Психологические аспекты профилактики бездарности

Исследования советских социологов, психологов, юристов показывают, что поведение детей, ставших впоследствии несовершеннолетними правонарушителями, не контролировалось со стороны родителей и школы. Более 50 процентов отцов и 30 процентов матерей несовершеннолетних правонарушителей не интересовались воспитанием своих детей, а часто и сами вели аморальный образ жизни. Но безнадзор-ными бывают дети не только у плохих родителей. Сейчас довольно распространена такая ситуация, когда отец, мать и школа вроде бы прилагают значительные усилия для воспитания ребенка, но он все равно уходит от влияния и контроля взрослых.

Чем младше ребенок, тем легче и естественней осуществлять контроль за его поведением. Младший школьник охотно подчиняется правилам и нормам поведения, которые предписывают ему авторитетные для него взрослые. Если же ребенку предоставляется полная свобода действий, если он чувствует бесконтрольность и попустительство, то он усматривает в этом равнодушие взрослого, отсутствие любви и внимания к себе. Дети во что бы то ни стало хотят узнать, как оценивают их поведение и успехи учитель и родители, предпочитая получить критическую оценку, чем остаться вообще незамеченными. Особенно тяжело переживает ребенок дошкольного и младшего школьного возраста, когда родители, в силу своей занятости или по других причинам, на-долго оставляют его без присмотра, не интересуются его поведением, успехами, желаниями. Безнадзорность в этом возрасте оставляет глубокий след в развитии личности, во всем мировосприятии человека.

В семье, где ребенок, напротив, окружен постоянным и ревностным вниманием и заботой, где родители предопределяют каждый его шаг, он до подросткового возраста может чувствовать себя вполне благополучно. Однако такая гиперопека, такое сверх-ограничение самостоятельности могут неблагоприятно сказываться на дальнейшем развитии личности. В подобных семьях сложности начинаются с переходом ребенка в пятый-шестой класс, когда потребности подросткового возраста сталкиваются с привычными для родителей формами отношений, отражающими подчиненное и зависимое положение детей среди взрослых.

Как известно, после десяти-одинадцати лет у ребенка интенсивно формируется чувство «взрослости», что проявляется в повышенном стремлении к самостоятельности, независимости, в нетерпимости к контролю и к жесткой регламентации его поведения со стороны родителей и тем более учителей. Если педагог не учитывает этих возрастных особенностей учеников, то класс часто становится неуправляемым. Родители, хотя и имеют гораздо большие возможности управлять поведением сына или дочери, не должны злоупотреблять своей властью, поскольку привычка все решать за ребенка, вместо того чтобы учить его самостоятельности, также не может принести положительных результатов.

Современные подростки значительное количество времени проводят без присмотра со стороны взрослых. Естественно, что к этому возрасту у детей уже должны быть сформированы достаточно устойчивые моральные представления, выработаны правильные навыки поведения, предотвращающие отклонения от нравственных норм. В таком случае о самостоятельности подростков следует говорить как о положительном факторе. Если же присутствие взрослого человека является необходимым условием правильного поведения ребенка, то мы говорим о несформированности его нравственного сознания. В этом случае отсутствие контакта, доверительных отношений со взрослыми (родителями, учителями) приводит к безнадзорности (во всяком случае, в психологическом смысле), поскольку даже жесткий контроль со стороны родителей или учителей далеко не всегда побуждает подростка выполнять их требования.

Таким образом, безнадзорность учащихся может рассматриваться либо как ситуация развития педагогически запущенных детей, которые изначально были обделены вниманием и заботой родителей, а затем и учителей, либо как ситуация развития подростка, который вышел из-под контроля взрослых и стал неуправляемым в силу конфликтных отношений с ними.Наиболее яркой формой проявления безнадзорности детей являются побеги из дома (бродяжничество) или прогулы уроков, бесцельное времяпрепровождение вне дома, среди таких же сверстников, утративших уважение и любовь к родителям, игнорирующих требования учителей.

Прогулы уроков — одна из самых распространенных форм безнадзорности учащихся. Следует признать, что иногда существуют объективные причины ухода учеников с урока. Прежде всего, это плохая организация педагогом учебно-воспитательного процесса. Если учитель не может заинтересовать подростков своим предметом, если он не пользуется авторитетом, постоянно вступает в конфликты с учащимися, то его уроки пропускают не только средние и слабоуспевающие ученики, но и те, кто учится хорошо. Они объясняют свое поведение примерно так: «Все равно учитель рассказывает только то, что написано в учебнике. Это все я могу сам прочитать за 5—10 минут, так чего я буду целый урок сидеть?»

В следующую группу входят те учащиеся, которые пропускают не только уроки «нелюбимых» учителей, но и целые учебные дни. Эта группа малочисленна, однако более сложна для воспитателя. Обычно сюда входят слабоуспевающие ученики, для которых пребывание в школе стало мучительной, давно надоевшей повинностью, они выполняют ее только под страхом наказания. Как только такие ученики чувствуют ослабление контроля со стороны взрослых, они начинают пропускать уроки, все более втягиваются в атмосферу бездумного, бесцельного времяпрепровождения, никак не контролируемого педагогами или родителями.

Обычно ученики, систематически пропускающие уроки без уважительных причин, характеризуются негативными качествами личности, обусловливающими отклонения от социально одобряемых норм поведения. Прогулы уроков такими учениками являются лишь проявлением, симптомом более сложных личностных образований. Поэтому мероприятия, направленные на искоренение прогулов, невозможно проводить вне комплексной работы по перевоспитанию ребенка. Педагогу не следует ставить перед собой узкую цель: во что бы то ни стало добиться, чтобы данный ученик присутствовал на уроках. Необходимо проводить с ним постоянную работу, направленную на формирование положительных качеств личности, выработку навыков нравственного поведения. Когда же учитель не вникая в сложности внутреннего мира трудного школьника, не разобравшись в причинах его отклоняющегося поведения, пытается осуществлять жесткую линию воздействия, направленную лишь на выполнение требований дисциплины, то это часто усугубляет отрицательное отношение учащихся к школе. Хорошо, если у такого ученика теплые, доверительные отношения с родителями, если ему смогут помочь найти выход из конфликта с учителем. Но, как известно, трудные ученики нередко живут в неблагополучных семьях, что, по сути, и является первопричиной отклонений в развитии личности. Таким образом, ребенок оказывается в безвыходной ситуации: в школе его ждут негативные оценки, упреки в недобросовестности, дома — наказания. Чтобы избежать отрицательных эмоций, которые неизбежно сопровождают создавшуюся психотравмирующую ситуацию, он может предпринять действия, освобождающие его от необходимости контакта с родителями и учителями — уйти из дома.

Если «беглец» уходит из дома, то его безнадзорность становится очевидной. Оставшись без попечения взрослых, такой подросток, нередко даже за короткий срок (пока принимаются меры по его розыску), успевает вступить на путь правонарушений. Поэтому указанная форма безнадзорности особенно опасна для развивающейся личности и на ней следует остановиться особо.Исследования показывают, что среди причин, побуждающих детей покинуть родной дом, можно выделить четыре группы.

Первая группа причин — отклонения в развитии психики, прежде всего дромомания — расстройство влечений, характеризующееся неодолимой тягой к смене мест пребывания. Страдающие этим дети нуждаются в специальных мерах медико-педагогического воздействия.

Пограничная форма между отклонениями в функционировании психики и психической нормой — акцентуации характера детей, которые не являются заболеванием, и в коррекции поведения таких учеников основными оказываются не медицинские, а социально-педагогические, меры воздействия.Следующая, условно выделенная группа причин ухода из дома — поиски приключений. Эти причины характерны для младших подростков с романтическим представлением о мире, с пылким воображением, увлекающихся всем необычным, таинственным. Вспомним Тома Сойера и Гека Финна, которые сбежали из дома, чтобы поселиться на необитаемом острове и стать пиратами. Побег из дома — игра, сопровождающаяся долгими, строго засекреченными приготовлениями, подробными обсуждениями маршрута, что уже само по себе доставляет удовольствие. Количество учащихся, бегущих из дома по этой причине, во многом определяется социальной ситуацией. Так, в годы Великой Отечественной войны многие подростки, вдохновленные стремлением к подвигу и горячей любовью к Родине, убегали из дома на фронт. В шестидесятые годы ребята стремились на целину, на Север, некоторые, проникнувшись сочувствием к освобождающимся от колониального гнета народам, пытались бежать в Африку, на Кубу. Таких учащихся нельзя назвать безнадзорными. Обычно это дети из хороших семей, в которых ребенка окружают любовью и заботой, прививают ему правильные социальные установки. Уходя из дома, такие подростки оставляют записки, объясняют причину своего поступка и просят, чтобы родители не волновались за них. В разлуке с семьей они скучают по родным, но считают своим долгом подчинять личные чувства более высокой, по их мнению, цели. «Путешествия» таких детей, как правило, продолжаются не более нескольких дней, так как обеспокоенные родители быстро принимают меры, чтобы найти беглецов.

