Индивидуальный подход к детям на занятиях

Занятия занимают небольшую часть общего бюджета времени пребывания ребенка в детском саду, но их воспитательное значение велико. На занятиях уточняются, расширяются и углубляются представления детей о предметах и явлениях окружающей жизни, они получают новые знания, приобретают элементарные навыки логического мышления, делая простейшие выводы и упражняясь в умении связно, в определенной последовательности выражать свои мысли, словесно оформлять накопленные впечатления и наблюдения в процессе занятия у детей развивается восприятие, произвольное внимание, память, воображение, воспитывается воля, организованность, усидчивость, трудолюбие, чувство коллективизма. Таким образом, занятия не только способствуют умственному развитию, но и оказывают положительное влияние на формирование личности ребенка.

Педагоги и психологи (Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, А. В. Суровцева и др.) доказали возможность и необходимость воспитания у дошкольников навыков произвольного поведения.

На занятиях все дети должны соблюдать определенные правила поведения: сидеть спокойно, слушать внимательно, не заниматься посторонними делами, не разговаривать, чтобы не мешать другим, свое рабочее место содержать в полном порядке.

Часть детей легко усваивает все правила и ревностно их выполняет, им не приходится делать замечаний, они даже сдерживают тех, кто нарушает указанные требования и тем самым нарушает дисциплину. Чаще всего нарушителями оказываются легко возбудимые дети — сказываются особенности их темперамента, высокая подвижность нервных процессов и недостаточное развитие тормозной реакции. Такие дети долго не могут сосредоточиться, вертятся, обращаются с вопросами к товарищам и отвлекают их. Есть еще дети, которые не умеют сосредоточить своего внимания, все время отвлекаются, следя за чем-нибудь посторонним, за действиями соседа, оглядываются. Некоторые сидят спокойно и не нарушают правил, но и не участвуют в занятиях, сохраняя пассивность и безразличие. Все они требуют внимания воспитателя,

«…Учение есть индивидуальная деятельность детей,— писала А. П. Усова. — Здесь каждый ребенок проделывает определенную умственную или физическую работу индивидуально. Для той или иной работы тратятся индивидуальные усилия. Поэтому необходимо рассматривать процесс обучения во взаимодействии индивидуальных усилий и усилий детского коллектива». Таким образом, А. П. Усова подчеркивала необходимость индивидуального подхода к детям на занятиях в процессе общей работы с коллективом, это дает возможность всем детям овладевать программным материалом.

Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания.

Как только обучение начинает основываться на индивидуальном подходе, молчаливые — застенчивые, замкнутые, робкие, нерешительные — дети выявляют такие качества, которые за ними раньше и не замечались. Прежде всего, они теряют именно молчаливость, а в дальнейшем становятся не менее активными, чем те, которые всегда отличались большой общительностью. Для преодоления их молчаливости воспитатель, прежде всего, должен расположить их к себе, заботиться, чтобы они вошли в коллектив, имели товарищей. Таких ребят не следует вызывать первыми, а вызвав, сначала надо задавать вопросы о том, что они уже хорошо усвоили, и постепенно переходить к новому, более трудному материалу. Р. И. Жуковская рекомендует во время занятий использовать игровые приемы, которые также способствуют развитию активности, произвольного внимания, преодолению нерешительности у робких, малоактивных, застенчивых детей.

Часто причиной активности одних и пассивности других детей на занятиях бывает неправильная работа воспитателя. Если он старается вызывать только развитых, способных, активных детей, чтобы получать от них хорошие ответы, то, по сути дела, он и работает только с этими детьми, укрепляя у них уверенность в своем превосходстве над другими, которое может перерасти в зазнайство.

Очень важен индивидуальный подход к детям, которые медленно соображают. В свое время на таких детей обратил внимание Н. А. Добролюбов в своей знаменитой работе «Ученики с медленным пониманием». Характеризуя таких детей, он утверждал, что нельзя их считать глупыми и ленивыми, так как и у них есть много положительного. Они внимательны, аккуратны, умеют хорошо справляться с многими бытовыми заданиями. Такие дети послушны, уступчивы и добродушны. Хотя они медленно усваивают, но зато прочно сохраняют все в памяти. В индивидуальном подходе к медлительным детям следует соблюдать терпение, не торопить с ответом, не прерывать, не вызывать их первыми, воспитывать уверенность, поощрять их ответы. Мысли Н. А. Добролюбова являются ценными и для нашего времени. Его методические советы по индивидуальному подходу и в наше время не потеряли своего значения и вполне себя оправдывают.

Индивидуальными особенностями детей следует также руководствоваться и при рассаживании их на занятиях, при определении каждому места за столом. При этом нужно учитывать особенности их физического развития и своеобразие психического развития и поведения. Если у ребенка пониженный слух или зрение, то его обязательно надо посадить ближе к воспитателю, чтобы он мог хорошо видеть и слышать его, а воспитатель всегда мог держать таких детей в поле зрения и вовремя прийти на помощь. Постоянного внимания воспитателя требуют и очень подвижные дети, непоседы. Их тоже следует посадить поближе. Недалеко от воспитателя должны сидеть молчаливые и пассивные ребята. При рассаживании необходимо учитывать также дружеские взаимосвязи детей, но все-таки в первую очередь руководствоваться педагогическими целями, подбирать соседей по столу, исходя из возможностей их благотворного влияния друг на друга.

Имеет значение и правильная расстановка столов. Очень трудно воспитателю держать всех детей в поле зрения, когда столы расставлены вдоль комнаты. Но можно расставить их в форме буквы «П», в шахматном порядке и т. д. Здесь должна проявляться творческая инициатива воспитателя при условии соблюдения им требования удобства и целесообразности.

Вопросы осуществления индивидуального подхода к детям на занятиях по развитию речи, элементарных математических представлений, изобразительной деятельности, так как эти занятия являются особенно важными в подготовке детей к школе. Специфика содержания каждого вида занятий определяет и методику осуществления индивидуального подхода.

(Visited 71 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *