Распить первую рюмку
Н. Я. Копыт, доктор медицинских наук Э. С. Копыт, врач
Подростковый (пубертатный) возраст — это переход от детства к взрослости, период становления и формирования зрелого организма.
Особого внимания заслуживает развитие психики в подростковом возрасте. В этот период происходит дальнейшее совершенствование функциональной деятельности центральной нервной системы. Завершается структурное и морфологическое созревание нервных клеток. Развитие психики в этот период знаменует собой переход индивидуального сознания в общественное. Формируется перспективное мышление, которое, в частности, проявляется в типичном для подростков философствовании о смысле жизни, бесконечности, месте человека в мире и т. д.
В период отрочества начинают формироваться высшие этические и нравственные категории, эстетические понятия. Сложная переоценка явлений окружающей действительности совершается подростком непоследовательно, разрозненно; первое впечатление для него неоспоримо; эмоции отличаются чрезвычайной неустойчивостью. Для этого периода характерны и специфические психологические черты и реакции, такие, как реакция эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения (хобби) с их частой сменой и т. д.
В целом деятельность органов и систем организма в пубертатный период отличается функциональной неустойчивостью, а в связи с этим и повышением реактивности тканей к многим факторам внешней среды, особенно к вредным. Не случайно поэтому организм подростка оказывается легко уязвимым к воздействию алкоголя. Токсическое воздействие алкоголя на организм подростка в несколько раз сильнее, чем на организм взрослого. Объясняется это прежде всего тем, что это бурно растущий организм с интенсивным обменом веществ, большей скоростью всасывания, большей скоростью кровотока и большим просветом сосудов, относительно большей массой крови. Кроме того, ткани организма подростка богаче водой, что усиливает повреждающее воздействие алкоголя, так как он обладает неограниченной способностью к растворению в воде, жадно поглощает воду, отбирая ее у тканей организма.
Усиленное токсическое воздействие алкоголя на организм детей и подростков было эмпирически установлено врачами еще в конце прошлого века. Медицинская литература конца XIX — начала XX в. изобилует примерами тяжелейших отравлений и даже смертельных исходов у детей и подростков от ничтожных доз алкоголя. Современные исследования позволяют обоснованно утверждать, что в организме нет таких органов и тканей, такого уровня, на котором бы не сказывалось токсическое воздействие алкоголя. На молекулярном уровне алкоголь вмешивается в синтез белков, углеводов, жиров, нарушает ферментный метаболизм. На субклеточном уровне он воздействует на митохондрии, активность лизосом, на уровне клетки нарушает проницаемость мембран, изменяет проводимость нервных импульсов. На уровне органов — приводит к патологии желудочно-кишечного тракта, печени и ДР- На уровне систем — вызывает расстройство ферментативной деятельности, вмешивается в процесс синтеза и распада медиаторов (веществ, осуществляющих передачу нервных импульсов). На уровне макросистем употребление алкоголя может привести к патологии нервной системы, включающей метаболические и морфологические изменения.
Таким образом, не надо обладать большим воображением, чтобы представить себе весь урон, который способно вызвать у подростка хотя бы однократное употребление вина и даже пива. Попав в организм, алкоголь достаточно медленно расщепляется в печени — со скоростью 0,1 г/кг массы тела в час. И только 10% его выводится из организма в неизменном виде. Остальной алкоголь циркулирует вместе с кровью по всему организму, пока не расщепится весь. У подростка, учитывая высокую проницаемость тканей в этом возрасте, их насыщенность водой, алкоголь быстро распространяется по всему организму.
Токсическое воздействие алкоголя прежде всего сказывается на деятельности нервной системы. Если содержание алкоголя в крови принять за 1, то в печени оно будет равно 1,4, а в головном мозге — 1,75. Даже небольшие дозы алкоголя нарушают обмен в нервной ткани, передачу нервных импульсов. Малые дозы алкоголя патологически ускоряют процесс передачи возбуждения, умеренные — затрудняют его. Одновременно нарушается работа сосудов головного мозга: наблюдается их расширение, увеличение проницаемости, кровоизлияния в ткань мозга. Все это способствует усилению притока алкоголя к нервным клеткам и приводит к еще большему нарушению их деятельности.
В подростковом возрасте, когда мозговая ткань беднее фосфором, богаче водой и находится на стадии структурного и функционального совершенствования, алкоголь оказывается крайне опасным: даже однократное употребление его нарушает нормальный процесс развития психики и нередко может иметь самые серьезные последствия.
Неоднократное или частое употребление алкоголя оказывает буквально опустошающее воздействие на психику подростка. При этом не только задерживается развитие высших форм мышления, выработка этических и нравственных категорий и эстетических понятий, но и утрачиваются уже развившиеся способности. Подросток, что называется, «тупеет» и интеллектуально, и эмоционально, и нравственно.
Второй мишенью алкоголя в организме является печень. Именно в ней под действием ферментов происходит расщепление алкоголя. Если скорость поступления алкоголя в клетки печени выше скорости его распада (0,1 г/кг в час), происходит накопление алкоголя, ведущее к токсическому поражению клеток печени. В этом случае алкоголь выступает как растворитель биологических мембран клеток печени, вызывая структурные изменения в них, дистрофические процессы с накоплением жира. При систематическом употреблении спиртных напитков жировые изменения в клетках печени осложняются их некрозом с последующей заменой клеток печени соединительной тканью. Развивается цирроз печени, весьма грозное заболевание, почти всегда сопровождающее хронический алкоголизм. Действие алкоголя на печень в подростковом возрасте еще более разрушительно, так как организм находится в стадии структурного и функционального формирования. Токсическое поражение клеток печени приводит к нарушению белкового и углеводного обмена, синтеза витаминов и ферментов.
Алкоголь обладает выраженным токсическим действием на эпителий, выстилающий пищевод, желудок, нарушает секрецию и состав желудочного сока, что в свою очередь ведет к нарушению переваривающей способности желудка и различным диспепсическим явлениям. Нарушение усвояемости пищи неблагоприятно сказывается на росте и развитии подростка. Небезучастны к употреблению алкоголя и быстрорастущие в пубертатном возрасте легкие. Около 10% принятого алкоголя удаляется из организма через легкие. При этом алкоголь и продукты его распада оказывают непосредственное токсическое воздействие на нежный эпителий бронхов подростка и формирующиеся стенки альвеол легкого, одновременно нарушая как проницаемость, так и тонус его сосудов. Поражение эпителия, открывающего «ворота» для вторичной инфекции, и застойные явления в легком, обусловленные дисфункцией сосудов, могут привести к заболеваниям органов дыхания. Очень чутко реагирует на присутствие алкоголя и сердце растущего человека. Неблагоприятно изменяются как ритм, так и частота сердечных сокращений, обменные процессы в мышце сердца. В настоящее время доказано прямое токсическое воздействие алкоголя на миокард путем глубокого нарушения обмена веществ в мышечных клетках сердца. Алкоголь заставляет мышцу сердца перейти на невыгодный для нее энергетический баланс. Естественно, что это может болезненным эхом отозваться впоследствии.
Наконец, токсическое воздействие алкоголя сказывается и на самой крови. Активность лейкоцитов, играющих важную роль в защите организма, снижается, замедляется движение эритроцитов, несущих кислород к тканям, патологически изменяется функция тромбоцитов, имеющих большое значение для свертывания крови. Таким образом, алкоголь оказывает Чрезвычайно пагубное воздействие на растущий и развивающийся организм человека в период отрочества. Он ослабляет организм, тормозит и угнетает правильное развитие и созревание его органов и систем, а в некоторых случаях (при злоупотреблении) и вовсе гасит развитие некоторых функций (развитие высших норм самосознания, абстрактных, эстетических понятий и этических категорий и т. д.).
Доказано, что чем моложе организм, тем губительнее действие на него алкоголя. Это обусловлено анатомо-физиологическими и социально-психологическими особенностями детского и подросткового возраста. В частности, бурно протекающие изменения в центральной нервной системе, внутренних органах, эндокринной системе, связанные с ростом и созреванием организма, способствуют повышению его реактивности, в связи с чем многие дополнительные вредные воздействия (внутренние и внешние), в том числе и алкоголь, могут привести к быстрому развитию того или иного патологического процесса. Установлено, что у подростков употребление алкогольных напитков значительно быстрее, чем у взрослых, вызывает заболевание алкоголизмом, а его развитие отличается злокачественным течением.
Говоря об особенностях подросткового возраста, нельзя не коснуться и такой важной социально-гигиенической проблемы, как акселерация, о которой много говорят и пишут в последнее время. Некоторые авторы феномен акселерации сводят к ускорению физического и полового развития. Однако суть не только в этом. Современные условия жизни оказывают на нервную систему ребенка более интенсивное воздействие, чем полвека назад. Поток информации стал несравненно обильнее, впечатления разнообразнее и богаче, темп жизни ускорился. Происходит определенное ускорение и психического развития. Вместе с тем у подростков сохраняются детские интересы, эмоциональная неустойчивость, незрелость гражданских представлений и т. д.
Возникает диспропорция между физическим развитием и социальным статусом. В зависимости от степени зрелости самосознания и изменения с возрастом социального положения подростка и юноши сильнее меняется значимость различных психо-травмирующих ситуаций, что, в частности, связано с изменением характера «личностных ценностей». Употребление алкогольных напитков в подростковом возрасте нередко способствует появлению или заострению таких черт характера, как раздражительность, агрессивность, замкнутость, отчужденность. При неустойчивой нервной системе, еще не сформировавшихся жизненных взглядах и убеждениях подросток под влиянием алкоголя становится более восприимчивым к воздействию примеров негативного поведения. Таким образом, анатомо-физиологические и социально-психологические особенности детского и подросткового возраста, заключающиеся в усиленном росте и развитии организма, глубоких эндокринных сдвигах, усиленном половом созревании, формировании личности и психики, повышают порог психосоциальной адаптации молодого человека к различным отрицательным влияниям социального и биологического порядка, в том числе пьянства и алкоголизма. Из всего вышесказанного видно, что употребление алкоголя подрастающим поколением не только не желательно, но и недопустимо.
Известный русский врач И. В. Сажин на основании исследований влияния алкоголя на нервную систему еще в 1902 г. писал: «Что касается детского, отроческого и юношеского возраста, то здесь для естественного и правильного гармонического развития волевых, нравственных и умственных способностей решительно и необходимо требуется безусловное устранение употребления спиртных напитков в каком бы то ни было количестве». У мальчиков вначале основным мотивом является желание казаться взрослее, быть сильным и храбрым и т. д. Формирование подростковых групп знаменует появление таких мотивов, как «на праздник с друзьями за компанию», а у части подростков и «просто так с друзьями», «от нечего делать с друзьями». У девочек мотивы употребления алкоголя за период отрочества не подвергаются трансформации. Единственным значимым поводом является употребление алкоголя в праздники и дни семейных торжеств. Плохое настроение служит чрезвычайно редким поводом для употребления алкоголя и встречается в среднем в 1,7% случаев у мальчиков и в 0,3% случаев у девочек. Практически никогда подростки не употребляют алкогольные напитки в полном одиночестве.
Мальчики в 4 раза чаще пробуют спиртные в раннем возрасте, чем девочки. Процесс приобщения к алкоголю у девочек протекает медленнее. Они позже, в среднем на 2 года, чем мальчики, знакомятся с алкоголем; в более старшем возрасте происходит у них и наибольшее приобщение к употреблению спиртного — в 15—16 лет (у мальчиков — в 13—14 лет). Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны. Но прослеживается их характерная эволюция в зависимости от возраста. До 11 лет первое знакомство с алкоголем либо происходит случайно, либо его дают «для аппетита», «лечат вином», или же ребенок сам из любопытства пробует спиртное (мотив, присущий главным образом мальчикам). В более старшем возрасте мотивами первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы: праздник, семейное торжество, день рождения, гости и т. д. С 14—15 лет появляются такие поводы, как «неудобно было отстать от ребят», «друзья уговорили», «за компанию», «для храбрости» и т. д. Мальчикам свойственны все эти группы мотивов первого знакомства с алкоголем. Для девочек типична в основном вторая, «традиционная», группа мотивов, инициатива первого употребления алкоголя чаще всего принадлежит родителям и ближайшим родственникам.
Большинство современных авторов указывают, что злоупотреблению алкоголем и развитию алкоголизма способствует факторы как биологического, так и социального плана. С точки зрения современной психологии, формирование и психическое развитие ребенка происходят в результате тесного взаимодействия компонентов: биологического (организм ребенка, уровень его зрелости, особенности функционирования различных органов и систем), социального (люди с их делами, взглядами, отношениями, поступками, идеалами, среди которых живет и с которыми общается ребенок) и поведенческой активности ребенка, под которой понимается физическая и умственная (стремление узнать, что это такое, как устроено и т. д.) деятельность.