Хотя побеги из дома и являются опасной формой проявления отклоняющегося поведения, романтически настроенные подростки не являются трудновоспитуемыми. Их нецелесообразно наказывать за такой проступок, поскольку он все же был вызван самыми лучшими намерениями. Следует серьезно поговорить с таким ребенком, объяснить ему отличие героизма от ложной романтики, показать отрицательные стороны его поведения: страх и волнение родителей, необходимость привлечения к поискам работников милиции, отставание от учебной программы (если инцидент произошел в учебное время), опасность для здоровья и жизни подобного рода самостоятельных поездок.

Третья группа причин, побуждающих учащихся к побегу из дома,— неблагополучие и конфликты в семье. Условия воспитания ребенка в семье, где родители — алкоголики или мать-одиночка ведет аморальный образ жизни, настолько неблагоприятны, что в таких случаях целесообразной будет крайняя мера — лишение родительских прав и изоляция ребенка от отрицательного влияния семьи. Такие семьи, однако, являются исключением; гораздо более распространены семьи конфликтные. Если родители постоянно заняты «выяснением отношений» друг с другом, если в доме часто происходят ссоры, скандалы, дети остро переживают эту напряженную атмосферу эмоционального неблагополучия. В таких семьях родители мало уделяют внимания детям, не интересуются их успехами и неудачами, не проявляют к ним теплоты и ласки. Напротив, будучи постоянно озабочены своими взаимоотношениями, обидами друг на друга, такие родители обычно раздражительны, нетерпеливы в общении с детьми, часто несправедливы к ним.

Как свидетельствуют исследования психологов Н. М. Ветрова, Э. И. Дранищевой, Л. М. Зюбина, Д. И. Фельдштейпа, побеги детей из дома в 60 процентах случаев возникают по мотивам протеста против несправедливого отношения к ним со стороны взрослых. Влияние этого фактора можно отметить и в том случае, когда родители деспотически относятся к детям. Имеются в виду те семьи, где мать и отец придерживаются мнения о необходимости строгой регламентации поведения ребенка. Здесь за малейшую провинность ребенка жестоко наказывают, приучая к повиновению.

В таких семьях дети действительно бывают послушными, но вырастают пассивными, слабохарактерными, легко поддающимися влиянию людей с сильной волей. Бывает, что рано или поздно дети не выдерживают атмосферы насилия, не хотят больше мириться с тем, что родители не считаются с их мнением, а только приказывают; долго копившиеся обиды взрывают привычно сложившиеся формы поведения, и подросток, которого раньше наказывали за десять минут опоздания с прогулки, вдруг совсем уходит из дома, не предупреждая родителей. Такой поступок подростка должен заставить родителей задуматься о том, правильно ли они понимают цели и задачи воспитания, учитывают ли возрастные особенности, применяя свои воспитательные методы.

Если родители сумеют понять и исправить свои ошибки, их отношения с сыном или дочерью наладятся. Если же они будут продолжать прежнюю линию поведения, то разрыв со взрослеющими детьми неизбежен.

Четвертая группа причин, обусловивших как прогулы уроков школьниками, так и их побеги из дома, наиболее сложна, поэтому ее следует разделить на подгруппы.Первая подгруппа причин—детский гедонизм (чрезмерная приверженность к удовольствиям, веселому времяпрепровождению, развлечениям). Ученики пропускают уроки, а затем и убегают из дома, чтобы избежать необходимости выполнять свои обязанности, в которые входят: учеба, общественно полезный труд, помощь родителям в быту и т. п. Учеба в школе предъявляет к детям ряд требований, для выполнения которых необходимы значительные усилия, умение отказаться от ситуативных желаний. Если у ребенка с самого раннего детства не было воспитано трудолюбие, если он не привык делать в первую очередь то, что нужно, а не то, что хочется, то любые трудности будут вызывать у него отрицательные эмоции, желание уклониться от их преодоления. Именно этим объясняется снижение успеваемости, а затем и интереса к учебе у подростков, которым в младших классах учеба давалась легко. Привыкнув получать хорошие оценки, не затрачивая при этом значительных усилий, такие ученики сразу пасуют перед трудностями, которые неизбежны в ходе изучения основ наук. Болезненно воспринимая утрату статуса «хорошего» ученика, подросток предпочитает вообще не пойти на урок, чем отвечать плохо. Поэтому стремление к легкому, бездумному времяпрепровождению, не требующему никаких усилий, легко «перевешивает» над сознанием необходимости выполнять свои обязанности.Родители же, уверенные в том, что их сын или дочь учатся хорошо, часто не замечают тревожных перемен и позволяют детям иногда пропускать школу, даже если понимают, что те притворяются, жалуясь на недомогание. Такая «снисходительность» безусловно вредна, а если ребенок живет в семье, где родители сами не являются нравственным образцом, то и опасна. Так, если в доме ведутся частые разговоры о том, как бы поменьше работать и побольше получать, как бы отказаться от общественных поручений, то все эти жизненные установки проникают в духовный мир детей. Если в поведении и высказываниях родителей проявляется стремление уклониться от выполнения своего долга, то у детей возникает представление о том, что это хорошо и естественно, но только надо скрывать, а то накажут.

Бывает, что у ученика настолько хорошие способности, что даже при таком «халатном» отношении к учебе он успевает за школьной программой, тогда конфликта с родителями и учителями не возникает. У учеников средних способностей, напротив, очень скоро снижается успеваемость, и тогда не только учителя, но и родители начинают упрекать их в безответственности и лени. Но ребенок, уже привыкший к легкой жизни, не в состоянии самостоятельно изменить свое поведение. Это путь сложный, требующий постоянного доброжелательного внимания, помощи и контроля родителей. Но отец и мать обычно не понимают этого и вместо того, чтобы терпеливо исправлять ошибки, допущенные в воспитании ребенка, начинают ругать и наказывать его за плохую успеваемость. Это вызывает у ребенка недоумение и обиду, он думает: «Еще вче-ра никто вообще не проверял, как я приготовил уроки, а сегодня они меня наказали за то, что с ошибками упражнение написал! И что я плохого им сделал?» Отрицательные переживания, возникающие у учащегося в ответ на требования взрослых, побуждают его избегать общения с родителями, и он все чаще стремится на улицу, к друзьям. Здесь его встречают такие же, как он, ребята, которые не нашли понимания дома и уважения в школе.Группы школьников, которые состоят из трудных, отстающих в учебе ребят, живут по своим законам, своим принципам морали, часто имеющим асоциальную направленность. Под их влиянием школьник, который еще месяц-два назад считался хорошим, может совершить, правонарушение. Тогда стыд перед родителями и страх наказания заставляют подростка замкнуться в себе, общение с близкими людьми становится невыносимым, и, надеясь избавиться от этого, ребенок убегает из дома, сам не зная куда и зачем. Такой ход событий не обязательно может завершаться правонарушением. Сам факт дружбы с теми, кто совершает преступления, сознание того, что его поведение будет осуждено родителями, учителями, одноклассниками, вызывает у подростка тягостные переживания, побуждает к поступку, который, как ему кажется, может разом решить этот сложный конфликт.Вторая подгруппа причин прогулов уроков и ухода из дома — попадание детей, в силу их плохой подготовки к школе, средних способностей и т. п. и отсутствия правильного педагогического руководства, в разряд неуспевающих еще в младших классах. Если ребенок искренне старается хорошо учиться, но получает низкие оценки, то это вызывает у него протест, он думает: «Как же так, я старался, я же хорошо учил, а оценка плохая!» Педагогу следует всегда учитывать, что школьник оценивает качество своей подготовки к урокам не столько по объему усвоенных знаний и навыков, сколько по степени затраченных им усилий. Поэтому учитель должен внимательно и чутко относиться к реакции ученика на его оценки, объяснять, за что оценка снижена и как ее улучшить. Если это не происходит, то у школьника все чаще возникает мысль о том, что учитель несправедлив. Скоро уже любое критическое замечание в свой адрес ученик считает проявлением плохого отношения к нему, занижения взрослыми его успехов и достоинств. В ответ на несправедливые (с точки зрения школьника) оценки взрослых, у него формируется завышенная самооценка.Ученик становится трудным, начинает сопротивляться педагогическим воздействиям, у него все чаще появляется мысль о том, чтобы «прогулять» урок, реализация которой не заставляет себя ждать,Сложная ситуация, создавшаяся для ребенка в школе, часто усугубляется неправильным отношением родителей. Не умея (или не желая) понять трудности сына или дочери, родители упрекают их В недобросовестности, наказывают за плохие оценки. У ребенка создается впечатление, что его «никто не любит», что все к нему несправедливы, и «в знак протеста» он решается на побег из дома—поступок, который, по его мнению, заставит взрослых пересмотреть их отношение к нему. Желание уйти, скрыться от требований и упреков взрослых может возникать у подростка довольно часто, сочетаясь при этом с мечтами о том, как родители пожалеют, что не любили его, как учителя и одноклассники поймут, насколько были неправы, и т. д. Однако такой подросток обычно не предпринимает никаких действий для осуществления своих мечтаний, не принимая их всерьез. Только после серьезной ссоры с родителями (или конфликта в школе) он может покинуть дом в состоянии аффекта, не думая о том, что делает.

Таким образом, хотя мотивация поведения подростков и имеет различные корни в социальной ситуации их развития, цель их уходов из дома одна — коренным образом изменить сложившиеся отношения в семье. Оставляя дом, эти ребята подсознательно надеются, что таким образом заставят взрослых задуматься об истинных причинах своего плохого поведения. Как бы агрессивно ни был настроен ребенок, как бы ни отрицал значимости для него предъявляемых нравственных норм, в глубине души он всегда тяжело переживает свою отверженность от благополучных сверстников. Пытаясь уйти- от проблем, конфликтов с окружением, ученик выражает этим свое желание изменить создавшуюся ситуацию, надеясь (обычно неосознанно), что тогда он и сам станет другим, добьется уважения, внимания, станет хорошим, любимым.Следовательно, уход из дома подростков, по причинам отнесенным к третьей и четвертой группам, вызван прежде всего невозможностью удовлетворить свои актуальные потребности. Жизненные условия, которые привели детей к этой ситуации, различны, что дает и разнообразие актуальных потребностей (от естественного стремления к положительной оценке взрослых до своеобразного детского гедонизма), но итог один — безнадзорность подростков, их сопротивляемость педагогическим воздействиям, вплоть до полного отказа от общения (прогулы уроков, уход из дома).

Исходя из того, что большая часть прогулов уроков и уходов детей из дома связана с ошибками воспитания в семье и школе, следует отвести главную роль в деле профилактики безнадзорности детей именно учителю. Здесь имеется в виду психологическая профилактика, которая предполагает не столько изменение реальных условий жизни ученика, сколько изменение его отношения к ним.

Естественно, что учитель не может, например, так изменить отношения в семье, чтобы из конфликтной она стала дружной; учитель часто не в силах переубедить родителей, прививающих своим детям чуждые нашей идеологии взгляды; учитель не может, наконец, вернуть ребенку отца, если тот оставил семью. Но настоящий педагог может и должен сформировать у ребенка правильное отношение даже к самой сложной ситуации. Ведь у ребенка очень мало жизненного опыта, и он психологически беззащитен перед несчастьями и невзгодами. Именно взрослый должен помочь ему, организовывая и направляя его переживания, стремясь к тому, чтобы этот процесс вел к совершенствованию его личности, а не приводил к отклонениям в поведении (конфликты, побеги из дома, правонарушения и т. д.). Поэтому, если неблагополучие семьи создает критическую ситуацию в жизни детей, учитель должен взять на себя задачу понять ученика и помочь ему выйти из жизненного кризиса. В этом и состоит психологическая профилактика безнадзорности детей. В качестве примера приведем случай из практики.Саша Р., 12 лет, был задержан милицией в поезде дальнего следования. Он объяснил, что ехал к бабушке вместе со старшим братом, но во время остановки поезда в свой вагон не попал, так как опоздал, и теперь не может найти брата. Позже выяснилось, что Саша сбежал из дома. Это был его второй побег, но учительница Саши настаивала на том, чтобы никаких мер к нему не применять. Она знала, что никакое наказание Саше не поможет, а, наоборот, может привести к совсем противоположным результатам….Саша рос в дружной семье. Хорошо учился, слушался старших, в его воспитании не было трудностей. Но, когда Саше не было еще десяти лет, его отец погиб в авиационной катастрофе. Саша был очень дружен с отцом, любил его. Смерть отца была для него тяжелым ударом, и мальчик глубоко переживал. Мать Саши много уделяла внимания сыну, стараясь, чтобы он не чувствовал себя сиротой. Постепенно к мальчику возвратились детская непосредственность и ощущение радости жизни. И вдруг — побег из дома. Для учительницы это было полной неожиданностью. Оказалось, что мать Саши вышла второй раз замуж. Сын воспринял это как предательство и, даже не пожелав знакомиться с отчимом, ушел из дома. После того как его вернули первый раз, он прожил три недели у бабушки, но при попытке матери забрать его домой, снова сбежал. Конечно, в том, что обстоятельства сложились так неблагоприятно, была виновата мать, не сумевшая должным образом подготовить сына к переменам в ее и его жизни.

