Ищем главное

Итак, читать и рассказывать можно по-разному. Чтобы стать рациональными приемами работы, чтение и пересказ должны включать в себя выделение существенного, сортировку материала, мысленное составление плана и самопроверку.

Начнем с выделения существенного (главного). Что такое главное? Как научить выделять главные мысли в тексте? И как проверить, действительно ли это главное? В выделении главной мысли и тем более в ее словесном выражении всегда есть что-то субъективное. Но эта субъективность, конечно, имеет свои границы: нужно учить подростка видеть, что разными словами может выражаться одна и та же мысль. Можно предложить, в частности, такой прием: дать какой-то рассказ с заклеенным (или просто закрытым) названием и попросить озаглавить его, а потом сравнить придуманный только что заголовок с реальным. С этой целью можно использовать и параграфы учебника, а также подпараграфы, имеющие заголовки.

Но проверка — это отнюдь не первый этап работы. Сначала посмотрим, как школьники выделяют главное. То, как владеют они этим приемом, особенно наглядно проявляется в кратком пересказе. «Однажды я, — рассказывает учительница, — в течение целого урока никак не могла добиться, чтобы кто-нибудь из класса кратко пересказал главу из «Дубровского». Каждый отвечающий упорно хотел осчастливить меня всеми подробностями». Это было в VI классе. Не лучше обстояло дело и в восьмых классах, где проводился специальный эксперимент по работе с учебником. Ребят в этих классах попросили кратко передать содержание научно популярной статьи об аллергии. Статья начиналась с рассказа о том, как ученый-естествоиспытатель Салтер открыл аллергию. Сам он, как выяснилось, страдал аллергией к шерсти животных. Ученый узнал об этом благодаря своей кошке Артемиде. Далее в статье рассказывается о первичной реактивности человеческого организма, повышенно чувствительности и аллергенах.

Краткий пересказ может быть понятен, если он состоит из главных мыслей, связанных между собой. Понятность краткого пересказа для другого человека — критерий его правильности. Что же оказалось на практике? Как школьники выполнили задание?

Почти не было пересказов, включающих в себя только главные мысли. А те школьники, которые стремились пересказать коротко, опускали часто самое главное. Иногда при кратком пересказе переставлялись акценты и второстепенное выступало как главное. Например, для многих ребят главным стал рассказ о кошке Артемиде и естествоиспытателе Салтере, а вовсе не о первичной реактивности и аллергенах:«Об аллергии теперь много говорят, все о ней слышали, но никто не может ответить на вопрос, что такое аллергия. Как-то был случай в прошлом веке. Летом, тихим вечером, естествоиспытатель Салтер сидел на террасе загородного дома. Он плохо себя чувствовал. Кошка Артемида сидела у него на коленях. Хуже всего было у Салтера с глазами. И Салтер пошел к зеркалу. Когда он увидел себя, он испугался: веки были красные. Затем Салтер взял на руки входившую в это время в дверь кошку, погладил ее, и вдруг руки его покрылись волдырями. И оказалось, что это аллергия».

В этом пересказе пропущено самое существенное: что такое аллергия, чем она вызывается. Зато пересказ перегружен подробностями: «тихий вечер», «терраса», «входившая в дверь кошка». Нетрудно заметить, что он не удовлетворяет одному из основных требований — включать только главные мысли.

Теперь посмотрим, как выполняется второе требование, предъявляемое к краткому пересказу, — взаимосвязь главных мыслей. А для этого разберем такую работу:«Это было в прошлом веке. Один естествоиспытатель — Салтер заболел. У него была кошка. Держа на руках кошку, он все хуже чувствовал себя. Он описал признаки страшной болезни, разработал особую кожную пробу на аллергию. В биологии есть первичная реактивность, когда живой организм должен реагировать на внешний мир. Первичная реактивность — это свойства, заложенные в организме. Например, в морских свинках, мышах, сусликах. А врожденная первичная реактивность и есть аллергия. Аллергенные вещества бывают разные: например, в истории заболевания Салтера аллергеном была шерсть кошки».

В этом на редкость сумбурном пересказе, как это ни странно, нашли отражение почти все главные мысли статьи: история открытия аллергии, что такое аллергия, ее связь с первичной реактивностью, разнообразие аллергенов. Однако эти мысли разрозненны, не связаны между собой, а отсюда — логические провалы. Например, пропущена мысль, что аллергия вызывается аллергенами, поэтому совершенно не оправдан внезапный переход к разнообразию аллергенов.

Если выделяются не главные мысли да они еще не связаны между собой, то естественно, такой пересказ становится непонятным другому человеку.

