В роли «бывалого»

Андрей — тоже подросток и тоже «трудный». Отец у него умер, когда мальчику было три года. Андрей с детства был предоставлен, по сути, самому себе. Режим почти никогда не соблюдался. Мальчик бессистемно смотрел передачи по телевидению, бесконтрольно посещал кинотеатры. Домашние задания никто у него не проверял. Андрей учился на тройки. Но плохие отметки его волновали лишь постольку, поскольку мать за них наказывала.
Добросовестности и усидчивости, интереса к занятиям не было. Самостоятельно работать не умел. Интересовали Андрея танцы, девочки, модная одежда. Мать покупала дорогие, красивые вещи. С девочками Андрей держался как взрослый, старательно копируя манеры старших ребят. Эту «взрослость» он принес и в класс.

Это был сложный характер. При желании Андрей мог быть вежливым, знал, где и как надо себя вести. Он обладал определенным обаянием, умел привлекать ребят к себе. Но в классе учителям с ним было тяжело, на уроках он разговаривал, занимался посторонними делами; никогда не признавался з проступке, отрицал любую свою вину, честно глядя в глаза. Очень часто вел себя вызывающе.
В Андрее ребят привлекали его «взрослый» внешний вид и манеры. У него всегда было много приятелей. Но, повнимательнее присмотревшись к окружающей его группе, можно было увидеть, что ее состав постоянно менялся. Долго с ним никто не дружил.

И вот почему. Одноклассники давали такие характеристики Андрею: «Он вредный, любит другого подвести, а сам в стороне остаться», «Он подбивает своих друзей на плохие поступки, дружит только с теми, с кем выгодно», «Это он тут таким тихоньким кажется, а посмотрели бы вы на него на улице…»
Значит, в классе против Андрея уже назревало недовольство, но пока еще не совсем осознанное. Впрочем, связано это было не только с Андреем. Ребята всерьез обсуждали поступки сверстников и мотивы их поведения, говорили о том, что такое справедливость, добро, честность, — словом, пытались самостоятельно разобраться в том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Однажды им предложили написать сочинение о дружбе. Тут им пришлось задуматься над тем, что такое хороший товарищ, кого придется считать плохим товарищем, из-за чего можно обидеться на товарища и перестать с ним дружить… Отвечая себе на эти вопросы, ребята не только рассуждали «в общем». Много писали об Андрее. «Андрей — самый плохой товарищ в классе. Он подлизывается к ребятам, которые ему что-нибудь обещают, а когда он получит желаемое, перестает обращать на них внимание»; «Он пользуется своей силой и зазнается перед ребятами»; «Всегда пристает к младшим, любит поиздеваться». А один из самых физически слабых ребят в классе, в начале года с гордостью называвший Андрея своим другом, попросил прочесть свое сочинение в классе, «чтобы порвать дружбу с Андреем».

А когда ребята обсуждали состав группы, которая должна была отправиться в поход, они единогласно вычеркнули из списка Андрея: «Не достоин». Впрочем, высказав Андрею свое мнение о том плохом, что в нем было, вовсе не отвернулись от него самого. С ним по-прежнему играли и работали, он не чувствовал себя одиноким, но — и это было самое главное — на него не смотрели больше с восхищением, он не был образцом. Скорее наоборот — он сам стал присматриваться к ребятам и понемногу менять свое поведение. Он не замкнулся, не обиделся. И можно было верить, что этот урок не прошел для него даром.

Мама Андрея, выслушивая замечания учителей, всегда горячо вставала на защиту сына: «Он у меня хороший». Ей казалось, что к ее сыну несправедливы, что учителя занижают ему отметки. Она рассказывала, что Андрей внимателен к ней, заботлив, всегда выполняет все ее просьбы и поручения.

Однако нетрудно было убедиться, что настоящей близости между матерью и сыном все-таки не было. Да, она советовалась с ним по деловым и хозяйственным вопросам, но совершенно не вникала в его собственные интересы, в отношения с друзьями — словом, во все то, что уже составляло его личную жизнь. Она ничего не знала о том, где и как проводит время ее сын. Многие его «подвиги» в школе тоже явились для нее полной неожиданностью. Та жизнь, которая привлекала Андрея, жизнь, полная значения и интереса для него, была закрыта для матери.

Как же так случилось, что мать оказалась совершенно чужой сыну в чем-то очень важном для него? Беда в том, что мать слишком однобоко понимала благо сына. Одет, обут, что же еще надо? А сын уходил в другую жизнь…
Но в то же время эту свою личную жизнь, в которую Андрей не посвящал мать, он с удовольствием афишировал в классе, перед товарищами: хвастался взрослыми приятелями, умением танцевать. Он тянулся к общению с товарищами и стремился играть роль «бывалого», более взрослого, знающего что-то, чего еще не знают другие ребята.

Такая ситуация встречается не так уж редко. Воспитание ребенка, разумеется, не может сводиться только к заботе о его здоровье, о его «ухоженности». Такая забота не должна заслонять собой постоянную, пристальную заботу о формировании его внутреннего мира, его интересов, стремлений, желаний, круга общений и отношений с друзьями.

(Visited 17 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *