Индивидуальный подход к детям на занятиях по развитию изобразительной деятельности

Для всестороннего развития дошкольников в детском саду большое значение имеют занятия по изобразительной деятельности. В рисунках, лепке, аппликации дети выражают свои чувства и мысли, свои представления об окружающей жизни. В процессе этих занятий они приучаются правильно воспринимать окружающие предметы и явления, знакомятся с различными формами и положением предметов в пространстве. Дети овладевают практическими навыками пользования карандашом, кистью, красками, ножницами, что является хорошей подготовкой руки к письму. Занятия по рисованию, лепке, аппликации развивают наблюдательность, воображение, инициативу, побуждают к практической деятельности, способствуют умственному развитию ребенка, воспитанию нравственных качеств, обогащению эстетических чувств.

Н. К. Крупская придавала очень большое значение изобразительной деятельности. Отмечая значение изобразительного искусства в обогащении кругозора детей, в развитии интереса к окружающему, что является основой развития творческих способностей, она считала важным руководить развитием наблюдательности ребенка: «Выбрать определенным образом материал, сорганизовать его определенным образом — это и значит дать систему, открывающую глаза ребенка на определенные явления».

В «Программе воспитания в детском саду» дается и программа изобразительной деятельности дошкольников. Обеспечить усвоение ее каждым ребенком возможно лишь при условии осуществления индивидуального подхода к ним как в процессе соответствующих занятий, так и в повседневной жизни.

Правильное руководство эстетическим развитием детей может быть осуществлено только в результате изучения и знания их возрастных и индивидуальных особенностей. Наряду с проведением фронтальных занятий совершенно необходимо использовать индивидуальные формы занятий с теми воспитанниками, которые в этом особенно нуждаются. Воспитывая интерес к рисованию, следует быть особенно внимательным к каждому ребенку, уметь помочь, ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его старания.

Очень интересными являются высказывания Е. А. Флёриной о содержании и форме замечаний воспитателя в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, о тоне этих замечаний. «Для одних детей достаточно намека, небольшого напоминания, наводящего вопроса; другие требуют обстоятельного объяснения; в отношении детей, не уверенных в себе, требуется особенно уверенный, поощряющий тон; для детей, излишне уверенных в качестве своей работы, в содержании и в тоне замечаний воспитателя должна сквозить большая требовательность, критичность. При невнимательной работе, при дурном поведении ребенка тон воспитателя должен быть категорическим и требовательным». Здесь педагог не ограничивается только задачей эстетического развития дошкольников, а тесно связывает этот вопрос с воспитанием у них нравственных качеств, скромности, дружелюбия и справедливой оценки работы товарищей.

К сожалению, некоторые воспитатели не проводят индивидуальную работу со всеми детьми. Чаще всего они замечают тех ребят, которые обращают на себя внимание своими способностями, или же тех, которым трудно даются рисование, лепка и другие виды изобразительной деятельности. Остальные дети обычно не удостаиваются их внимания. Но результаты многочисленных исследований и практическая работа подтверждают, что художественное развитие всех детей без исключения нуждается в руководстве и требует индивидуального подхода к ним. В этом отношении большое значение имеют занятия по изобразительной деятельности, но при соблюдении определенных условий их проведения. «Лишь тогда,— пишет Н. А. Ветлугина,— когда обучение носит воспитывающий и развивающий характер, возможно успешное формирование творчества. Активное усвоение детьми знаний, навыков составляет тот необходимый опыт, при котором их творческое самовыражение получает полное развитие, становится содержательным, насыщенным, ярким и приобретает истинный эстетический характер». Н. П. Сакулина указывала, что ни в коем случае нельзя разрывать обучающих задач с их воспитывающим влиянием. «Воспитатели,— писала она,— считают творческое развитие детей отдельной задачей, которую они пытаются осуществлять наряду с обучением путем предоставления детям свободы самостоятельного выражения. Однако эти две задачи не могут решаться как отдельные, независимые. Самообучение следует осуществлять таким образом, чтобы у детей развивались активность и самостоятельность». Активность внешняя дает возможность замыслу обрести реальность лишь при наличии у исполнителя определенных навыков и умений владения карандашом, кистью, ножницами.

Активизируя деятельность детей, не следует их опекать и приучать к механическому выполнению указаний воспитателя. Бесконечная опека, злоупотребление образцом, подготовка готовых материалов, которые направляют детей на выполнению трафаретных работ, похожих одна на другую во всех деталях, не развивают у них активности и творческой инициативы, а воспитывают пассивность и равнодушие. Дети не испытывают радости творчества и интереса к выполнению задания. Привлечение же внимания ребят к основным признакам того предмета, который они должны изображать, активное его обследование являются стимулами воспитания и проявления активности. Следует всячески побуждать детей проявлять самостоятельность, использовать свои умения, не ожидая указаний к каждому действию. Надо доверять детям действовать самостоятельно, несмотря на то что их работы на первых порах будут неудачными, не такими правильными и чистыми, как те, которые делаются с постоянной помощью воспитателя и с начала до конца направляются его прямыми указаниями.

Для развития творческих способностей детей важно, чтобы у них было достаточно представлений об окружающем, чтобы они могли отобрать наиболее интересные темы и осуществить свой замысел в рисунке, лепке, аппликации. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей, но педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

Занятия по изобразительной деятельности предоставляют большие возможности к осуществлению индивидуального подхода. Реальным результатом занятий являются детские работы, раскрывающие индивидуальность ребенка.

На основании анализа детских работ можно узнать различные индивидуальные особенности каждого ребенка, которые проявляются и в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла, определить, кто хорошо владеет техническими умениями и навыками, а кто чувствует себя беспомощным в этом отношении. У одних детей сюжет рисунка сложный и интересный, что свидетельствует о широте их интересов и о высоком уровне развития наблюдательности. Другие же выбирают простой сюжет и самые простые средства изображения. Анализ рисунков помогает выявить и такие особенности детей, когда сочетаются смелость замысла и примитивность в его решении. Встречаются также рисунки очень слабые и по замыслу, и по технике исполнения.

Работы, выполненные детьми по их собственному замыслу, раскрывают их интересы, склонности. Есть дети, проявляющие стойкий интерес в выборе сюжета, темы рисования. Например, некоторых привлекает военная тематика, они любят рисовать пароходы и корабли, самолеты, другим нравится изображать труд людей, сказочные сюжеты, растительный мир, третьи увлекаются декоративным рисованием и т.д. И все эти группы детей и каждый ребенок в отдельности нуждаются во внимательном и чутком индивидуальном подходе.

Специфической особенностью занятий по изобразительной деятельности является то, что они тесно связаны с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим и природой. Мастерство воспитателя заключается в том, чтобы, учитывая индивидуальность детей, их склонности, учить их наблюдать окружающее, понимая его, выделяя наиболее характерное, воспитывать у них высокий эстетический вкус и благородные нравственные черты. Эмоциональное восприятие ребенком окружающего, всего нового вызывает у него потребность отразить это в своем творчестве на занятиях по рисованию, аппликации, лепке.

Указанные особенности занятий по изобразительной деятельности влияют и на методику осуществления индивидуального подхода к детям, начиная с момента подготовки к занятию.

Намечая занятие, воспитатель в целях его успешного проведения может организовать в связи с намеченной темой целенаправленное наблюдение детьми соответствующего явления природы или общественной жизни, обращая при этом их внимание на самое существенное, главное, что в дальнейшем найдет свое отражение в рисунках, лепке, аппликациях маленьких художников. Таким образом, подготовка к занятию по изобразительной деятельности тесно переплетается с приобретением детьми определенного жизненного опыта, с наблюдениями и пониманием окружающих общественных явлений и природы.

Готовясь к проведению экскурсии или прогулки, воспитатель заранее должен продумать, на что следует обратить внимание того или иного ребенка, при этом полезно просмотреть записи в дневнике, рисунки детей, стараясь заметить в них хорошее, которое в дальнейшем следует развивать, и недостатки, которые должны быть устранены.

Приведем пример.

Вот в руках воспитателя рисунок Вовы. Это спокойный, исполнительный мальчик, у него хорошие технические навыки рисования, но чувство цвета развито плохо. На его рисунках небо, вода и трава окрашены в грубые резкие тона. И педагог намечает в своем плане предстоящей экскурсии обратить внимание Вовы на цвет неба, на нежный тон его голубизны в сочетании с белыми облачками, на то, какие они разные по форме, как, плывя по небу, они изменяют свои очертания. Судя по прежним записям в дневнике, подобная работа с Вовой проводилась уже, значит, теперь нужно еще раз посмотреть вместе с ним на причудливые контуры облаков, на яркие краски осенней листвы и нежную синеву неба.

Рассматривая рисунки других детей, воспитатель видит, что такими же, как у Вовы, грубыми красками раскрашены рисунки Оли и Пети, а Алла, Коля, Нина и Павлик рисуют стволы деревьев слишком толстыми и непропорциональными, Ира изображает ветки березы только горизонтальными штрихами. И педагог откладывает некоторые рисунки, чтобы взять их с собой на экскурсию: пусть дети сопоставляют их с натурой и сами найдут, в чем тут несоответствие.

А вот рисунок Сережи, серьезного, спокойного мальчика. Навыки в рисовании у него неплохие, и это помогает ему справиться с задуманным им интересным сюжетным рисунком. На нем изображена улица города с бесконечными потоками машин. Дома красивые, многоэтажные, а рядом еще неоконченные корпуса строительства. Перелистывая дневник, воспитатель вспоминает, как много внимания было уделено этому ребенку, и результат налицо. Вот одна из дневниковых записей: «Сережа в рисунках по замыслу верен одному и тому же сюжету. Он любит рисовать самолеты, и серия его рисунков показательна в том отношении, что последующие рисунки выполнены еще лучше, еще аккуратнее. У него нет широких творческих замыслов. Он совершенно равнодушен к природе, и даже замечается нежелательное направление: он может сорвать ветку и тут же бросить ее, растоптать нежный цветок. В ответ на мое замечание он удивленно смотрит на меня и говорит: «Чего же его жалеть, вырастет другой». Я всегда старалась уделить ему внимание, возбудить у него интерес к разнообразию мира растений, животных и птиц.

В период пребывания на даче, зная пристрастие Сережи к самолетам, я привлекала его к наблюдению тех явлений, которые близки его интересам,— к полету птиц и насекомых: «Сережа, посмотри, как летит стрекоза, какие у нее крылышки». Сережа тут же добавляет: «Летит, как вертолет». Я обращаю его внимание на окраску туловища и крыльев этого своеобразного «вертолета», созданного природой. Да, действительно, все у стрекозы очень красивое. А мотыльки? Сколько разнообразия и прелести!..

Рассматривали с Сережей через лупу растения и насекомых. Не сразу у него появилось желание переключиться со своего излюбленного сюжета на другой. Но прогулки и экскурсии помогли мальчику дополнить свои рисунки интересными деталями из жизни растений и животных, птиц и насекомых».

Как уже говорилось, по изобразительной деятельности предусматривается и планируется наряду с общими занятиями и индивидуальная работа с детьми.

При планировании очередного занятия воспитателю необходимо просмотреть свои записи (листок учета) о предыдущем занятии, о его результатах, а также рисунки и работы детей, которые следует сохранять в большом конверте, на котором должна быть написана дата, тема занятия, программное содержание и качество выполнения детьми задания. Прежде чем положить рисунки в конверт, целесообразно вскоре после занятия тщательно проанализировать их: определить, кто из детей хорошо справился с заданием, кто хуже, а кто совсем не справился. Такой анализ «по горячим следам» помогает наметить соответствующий индивидуальный подход как в процессе подготовки к занятиям, так и на занятиях.