Но теперь уже мать не могла исправить свою ошибку, так как сын с предубеждением относился к ее словам. Помочь мальчику выйти из этой критической ситуации мог только тот авторитетный для него взрослый, который бы не имел непосредственного отношения к конфликту. Эту задачу и взяла на себя учительница. Она неоднократно беседовала с Сашей, объясняя ему, как тяжело переживает его мать создавшуюся ситуацию. Педагог посетила и семью Саши, убедила мать в том, что та не должна спешить знакомить сына с отчимом. Если уж это не было сделано заранее и мальчик был поставлен перед свершившимся фактом, то теперь нужны время и терпение, чтобы он привык к новой ситуации, смог осознать и пережить ее.Надо уважать чувства ребенка и не пытаться руководить ими насильно. Положительно повлиял на ситуацию и разговор учительницы с отчимом, во время которого она высказала мнение, что позиция невмешательства — не самая лучшая, хотя и удобная, что Саше нужен мужской разговор, и отчим должен сказать, что он не претендует на то, чтобы стереть память об отце, занять его место в сердце Мальчика. В дальнейшем, когда отчиму удалось поговорить с Сашей, мальчик признался учительнице, что он почему-то сразу успокоился и перестал «заочно ненавидеть» отчима.Вскоре Саша и отчим стали друзьями, мальчик вернулся в семью, и о той кризисной ситуации, которая длилась около месяца, больше не вспоминали.Как могла сложиться судьба Саши, если бы рядом не оказалось такой учительницы? Если бы его учил равнодушный человек, не желающий вникать во внутренний мир ребенка, в суть создавшейся ситуации или не имеющий достаточных педагогических знаний и опыта? Ведь формально можно было просто наказать мальчика за побеги из дома, поставить на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних, отправить в спецшколу для трудновоспитуемых детей, поскольку Саша действительно оказался бы безнадзорным.

Мы рассмотрели такие проявления отклоняющегося поведения учеников, как прогулы уроков, побеги из дома. Эти формы поведения всегда связаны с безнадзорностью детей на протяжении более или менее длительного периода времени. Естественно, что уход из дома является серьезным нарушением норм поведения и представляет собой угрозу для здоровья ребенка и развития его личности. Борьба с такого рода отклонениями в поведении необходима, но при этом следует помнить, что недостаточно только пресекать это явление. Наказание за побег из дома часто не только не решает сложной жизненной ситуации, в которой оказался подросток, но и еще более усугубляет ее. Педагог должен понимать, что уход подростка из дома, прогул уроков — это лишь симптом неблагополучия. Поэтому прежде всего надо искать причины отклоняющегося поведения, а не ограничиваться устранением их симптомов. Педагог должен помочь ученику выйти из кризисной ситуации, найти социально приемлемые пути удовлетворения его актуальных потребностей.

Школа является важнейшим звеном в системе государственных институтов по предупреждению безнадзорности учащихся. В этой работе педагогический коллектив школы должен работать в тесном содружестве с правоохранительными органами, инспекцией по делам несовершеннолетних, местными органами власти и общественными организациями. Являясь центром концентрации воспитательных усилий всей системы государственных и общественных институтов, направленных на ликвидацию безнадзорности, школа должна проводить работу не только в плане изменения объективных условий жизни ученика (что не всегда возможно), но и, прежде всего, по оптимизации социальной ситуации его развития в целом.

(Visited 1 times, 1 visits today)