Вернемся ненадолго в начальную школу. Один из психологов предложил развивать умение выделять существенное следующим образом. Прежде всего дети должны научиться задавать два вопроса к тексту: «О чем здесь говорится?» и «Что об этом говорится?» В качестве примера школьникам дается небольшой текст.«Заблудился. Стояла холодная зима. Утром Вася взял сани и поехал в лес за дровами.Вдруг началась метель. Сильный ветер крутил хлопья снега и бил в лицо. Дорогу замело. Мальчик долго бродил по лесу. Он устал, сел под ель и заснул.Мимо ехал колхозник Егор. Под деревом он заметил мальчика. Мальчик был еще жив. Дядя Егор завернул Васю в тулуп и привез в деревню».

После того как текст прочитан, можно спросить ребенка:

— О чем говорится в начале рассказа?

— О Васе.— Что о нем говорится?

— Что он ушел в лес и заблудился.

— А потом о чем говорится?

— О вьюге.

— Что о ней говорится?

— Что она началась.

— А потом о чем говорится?

— О дяде Егоре.

— Что о нем говорится?

— Что он спас Васю.

Таким образом, в этом рассказе выделены три главные мысли:

1. Вася пошел в лес и заблудился.

2. Началась вьюга.

3. Дядя Егор спас Васю.

Хотим сразу предупредить: это вовсе не значит, что именно так и только так нужно выделять главную мысль. Здесь продемонстрирован самый начальный’и к тому же очень развернутый, удлиненный этап обучения. Его можно сравнить с чтением по слогам. Ведь ребенка учат читать по слогам, чтобы он потом мог читать целые фразы, тексты. И впоследствии он забывает о начальной стадии обучения. Так и здесь: в дальнейшем все эти развернутые действия («О чем говорится сначала?», «Что говорится?» и т. д.) «свернутся», а на смену им придет умение сразу схватить главное, существенное.

Конечно, так удобнее обучать маленьких детей. Учебной программой и предусмотрено, что уже в I классе дети должны уметь выделять существенное. Однако, увы, и школьники более старших классов часто не справляются с этим. Можно ли в работе с ними использовать этот метод? Думаем, что да. Нужно только предупредить вашего ребенка, что это утрированная простота, что это необходимый этап обучения. Кстати, на более трудных текстах (а учебники не столь просты, как приведенный нами рассказик) даже этот способ не будет выглядеть столь примитивным.

Выделение существенного (главного) может использоваться как самостоятельный прием, а может входить составной частью в другие, более сложные приемы работы. Мы уже отмечали, что выделение главного лежит в основе краткого пересказа. Нельзя составить план, если не умеешь выделить существенное. И наконец, без выделения существенного нельзя произвести сортировку материала.Что это такое — сортировка? Это такой способ работы, при котором материал сортируется по разным критериям: понятности, трудности, значимости, интересу для читающего и т. д.

Сортировка — это совсем непривычный для школьников способ работы. Взрослые обычно сами приходят к нему. Их жизнь заставляет: читать приходится много, из этого многого надо отбирать просто нужное, очень нужное и совершенно необходимое. Хочешь не хочешь — приходится сортировать материал, а следовательно, и придумывать, как это делать.

Дети же имеют дело с учебником. Они убеждены, что весь материал учебника нужно знать одинаково хорошо, и поэтому не стремятся как-то оценить его значимость. Нередко они либо пытаются выучить параграф целиком, либо вообще никаких попыток учить не делают.

Мысль о том, что текст учебника может быть не одинаковым по степени значимости, а следовательно, потребует разных способов обработки, воспринимается школьниками как откровение. Но, овладев приемом сортировки, ребята охотно им пользуются.

На чем строится сортировка? Это зависит от того критерия, который выбирает человек для сортировки. Школьникам, наверное, целесообразнее всего сортировать учебный материал по значимости заключенной в нем информации, и тогда сортировка будет строиться на анализе логической структуры текста.

В тексте есть основные положения и их доказательство, которое, в свою очередь, может быть аргументацией или иллюстрацией.Значит, прежде всего нужно обучить ребенка выделять эти компоненты. Для этого нужно опять прежде всего выделить главные мысли, а потом проследить, как они обосновываются. Потом попросите вашего школьника выделить эти логические компоненты самостоятельно.

Основные положения нужно запомнить, иногда, может быть, даже дословно. Аргументы, их доказывающие, нужно как следует понять и излагать своими словами. А иллюстрации иногда достаточно только прочитать. Но все это, конечно, примерная схема сортировки материала, и работа над текстом оставляет простор для творчества.

А теперь вернемся к началу нашего разговора: когда же чтение и пересказ становятся рациональными способами работы? Если, читая и рассказывая, ребенок будет сортировать материал, выделять в нем существенное — это уже не просто чтение и пересказ текста, это серьезная работа над ним.

(Visited 206 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *