечных групп — создают своеобразный мостик к получению положительных эмоций, в том числе при физическом труде. Кроме того, они стимулируют тренировку способностей в широком их понимании, развитие исследовательских и творческих функций.
Совместно со специалистами смежных наук И. А. Аршавский изучил положительный опыт семьи Б. П. и Л. А. Никитиных: обучение с известным опережением позволяет не пропустить наиболее выгодных сроков (во избежание НУВЭРС — «необратимого угасания возможностей эффективного развития способностей»). Отсюда — выход на нравственное и социальное воспитание. Мне удалось побывать в семье Никитиных, познакомиться с родителями и ребятами и утвердиться в справедливости того, что они пишут в своих книгах, и тех рекомендаций, которые предлагают.
А теперь зададимся вопросом: зачем приведены, наряду со сведениями о здоровье, о состояниях пограничных между здоровьем и болезнью, данные о заболеваниях, их происхождении и итоги экспериментального многолетнего труда известного возрастного физиолога?
Наука о здоровье развивается непрестанно. Истоки ее — во многих областях человеческих знаний. Перспективным является любой подход: от экспериментальной физиологии до клинической хирургии, от изучения пограничных состояний до формулировки новых закономерностей. Люди проявляют большой интерес ко всему новому, что относится к здоровью. Даже если предложения исходят от инженеров, математиков, физиков. Но при этом обязательно одно условие — рекомендации должны быть научно обоснованы, тщательно проверены и осторожно апробированы, чтобы принести не вред, а пользу. Новые идеи, мысли рождаются у многих, перерабатываются медиками и входят в важный раздел человеческих знаний, именуемый учением о здоровье.