Общие методические установки в осуществлении индивидуального подхода на занятиях остаются неизменными и для занятий но изобразительной деятельности.

Если на занятиях по родному языку и математике воспитатель наряду с проведением фронтальной работы со всеми детьми может осуществить индивидуальный подход лишь к отдельным воспитанникам, то на занятиях по изобразительной деятельности возможности значительно расширяются благодаря специфической форме их организации и методике проведения: воспитатель в процессе занятия имеет возможность подойти к каждому ребенку, посмотреть его работу или рисунок, дать совет, направить развитие его творческого замысла и помочь в овладении техническими навыками.

Приведем пример осуществления индивидуального подхода на занятии по рисованию в средней группе.

Дано задание нарисовать красками грузовую машину. Согласно намеченному плану воспитатель задает детям вопрос: « Какие вы знаете автомашины?» Среди детей замечается радостное оживление, почти все поднимают руки и всем видом показывают, что им очень хочется ответить на этот вопрос. Дети называют различные марки машин. Только Ира и Коля не поднимают руки, хотя на их лицах отражен интерес к происходящему. Коля и Ира — внимательные и наблюдательные дети, но очень нерешительные. Они особенно нуждаются в поддержке взрослого, в поощрении, в ласковом и спокойном обращении. Воспитатель спрашивает у Иры: «Ирочка, а ты какие видела машины?» Ира тихо отвечает: «Мусорную». Дети начинают смеяться, и Ира еще больше смущается. Педагог же хвалит Иру за то, что она заметила очень полезную машину. «Без такой машины невозможно обойтись в городе»,— говорит он. Слава добавляет: «Из-за мусора и «Волга» не могла бы проехать». Вызванный воспитателем Коля говорит, что он видел машину, которая подметает мусор, чтобы на улицах было чисто.

Затем воспитатель вывешивает рисунок-образец с изображением грузовой машины и помогает детям вспомнить, где они видели такую машину.

Показывая, как нужно рисовать машину, педагог одновременно рассказывает детям о последовательности изображения на рисунке деталей машины. Такой прием поддерживает контакт воспитателя с детьми и привлекает их внимание.

Когда показ и пояснения закончены, приступают к рисованию. Но рисуют не все дети: Вадик, Лена и Миша сидят и ничего не делают.

Вадик медлителен и трудно переключается с одной деятельности на другую. Воспитатель подходит и ласково и спокойно напоминает ему, что пора приступить к работе, дает совет, с чего лучше начинать.

Лена же отличается недостаточной самостоятельностью, излишней подражательностью. Если занятие по замыслу, то она не начнет работу, пока не увидит, какой сюжет выбрали ее соседи по столу, и тут же начинает его копировать. Хотя на этот раз дана определенная тема, тем не менее она хочет узнать, в какой цвет надо красить грузовик. Чаще всего она подражает Тане, с которой дружит. Таня — самостоятельная девочка, но надо добиться, чтобы и у Лены воспитывалась самостоятельность. Воспитатель подходит к ней и тихо спрашивает: «Какая краска тебе нравится?» Лена отвечает: «Синяя», так как в это время Таня берет именно синюю краску. Тогда воспитатель напоминает Лене, что на экскурсии они видели машины разных цветов и все они были красивые. Лена берет зеленую краску и начинает рисовать.

Миша недавно поступил в детский сад. У него еще нет необходимых навыков. Мальчик нуждается в отдельном показе, в поощрении его начинаний, и педагог, подойдя, показывает ему, с чего начинать рисунок, подбадривает его.

Довольно часто в детских садах приходится видеть детей, которые медленно включаются в работу на занятиях из-за того, что чрезмерно отвлекаются, с любопытством наблюдают за тем как другие рисуют или лепят, забывая, что и самим тоже нужно, но начинать выполнение задания. Дети с такими проявлениями нуждаются в напоминании, в развитии сосредоточенного внимания. Однако воспитатель не должен слишком опекать их, лучше если он будет приходить на помощь только в тех случаях, когда это совершенно необходимо, и не просто давать указания, но опираться при этом на опыт ребенка, на его умения.

Во время выполнения детьми задания следует напоминать им о времени: «Осталось мало времени до конца занятия. Уже только одна минута. …А вот уже и она прошла, занятие окончено».

Некоторые дети не успевают вовремя все закончить, и каждый по-своему выражает свое огорчение. Иногда доходит и до слез. Как быть? Можно ли разрешить закончить работу после занятия? Категорическое запрещение является крайней мерой. В каждом отдельном случае следует подходить строго индивидуально. Если отставание связано с медлительностью ребенка или с его старанием выполнить работу тщательно и аккуратно, то не следует быть педантичным. Окончание работы, даже и после занятия, поможет ребенку овладеть навыками и обрести уверенность в своих силах. Конечно, постепенно нужно приучать его выполнять работу в нужном темпе. Если же невыполнение работы вызвано неорганизованностью ребенка, пренебрежением к замечаниям воспитателя, то разрешать заканчивать ее после занятия не следует.

После занятия дети рассматривают рисунки товарищей и оценивают их. Руководство воспитателя этим процессом требует особого мастерства, вдумчивости. Он должен помогать детям делать замечания по существу, видеть не только плохое, но прежде всего хорошее, учить их быть тактичными, содействовать укреплению между детьми дружеских взаимоотношений. Е. А. Флёрина уделяла этому вопросу большое значение. Она отмечала, что есть очень «рьяные критики», их следует сдерживать, останавливать, спрашивать: «А как сделать лучше?», предлагать: «Помоги», «Покажи». В младших группах Флёрина не рекомендовала слишком часто привлекать детей к обсуждению работ сверстников, так как малыши еще не могут дать правильной оценки, их оценка может быть случайной, необъективной и принести не пользу, а только вред. Свои замечания воспитатель должен делать очень осторожно, особенно по отношению к детям робким, неуверенным в своих силах, чрезмерно обидчивым, к тому же он должен приучать воспитанников.

Иногда обсуждение и оценка проходит неинтересно, воспитатель просто задает вопросы: «Какая работа тебе нравится?», «Почему она тебе нравится?» Конечно, эти вопросы направлены на то, чтобы пробудить у ребенка анализирующее мышление, воспитывать умение видеть хорошие стороны в работе товарища, заметить недостатки. Но частое повторение их может заглушить педагогический эффект. Лучше, если педагог постарается найти новые формы анализа, новые приемы работы.

Например, после одного занятия воспитатель устроил выставку рисунков, но вместо вопроса «Какая работа тебе понравилась?» детям предлагались такие задания: «Покажи, какая машина сможет дойти до места назначения», «Отбери те рисунки, на которых машина не сможет дойти до места назначения», «Какой ремонт ей требуется?» Отвечая на такие вопросы, ребята могли совершенно правильно и беспристрастно устанавливать, кто из них справился с заданием, а кто нет и в чем состоит ошибка.

Коллективный просмотр и анализ работ имеет большое значение для развития интереса к занятиям по изобразительной деятельности, развития у них стремления лучше выполнять полученные задания. Возможность сравнивать свои работы с работами других, знакомиться с разнообразными решениями при выполнении одного задания позволяет ребятам строже оценивать самих себя, свои действия. Коллективное обсуждение, анализ детских работ способствуют воспитанию у дошкольников чувства ответственности, скромности, сдержанности, умения выслушивать суждение других о допущенных тобой недостатках.

