Причины, формы проявления и пути профилактики наркомании несовершеннолетних

Наркомания — тяжелое заболевание, вызванное употреблением наркотических средств. Наркотические средства используются в медицине как болеутоляющие или успокаивающие при различных заболеваниях, а также как наркоз в хирургии. Если же человек начинает применять наркотические средства не по медицинским показаниям, он становится на путь наркомании, потому что с каждым приемом очередной дозы усиливается непреодолимое влечение к наркотику. Это объясняется тем, что наркотические вещества первоначально оказывают специфическое действие на центральную нервную систему человека: вызывают веселье, радость, подъем настроения, благодушие — эйфорию; кроме того, возникают своеобразные физические ощущения, искажается восприятие форм предметов, цвета, расстояния, звука, появляются различные галлюцинации, помрачение сознания. Такое действие наркотиков наступает обычно при превышении терапевтической дозы или при нарушении способа введения (например, внутривенно вместо внутримышечного).

Применение наркотиков имело место еще в глубокой древности. Их использовали служители культа и прорицатели, чтобы вызывать у верующих нарушение сознания и чувство особого психического подъема во время богослужений. В Древнем Египте, в Древней Греции и Древнем Риме были известны наркотические свойства опийного мака и индийской конопли. Препараты опия (морфин, кофеин, омнопон и др), препараты из различных сортов конопли (гашиш, марихуана, анаша и др.) называются наркотическими. Их систематическое употребление не для медицинских целей, а для достижения эйфорического состояния называется наркоманией.

Наряду с наркоманиями, наблюдаются токсикомании. К веществам, вызывающим токсикоманию, относятся химические, биологические растительные или лекарственные средства, которые действуют так же, как и наркотики, но пока не признаны международными конвенциями наркотическими. Отличие наркомании от токсикомании чисто терминологическое, и при изменении юридического статуса вещества, вызывающего токсикоманию (т. е. при признании его наркотическим), люди, его употребляющие, должны быть переведены в категорию наркоманов.

Среди подростков наиболее распространенной формой токсикомании является вдыхание паров бензина, лакокрасочных растворителей и других химических веществ. Поскольку клиническая картина, причины и последствия токсикомании и наркомании практически одинаковы, мы будем употреблять эти термины как синонимы.

В различных законодательных актах и кодексах предусмотрены строгие меры наказания за изготовление, хранение и распространение наркотических веществ. Лица, употребляющие наркотики без врачебного предписания, подлежат изоляции и обязательному лечению в стационаре сроком не менее 60 дней. После этого их лечат амбулаторно в течение одного-двух лет и еще пять лет они находятся на учете в наркологическом диспансере. К этим лицам возможно применение мер по ограничению дееспособности, выселению из квартиры, лишению родительских прав, принудительному направлению в наркологические отделения лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел.

Обязательные обследования и постановка на учет предусмотрены не только для наркоманов и токсикоманов, по и для так называемых экспериментаторов, т. е. людей, которые считают возможным один-два раза испытать на себе «ради интереса» действие того или иного наркотического вещества.

Еще более строгие меры применяются к тем, кто незаконно изготовляет и распространяет наркотики, содержит притоны, где происходит употребление наркотических веществ, склоняет к употреблению наркотиков других лиц, особенно несовершеннолетних.

Хищение опия, кокаина, промедола, кофеина, опиатов (коробочек мака), других различных наркотических веществ, их незаконное хранение, пересылка по почте, а также посев опийного и масличного мака, конопли — все это квалифицируется как преступление. Лица, совершившие любое из указанных действий, подлежат привлечению к уголовной ответственности с последующим лишением свободы от года до десяти лет.

Для оказания лечебно-профилактической, медико-социальной и медико-юридической помощи больным наркоманией и токсикоманией, у нас в стране с 1976 года существует наркологическая служба. Ее центр — наркологический диспансер, который имеет свои подразделения, наркологические кабинеты, его отделения могут размещаться в поликлиниках, медсанчастях промышленных предприятий. Наркологическая служба проводит свою работу в тесном контакте с учреждениями немедицинского профиля, например с Министерством внутренних дел, инспекцией по делам несовершеннолетних, а также с общественными организациями. Благодаря этому стали возможными улучшение преемственности и проведение амбулаторной поддерживающей терапии после выписки из стационара (или из ЛТП); введены специально установленные обменные формы учета, позволяющие вести систематическое наблюдение за пациентом.

Два-три десятилетия назад наркоманы встречались практически лишь среди некоторой части уголовников-рецидивистов, а также среди отдельных жителей в местах массового произрастания растений, содержащих наркотические вещества.

В последние десятилетия во многих индустриально развитых странах наблюдается тенденция не только к резкому росту наркомании, но и значительное ее «омоложение», т. е. увеличение процента подростков и детей среди наркоманов. Хотя в нашей стране темпы роста наркомании значительно ниже, чем в других странах, и число больных несравнимо меньше, тенденция к «омоложению» этого заболевания существует и у нас.Каковы причины распространения наркомании? В капиталистических странах потребление наркотиков связано с желанием человека хотя бы на время спрятаться, уйти от тягот окружающей действительности. У нас в стране нет традиций употребления наркотиков. Если употребление алкоголя подросток видит почти за каждым праздничным столом, то родителей-наркоманов немного. Наркомания в нашей стране распространяется подобно моде на одежду, эстрадную музыку, танцы и т. д. Большинство наркоманов начали употреблять наркотические вещества еще в подростковом возрасте и практически всегда под воздействием своих друзей. Характерно, что в медицинской практике не зарегистрировано ни одного случая, когда бы подросток сам, без внешнего влияния, в одиночку начал бы изыскивать и употреблять наркотические вещества. Основным мотивом первого употребления наркотика в компании «друзей» является желание быть «своим среди своих», не отставать от товарищей, а также боязнь быть осмеянным, отвергнутым от группы.

Немалую роль играет и ложное понимание «взрослости», наконец, просто любопытство, желание познать недозволенное.Значительный фактор в вовлечении подростков в употребление наркотиков — стремление наркоманов побудить к приему наркотических веществ и других людей. В медицине даже существует специальный термин, обозначающий это явление,— прозелитизм наркоманов, т. е. склонность учить других принимать наркотики. Это объясняется своеобразным «альтруизмом» наркомана, желанием «поделиться удовольствием».

Если курильщик конопли в состоянии наркотического опьянения находится вне окружения таких, как он, ему крайне неприятно, что другие не разделяют его веселья, он испытывает раздражение, злобу. Если же наркотизация происходит в компании, где все пребывают в состоянии наркотического опьянения, то происходит взаимное заражение эмоциями, что усиливает эффект этого опьянения. Кроме того, стремление привлечь к наркомании новых людей объясняется также корыстными побуждениями—расширение круга наркоманов облегчает поиск наркотика и средств на его приобретение.

Как уже отмечалось, употребление наркотиков чаще начинается в молодом (и даже детском, подростковом) возрасте, поэтому причины наркомании следует связывать с психологическими особенностями этих возрастных периодов. Не завершившееся развитие нервной и эндокринной систем, социальная незрелость, отсутствие стойких жизненных позиций делают детей и подростков особенно уязвимыми к наркомании.Подверженность заболеванию наркоманией наблюдается прежде всего у внушаемых, психически незрелых подростков, неспособных к социально направленным волевым усилиям, к правильной оценке своих поступков и их последствий. Когда такие подростки оказываются в микросреде людей, употребляющих наркотики, они не способны ни противостоять ей, ни уйти от пагубного влияния, прекратив общение с наркоманами.

Желание попробовать наркотические (токсикоманические) вещества у детей и подростков возникает чаще всего как одно из следствий имеющихся отклонений в поведении, затруднений социально-психологической адаптации.

Среди психолого-педагогических и социально-психологических причин ранней наркотизации отметим следующие. Употребляющие наркотики подростки чаще всего растут и воспитываются в неблагоприятных микросоциальных условиях — в неустойчивых или неполных семьях, в ситуации постоянных конфликтов, при отсутствии тепла и заботы со стороны родителей. Такие семьи нередко характеризуются низким морально-этическим уровнем развития, регулярными выпивками старших в семье, склонностью к асоциальным действиям. Что касается материально-бытовых условий жизни в семье, то здесь прямой зависимости нет. Условия жизни могут быть не только тяжелыми, но и вполне приемлемыми, доходить до уровня высокой материальной обеспеченности. Основную роль играет психологический климат семьи, отношения родителей с детьми и друг с другом. Как протест против конфликтной обстановки в семье, против применяемых форм и методов воспитания, эмоциональной отверженности у детей наблюдаются различные социально неприемлемые формы поведения, проявляющиеся, например, в побегах из дома, бродяжничестве. Помощь и внимание ребята ищут вне семьи.

Такие дети и подростки зачастую стремятся в разновозрастные компании, имеющие нередко асоциальную направленность. Здесь они могут «познакомиться» с алкоголем, курением и, что самое опасное, с наркотическими (токсикоманическими) веществами.

Предрасполагает к наркомании также низкий уровень мотивационного, эмоционально-волевого, интеллектуального развития, проявляющийся в ограниченности интересов подростка, бедности его эмоциональных, нравственных чувств, направленности личности только на потребление и развлечения. Известно, что отсутствие увлечений, любимого дела у подростка выражается в низкой культуре досуга. Негативную роль играет также перенасыщенность всеми доступными видами и формами развлечений при постоянном стремлении к новым и новым острым ощущениям. Отрицательное влияние оказывают отсутствие значительных и ясных целей жизни, низкая социальная ценность притязаний подрастающей личности, пессимистическое отношение к своим жизненным перспективам. Молодой человек, имеющий ясно обозначенные жизненные цели, претендующий на достойное место в обществе, социально активный, не станет на путь наркотизации. Но есть определенная часть старшеклассников, которые нередко задаются вопросом: «Кончу школу, пойду работать, а что дальше?». Монотонная, однообразная работа, усталость после смены, конфликты в трудовом коллективе— все это зачастую видят дети на примере родителей.

Трудности в решении вопроса о смысле жизни могут толкнуть к поискам иллюзорного «счастья», и подросток захочет испытать яркие ощущения, пусть ненадолго, но забыться, ощутить свою значимость, почувствовать прилив душевных сил. Особенно опасно отсутствие четкой негативной нравственной оценки наркомании и токсикомании как крайне вредного явления при потере доверия к ряду значимых социальных ценностей. Среди «факторов риска» можно назвать и потребность установить пределы своих возможностей, тягу к рискованным ситуациям, стремление выйти за границы допустимого и возможного.

Предрасположенность к наркотизации может быть обусловлена явлениями психического инфантилизма (что присуще некоторым несовершеннолетним), а также внутриличностными конфликтами, связанными с высоким уровнем притязаний, потребностью в признании и болезненным осознанием невозможности достичь желаемого. Неумение преодолевать коммуникативные барьеры, безуспешные попытки найти хотя бы одного близкого друга часто приводят подростка к психологическому дискомфорту, который он пытается преодолеть с помощью наркотических средств.Имеет значение стремление части несовершеннолетних рассматривать жизнь как непрерывный праздник, сплошную цепь удовольствий и ориентация на веселье и наслаждения при нежелании видеть трудности жизни и тем более преодолевать их. Удовлетворение этого стремления становится возможным для подростков в наркотическом состоянии, поскольку оно сопровождается временным всплеском поло-жительных эмоций, немотивированным весельем, радостным настроением, эйфорией.

К наркомании наиболее склонны несовершеннолетние с акцентуированными, т. е. крайне заостренными, но в пределах нормы чертами характера, а также страдающие психопатиями Причем разным видам акцентуаций и психопатий присущи свои формы наркотизации. Статистически чаще употребление наркотических веществ встречается при эпилептоидной, истероидной, гипертимной неустойчивой акцентуациях.

У подростков с эпилептоидной акцентуацией прием какого-либо наркотика может вызвать приступ дисфории — состояния, характеризующегося проявлением злобности, агрессивности (вплоть до «атаки» на окружающих), различными разрушительными действиями, самокалечением, нарушениями влечений (сексуальные извращения и т. п.). К наркотизации таких подростков часто толкает желание «разрядиться», т. е. снять присущее им злобно-тоскливое настроение.

Стремление к легким развлечениям и удовольствиям, свойственное несовершеннолетним с «неустойчивым» типом акцентуации, подталкивает их к знакомству с наркотиками, употребление которых приобретает характер неотъемлемой части проведения досуга. Именно в группе, под влиянием более авторитетных ее членов и наркотизируются такие подростки. Вначале к этому их побуждают любопытство и возможность достижения состояния эйфории.

Подростки с акцентуацией истероидного типа склонны к демонстративному поведению, стремятся во что бы то ни стало привлечь к себе внимание, оказаться «в центре». Принимая поначалу очень небольшие дозы наркотических веществ, прежде всего для того, чтобы любой ценой обратить на себя внимание, они преувеличивают достигаемый эффект, нарочито демонстрируют свое состояние. Подобное поведение закрепляется, появляется привычка к наркотическому средству. В дальнейшем следует переход в стадию истинной наркомании. Гипертимные (энергичные, с повышенным тонусом жизнедеятельности) подростки начинают свое знакомство с наркотиками «от скуки», «от нечего делать», когда нет достаточно интересного занятия. Употребление наркотиков дает выход кипучей энергии. Подобным, не требующим ни труда, ни знаний и наиболее «приятным» способом они могут удовлетворить свою потребность в познании нового, в ярких, необычных впечатлениях.

Бытует мнение, что один-два приема наркотика довольно безопасны. Специалисты-наркологи утверждают прямо противоположное. Для многих людей, в силу особенностей их организма, употреблять наркотики— все равно, что играть со смертью. Даже в случае, когда человек, прибегнувший к наркотику, делает первую затяжку при курении или вводит его другим путем, могут развиться ранее компенсированные аллергические реакции, усугубиться скрытый порок сердца, наступить острая кислородная недостаточность в клетках мозга, сердечной мышце, что повлечет за собой неожиданную смерть. Это касается прежде всего тех подростков, которые в младенчестве искусственно вскармливались, в детстве часто страдали простудами, переболели пневмонией, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, почек, печени. В ряде случаев у подростков, перенесших при рождении асфиксию, органические заболевания головного мозга, черепно-мозговые травмы, нейроинфекции, при употреблении наркотика весьма вероятно возникновение состояния острого отравления, сопровождающегося тошнотой, рвотой, головокружением, головными болями.

Под влиянием наркотического вещества (в начальной стадии опьянения) затрагивается прежде всего эмоциональная сфера человека, отчего меняется характер восприятия окружающей реальности. Происходит «отключение» от внешнего мира. Глубина такого отключения зависит от вида наркотика и применяемой дозы. В ряде случаев действие наркотика характеризуется следующими иллюзорными явлениями: повышенной бодростью, приливом сил, ощущением своей возросшей значимости и своих неограниченных возможностей, довольства собою, переживанием необычайного благополучия, расслабления, душевного успокоения. Вот выдержки из про-токола самонаблюдения советского исследователя Ю. А. Александровского, принявшего наркотик в целях эксперимента; «…Состояние эйфорическое. Я шутил. Мне казалось, что все мои остроты очень удачны. Однако внутри было крайне тяжело, не было соответствия общей веселости, бодрости… Читать трудно, шрифт ломался, отдельные буквы выходили из строки. Появилась плаксивость. Показалось, что стена очень выпуклая, выступает полукругом. Подхожу вплотную и вижу, что две стены, стоящие под прямым углом, все больше и больше приближаются друг к другу и стоящая в углу этажерка вот-вот будет раздавлена ими. Я приступил к письму, хотел написать слово «Валя», но пока писал «Ва», буква «а» улетела в сторону окна. Не понимая, в чем дело, я встал и пошел в обратную сторону, к дверям, чтобы поймать улетевшую букву.

Поймав ее, возвращаюсь к столу и дописываю. Вижу: буква на месте. Вижу, что сидящая в комнате врач С. удаляется от меня, уменьшается в размерах, приобретая вид маленького ребенка, с толстыми щечками, пухленького… мне кажется, что все движется вокруг меня, причем так быстро, что уловить какую-нибудь закономерность в этом движении невозможно. В вихре движения я как бы плаваю в безвоздушном пространстве, не чувствуя ни рук, ни ног, ибо они очень легкие. Все это происходит при открытых глазах». Это состояние наркотического опьянения длится от нескольких минут до нескольких часов (в зависимости от особенностей организма человека, от вида принимаемого наркотика). После этого наступают усталость, слабость, сон.

Пережитые ощущения могут вызвать у подростков желание еще раз повторить прием наркотика. Здесь кроется самая большая опасность, поскольку привыкание к наркотику, возникновение психической зависимости (т. е. непреодолимого желания принять следующую дозу) происходит очень быстро. Так, опийная наркомания развивается после 5—8 инъекций, а гашишизм может возникнуть даже от одной выкуренной сигареты, содержащей наркотик.Специалисты отмечают, что все формы наркомании характеризуются общностью развития, проявления, течения и исхода болезни, хотя употребление того или иного наркотика привносит в картину болезни свои специфические признаки. Выделяют несколько стадий наркомании.

На первой стадии заболевания отмечается синдром психической зависимости, выражающийся вначале неосознаваемым, а затем непреодолимым влечением к наркотику. Неосознаваемое влечение проявляется косвенными признаками: состоянием неудовлетворенности при отсутствии наркотика, оживлением в предвкушении его приема, разговорами на «наркотические» темы, некритичной, положительной оценкой соучастников наркотизации и неприязненными чувствами к людям, препятствующим этому. Постепенно мысли о наркотизации в сознании под-ростка начинают доминировать, и он уже понимает, что хочет вновь и вновь принимать наркотик. Состояние наркотического опьянения оказывается исключительно сверхценным для наркомана. Сфера влечений, чувств перестраивается так, что любые приятные переживания и ощущения утрачивают значимость в сравнении с действием наркотика; только та ситуация переживается как положительная, когда действует наркотик.