Среди упомянутых выше обязательных компонентов развития личности решающим является социальный — фактор общения, взаимодействия и жизни среди других, в особенности взрослых, людей. Известный советский психолог А. Н. Леонтьев писал: «Если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие дети, а все взрослое население погибло, то хотя человеческий род и не прекратился бы, однако история человечества неизбежно была бы прервана. Сокровища культуры продолжали бы существовать физически, но их некому было бы раскрывать для новых поколений. Машины бездействовали бы, книги оставались бы непрочитанными, художественные произведения утратили бы свою эстетическую функцию. История человечества должна была бы начинаться вновь». Взрослые не только передают детям знания об окружающем мире, но и под их воздействием формируются взгляды, отношения к окружающему, складываются черты характера, образ жизни и поведения подрастающего человека.
Первой социальной средой для ребенка является его семья. Она играет важнейшую и во многом решающую роль в воспитании детей. Семья обусловливает усвоение ребенком основных правил и норм поведения, вырабатывает стереотип отношения к окружающему миру. Неблагополучие семьи обязательно отражается на детях. Не случайно подростки, употребляющие алкогольные напитки, как правило, живут именно в таких семьях. По нашим данным, 90,7% семей, в которых живут часто употребляющие алкоголь подростки, являются социально неустойчивыми семьями. И многие отечественные и зарубежные авторы рассматривают неблагоприятные условия семейного воспитания как факторы «высокого риска», способствующие развитию злоупотребления алкоголем и алкоголизма в будущем. Среди семей подростков, часто употребляющих алкогольные напитки, процент неполных семей, повторных браков констатируется в 27—50% случаев. По нашим данным, «поломанный семейный очаг» (неполная семья, один из родителей — отчим, мачеха) встречается в 2,5 раза чаще у подростков, часто употребляющих спиртное, чем у неупотребляющих.
Функциональная неполноценность семей подростков, часто употребляющих алкоголь, выражается прежде всего в напряженной психологической обстановке, конфликтных взаимоотношениях между членами семьи. Результаты нашего исследования показали, что 50,7% семей подростков, часто употребляющих спиртное, характеризовались напряженным психологическим климатом. Между родителями происходили постоянные ссоры, скандалы и даже случались драки. В 29,9% семей взаимоотношения между родителями то были спокойные, ровные, то конфликтные, напряженные. В обоих случаях нездоровый психологический климат отрицательно сказывался на детях, порождая в душе ребенка (подростка) отчуждение от семьи, родного дома. Атмосфера постоянного психологического дискомфорта выталкивает детей на улицу, под влияние друзей, компании, тем более что в такой обстановке родителям часто не до них. В подавляющем большинстве случаев напряженный психологический климат в семье связан с пьянством и алкоголизмом родителей. В 65—75% таких семей имеет место злоупотребление алкоголем родителями. По нашим наблюдениям, среди семей подростков, часто употребляющих алкогольные напитки, встречается 5,7% семей, в которых злоупотребляют алкоголем оба родителя, 57,9% семей, в которых злоупотребляет спиртным только отец, и нет ни одной семьи, в которой бы вообще не употреблялись алкогольные напитки.
Характер употребления алкоголя в семье оказывает чрезвычайно большое влияние на ребенка. Существующие в семье «питейные традиции» становятся объектом наблюдения и подражания ребенка. При этом мальчики больше стараются быть похожими на отца, а девочки — на мать, поэтому трезвенническое поведение матери при злоупотреблении алкоголем отца в подавляющем большинстве случаев не становится объектом подражания сына.
Злоупотребление алкоголем родителями мешает правильно воспитывать детей, создает ненормальные условия в семье. Это и напряженность, и конфликты в семье, и безнадзорность детей, и снижение материальной обеспеченности семьи, и нарушение в ряде случаев структуры семьи и т. д. Будучи в большинстве своем структурно и функционально нездоровыми, семьи подростков, часто употребляющих спиртное, чаще всего оказываются не в состоянии выполнить и свою прямую задачу — воспитание детей.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что успешное решение задачи современного противоалкогольного воспитания и просвещения детей и подростков возможно только при постоянном, целенаправленном и многоплановом воздействии: семья — школа, родители — дети. Активная противоалкогольная установка должна стать неотъемлемой частью педагогического процесса в средней школе с первого до последнего года обучения. Противоалкогольную работу в основном следует направлять на разрыв связи между алкогольными традициями микросоциальной среды (семьи, групп) и порожденными ими установками на употребление алкоголя у детей. Необходим более строгий контроль за времяпрепровождением детей и подростков. Успех этой работы зависит от объединенных усилий педагогических и медицинских учреждений, обеспечения четкого взаимодействия и преемственности в работе всех социальных институтов и заинтересованных органов, координации всех противоалкогольных мероприятий.