Правильно поступают те воспитатели, которые в свободное время рассматривают вместе с детьми их рисунки, лепку, слушают их объяснения, обсуждают качество выполненных работ. Беседа воспитателя с ребенком о его замысле многое может ему раскрыть в понимании детского рисунка.

В рисунке Васи внимание воспитателя привлекла такая деталь: на голове человека, сидящего в кузове грузовой машины, какое-то странное сооружение в виде ящика. Педагог просит мальчика рассказать, куда едет этот человек. Вася рассказывает: «Машина везет кирпичи, чтобы строить завод. Это было зимой. Рабочий в меховой шапке». После рассказа ребенка все становится ясным: оказывается, на голове человека теплая шапка. Воспитатель осторожно замечает, что уж очень большая у него шапка. На это следует ответ Васи: «Да, шапка большая и теплая, чтобы он не простудился. Зимой холодно сидеть в кузове». Большие размеры шапок продиктованы гуманными чувствами, заботой о человеке, чтобы он не простудился.

В рисунках детей взрослого всегда трогает замысел. Дети, как правило, выбирают такой сюжет, который отражает благородство, героизм персонажа, но не всегда он бывает выполнен надлежащим образом.

На занятии по произведению Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» ребята по-разному изображают полюбившийся им эпизод, вкладывая в замысел свое отношение к происходящему, симпатию к деду Мазаю, сочувствие зайцам. Рассматривая один из таких рисунков, очень интересный по замыслу, воспитатель замечает, что хорошо нарисована лодка и сам Мазай, а изображение зайцев явно нуждается в критических замечаниях, особенно бедняга, стоящий в ожидании спасения на пеньке: у него нарисованы только уши и ноги.

К рисунку ребенка подготовительной к школе группы в отношении техники исполнения уже можно предъявлять довольно высокие требования. Но как же в данном случае объясняется такое несоответствие: более сложные изображения (фигура деда Мазая и лодка) выполнены лучше, простое изображение (зайцы) — хуже и небрежнее.

Вполне возможно, размышляет воспитатель, что ребенок не укладывался во время, значит, это занятие требовало большей продолжительности. Нужна особая чуткость воспитателя, чтобы и не затянуть занятие и дать возможность детям осуществить свой творческий замысел.

В заключение можно сделать вывод, что занятия по изобразительной деятельности предоставляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к обучению в школе и полноценного развития личности.

От предмета занятия зависит методика дифференцированного подхода к детям. Сравнивая приемы, применяемые к той или иной группе детей, можно заметить, что большинство из них являются общими и для легко возбудимых, пассивных и медлительных детей. Активные дети так же нуждаются в индивидуальном подходе, цель которого — развитие их способностей, интересов.

В процессе осуществления индивидуального подхода воспитывается чувство коллективизма. Дети учатся вместе мыслить и действовать в соответствии с поставленной целью, выслушивать друг друга, анализировать работы свои и товарищей, тактично делать критические замечания. Все это, безусловно, влияет на формирование личности, воспитывает общительность и доброжелательность. Дифференцированный подход в процессе занятий является одновременно средством обучения и воспитания. В процессе проведения занятий важно излишне не опекать детей, помогать лишь в необходимых случаях, чтобы не подавлять их самостоятельность и инициативу. Индивидуальный подход должен осуществляться систематически, находить отражение в плане и учете работы воспитателя.

Знание индивидуальных особенностей ребенка, сильных и слабых сторон его поведения приходит не сразу. Это длительный процесс, порой противоречивый и требующий от педагога большого терпения и настойчивости. Чтобы сделать правильные, педагогически обоснованные выводы об особенностях личности ребенка, приходится размышлять, часто сопоставлять ряд самых различных фактов и явлений, устанавливать их взаимосвязь. Все это вызывает настоятельную необходимость фиксировать в письменном виде те или иные проявления ребенка, а также изменения в уровне его развития и воспитанности.

(Visited 1 times, 1 visits today)