И они ушли в свой мир…
Ира, как и Андрей, во многом была предоставлена самой себе. Отец много работал, мать часто болела, лежала в больнице. Девочка способная, но уделяла учению очень мало времени. Основное в ее жизни — подруги, прогулки, внимание к своей внешности. Она любила подолгу простаивать перед зеркалом — наряжалась в мамины, бабушкины платья, примеряла туфли на высоком каблуке, делала немыслимые прически. Рассматривала себя с разных сторон, изучала мимику, жестикулировала, произносила какие-то монологи, кого-то копировала.
Одно время Ира занималась в драматическом кружке — пропадала все вечера на репетициях, часто выступала: танцевала, читала, играла в спектаклях. Руководительница драмкружка говорила, что Ира у них главная фигура. Мать обеспокоило это увлечение дочери, отнимавшее у нее много времени, и по ее настоянию Ира перестала ходить на занятия кружка. Но осталась мечта стать актрисой, выступать перед зрителями, осталась и привычка быть в центре внимания.
Большую часть свободного времени Иры поглощали телевизионные передачи. Часто она делала уроки и смотрела передачу, заявляя, что телевизор ей абсолютно не мешает. Мать пробовала запрещать, но натолкнулась на упорное сопротивление и махнула рукой.
Среди друзей Иры были и мальчики — и из параллельного класса, и во дворе. Хорошенькая девочка рано проявляла желание нравиться мальчикам. Взаимоотношения с подругами и мальчиками, кокетство, постоянные разговоры на эти темы — все это очень занимало Иру.
В то же время Ира любила школу и одноклассников. Ей нравилось выполнять общественные поручения, нравилось, что ребята выбирали ее на ответственные должности в классе. Она охотно командовала, но умела и подчиняться.
Став старостой, Ира сразу же развила бурную деятельность. Однако ее «правление» не было безоблачным. Первые конфликты начались с мальчиками. В их отношении к Ире появились насмешка, ирония, даже грубость. Однажды на сборе звена обсуждали план работы, и мальчики категорически возражали против назначения ее ответственной за что-либо: «Ничего хорошего в ней нет: очень уж раскомандовалась».
Почему же отношение ребят к Ире стало таким критичным? Она, конечно, не всегда достаточно тактично вела себя — грубо командовала, могла накричать на ребят, порой требовала выполнения правил, которые сама не соблюдала. Одноклассников также возмущала манера Иры держаться, одеваться, причесываться, вести себя с мальчиками, отношение к ней изменилось. Ира чувствовала, что к ней относятся все хуже и хуже. Однажды она сама заговорила об этом, и ей пришлось выслушать о себе много нелестного.
В семье Иры далеко не все было ладно. Обстановка в доме была довольно тяжелой — больная мать, мрачный, раздражительный отец, частые ссоры и конфликты. Когда мать чувствовала себя хорошо, она старалась не обременять Иру хозяйственными заботами. От той требовалось только одно — хорошо учиться, во всем остальном она была предоставлена самой себе.
Родители не предъявляли Ире единых требований. Отец был недоволен тем, что дочь не помогает матери, мало читает. Он делал ей замечания в грубой форме, но грубость рождала ответную грубость, и все равно дочь делала по-своему. Кроме того, он совершенно не хотел считаться с теми изменениями, которые происходили в растущей девочке, и продолжал относиться к ней как к маленькой, которая «обязана», «должна», «не имеет права». Грубость отца оскорбляла Иру, вызывала в ней чувство протеста и еще более усиливала ее разрыв с родителями. Девочка фактически уходила из семьи в круг своих подруг и друзей-ровесников, а потом — и более старших.
Девочке очень хотелось быть хорошо и модно одетой. И если уж Ира что-то хотела получить от своих родителей, она своего добивалась. В своих требованиях Ира была настойчива, упряма, доводила мать до слез, и та сдавалась. Сдавшись раз, и второй, и третий, мать так и шла по линии капитуляций, и девочка уже твердо знала, что она добьется всего, чего захочет.
Андрей и Ира, два подростка, на первый взгляд такие разные, все-таки в чем-то очень похожи. Как Ира, так и Андрей скрывали от родителей очень важную сторону своей жизни — отношение с друзьями, т. е. по существу «закрылись» от них и ушли в свой мир.
Почему же это произошло? И в том, и в другом случае общение сына и дочери со сверстниками выпало из поля зрения родителей и тем более не направлялось. Где бывают дети и с кем, чем занимаются, родители не знали. А именно в этом общении и черпались примеры для подражания. И у Иры, и у Андрея были друзья гораздо старше их. Эти друзья, жизнь которых отличалась бездумной простотой и легкостью, стали ориентирами, им подражали Ира и Андрей в манерах, в поведении, по их образцу строили свои отношения с окружающими. И поскольку эта жизнь была, в общем, скрыта от родителей, никто не мог им помочь — показать, что в этих знакомых мальчиках и девочках, в отношениях с ними плохо, чему не надо бы подражать.
Стремление подростка к самостоятельности, взрослости само по себе не может быть плохим. Все дело в том, куда оно направлено. У Андрея и Иры это стремление было однобоко, оно было направлено в сторону усвоения только внешних признаков, отмечающих взрослого человека, — в манерах, в одежде, в независимом поведении. Этому способствовало то, что у них отсутствовали какие-либо содержательные интересы: оба мало читали, кругозор их был узок, знания скудны.
А этого могло и не быть, если бы родителей интересовали не только «отметки», если бы воспитывалась тяга к знаниям, поощрялись содержательные интересы. Ребятам не хотелось о чем-то узнать самим, открыть, докопаться, прочитать что-то новое, интересное — и родители об этом не задумывались, это их не волновало.
А между тем тяга к знаниям — одна из главных возрастных особенностей подростка. В принципе, подростки очень любознательны, они о многом хотят узнать, за многое берутся, но далеко не всегда умеют самостоятельно выбрать правильные пути и способы удовлетворения своей любознательности.
И родителям надо сделать все возможное для того, чтобы дать пищу этой любознательности, направить ее в нужное русло. Очень много значит в развитии интересов ребенка своевременно подаренная книга по интересующему его вопросу, познавательная игра, набор инструментов.
А как много даст вашему подростку совместное чтение книг и газет, журналов! Как любят дети походы вместе с родителями в музей, картинную галерею, на выставку, даже просто прогулки за город! Не жалейте на это времени, как бы дорого оно у вас ни было. Оно окупится сторицей. Содержательные интересы совершенно необходимы для правильного развития личности. А где нет интереса к сути вещей, там обостряется интерес к внешнему, к показному.
Особенно опасно это, когда ребенок вступает в отрочество, когда складывается слож-ная картина внутренней жизни человека, его личных, необыкновенно важных для него отношений. Личность в это время еще хрупка и податлива, и так легко искривить ее…