Учится для чего?
Уже для младшего школьника учение — дело общественно значимое. Но если для него важно и ценно само по себе пребывание в школе, само включение в школьную жизнь, то подросток начинает все больше обращаться к осознанию роли учения для подготовки к самостоятельной жизни, к труду.
Правда, не все темы учебной программы можно прямо связать с понятными подростку сторонами его самостоятельной жизни. Остается, по-видимому, ряд разделов, которые приходится изучать и без такого интереса к ним. Но верно и другое: не всегда, когда есть такая возможность, мы открываем ребятам связь между разделами учебной программы и теми областями общественной практики, где могут пригодиться приобретаемые ими знания.
Много, например, говорится о том, что падает интерес к изучению родного языка. Дело тут, видимо, в том, что школьники не видят, как они смогут применить за порогом школы знания, которые они получают на уроках. Но разве нельзя раскрыть ребятам многообразие задач речевого общения, необходимость для каждого человека уметь ясно и точно излагать свою мысль, убеждать собеседника, отстаивать свою позицию, говорить и писать по-разному в деловой и дружеской обстановке? Тогда — в свете этих задач речевого общения — оживут в их глазах все эти синтаксические конструкции и выразительные средства языка…
Нередко приходится сталкиваться с тем, что подростки еще не могут «работать» на далекие цели и перспективы, на то дело, которым им придется заниматься где-то далеко за порогом школы и которое им пока трудно себе представить. Это понятно. К такому умению еще надо прийти. И прийти через более близкое, доступное.
Поэтому, когда мы говорим о предстоящих видах деятельности, то имеем в виду то, что может начаться сегодня же, сразу же после звонка с урока. Это труд — коллективная и общественно полезная деятельность самих подростков. Это самообразование — самостоятельное приобретение знаний за пределами школы. Это общение — взаимодействие подростков со взрослыми и сверстниками, в ходе которого обогащается понимание окружающей действительности.Таким образом, значимая деятельность не откладывается на «потом», она уже началась. Вместе с тем — что также важно — у подростков вполне можно вызвать понимание того, что многому «из жизни взрослых» можно научиться уже сейчас.
Подростки очень заинтересовываются, например, когда им показывают, что в ходе учения они могут овладеть навыками согласования действий, координации усилий, умением планировать работу и соразмерять свои планы с планами других и что все это понадобится им во всяком труде.
Подросткам непременно надо раскрыть значимость самообразования как важной деятельности каждого человека и помочь им перекинуть мостик к этой деятельности от самостоятельной работы на уроке.
Много сказано о специфически человеческой, бескорыстной потребности детей в новых впечатлениях, их не насыщаемой познавательной потребности. Но задумаемся над тем, что представляет собой человек, движимый исключительно одной только познавательной потребностью. Если нет установки на воплощение познавательных интересов в реальной жизни (что выражается порой в такой формуле домашнего воспитания: «Твое дело — только учиться»), то не исключено однобокое развитие личности.
Не менее, чем познавательная потребность, важна другая, тоже специфически человеческая потребность — в отдаче обществу, другому человеку. Если подросток представляет себе, пусть еще в общем виде, в какую сферу общественной практики он сможет активно включиться с полученными знаниями, то это и побуждает к учению и в известной мере помогает социальной зрелости.
Скажем, социальную значимость учения для практики общения подросток лучше поймет, если он хотя бы время от времени будет получать такие задания в связи с изучением русского языка: написать письмо разным людям (официальному лицу, товарищу) с описанием одного дела, написать письмо с изложением какого-либо события или с попыткой убедить кого-то, опровергнуть его мнение. Если речь идет о трудовой деятельности, пуст! ребята, получив задание создать некий конечный продукт, сами распределят между собой обязанности. Вкус к самообразованию возникает с овладением навыками составления конспектов, рефератов и т. д.
Вообще желательно, чтобы подросток имел возможность чаще отвечать себе на вопрос: «Для чего я изучаю это?» Или: «Где, в каких сферах деятельности мне это понадобится?» Или: «Что я еще должен знать, чему еще научиться, чтобы быть готовым к делу?»