С развитием заболевания начинается постепенное угасание эйфории, и наркоман все время увеличивает дозы. Состояние эйфории качественно меняется. Теперь наркоман может испытать психический комфорт только в состоянии наркотической интоксикации. Здоровый человек, принявший терапевтическую дозу наркотика, утрачивает способность полностью владеть своими психическими функциями (памятью, вниманием, мышлением и т. д.). Наркоман, наоборот, не способен владеть своими психическими функциями без действия наркотика. Только после приема наркотика у него восстанавливается психическая деятельность, появляется ощущение благополучия.

Чувствительность к наркотику по мере последовательных наркотизации постепенно снижается. Так, переносимость опиатов повышается в двести раз. Кроме того, постепенно исчезают защитные реакции на передозировку, такие, как тошнота, рвота, кожный зуд. Эпизодический (от случая к случаю) прием наркотического средства сменяется систематическим. Длительность первой стадии заболевания различна в зависимости от вида наркотика, частоты его употребления, от особенностей организма человека и т. п.К концу первой стадии наркомании к ярко выраженной психической зависимости от наркотического вещества добавляется и физическая зависимость. Теперь уже ощущение не только психического, но и чисто физического комфорта достигается лишь при наличии наркотика в организме. Если действие наркотика прекращается, а очередной дозы нет, то возникает абстинентный синдром («синдром лишения»). Стремление к наркотику в состоянии абстиненции подавляет все другие потребности, желания, даже такие, как еда, питье, и полностью подчиняет себе все произвольное поведение индивида. Человек в подобном состоянии думает только о наркотике, он способен на все, чтобы только побыстрее раздобыть и принять наркотическое вещество.

Абстинентный синдром возникает обычно через восемь — десять часов или к концу первых суток отсутствия наркотика в организме больного (в зависимости от вида наркотического вещества). Помимо психического напряжения, чувств тоски, злобы, тревоги, наблюдаются нарушения физического состояния: слюно- и слезотечение, насморк, чихание, «гусиная кожа», учащение сердцебиения; на вторые сутки появляются озноб, приступы жара, потливость, напряженность и мучительные боли в мышцах, ломота в суставах, двигательное беспокойство; на третьи сутки — расстройства желудочно-кишечного тракта, судороги. Начиная с третьих суток возникновения абстинентного синдрома возможны острый психоз, большие судорожные припадки, как при эпилепсии. На второй стадии наркомании полностью исчезает защитный рефлекс организма на передозировку, стабилизируется максимальный уровень переносимости наркотика. Седативное (успокаивающее) действие наркотика исчезает и превращается в стимулирующее, т. е. если здоровый человек до введения наркотика активен и бодр, а после введения — сонлив и вял, то наркоман вял до введения наркотика, а активен и бодр после введения. Заболевание сопровождается на этой стадии физическими изменениями, свидетельствующими об интоксикации всего организма, общим истощением, нарушениями кожных покровов; отмечаются ломкость ногтей, волос, при-знаки раннего старения. Продолжительность жизни сокращается. На второй стадии наркомании наблюдаются значительные изменения в психической сфере. Падает жизненная активность человека, снижается интеллект, ухудшается память, отмирают нравственные чувства. Отмечается утрата социальных и личностных интересов, нарушаются связи с родными и близкими, гаснут привязанности.Наркоман уже не может заниматься общественно полезной деятельностью, так как все его интересы сосредоточены на добыче наркотика или денег на его приобретение. Приобретение наркотика с каждым днем становится для наркомана все более сложной задачей, тре-бующей все больших денежных средств. Так, для поддержания жизни наркомана во второй стадии заболевания ему требуется такое количество наркотика в сутки, за которое приходится платить на «черном рынке» от 30 до 60 рублейСерьезные трудности добывания наркотического средства (или же денег на его приобретение) толкают наркомана на путь противоправных, в том числе уголовно наказуемых, действий. Больной все больше попадает в ситуацию антагонистических от-ношений с обществом. Поведение наркомана становится асоциальным; совершаются преступления, хищения лекарственных препаратов, подделываются рецепты.

На третьей стадии устойчивость к наркотику, напротив, падает. Прежние дозы вызывают острое отравление. Состояние эйфории полностью отсутствует. Наблюдается выраженная нравственная и социальная деградация личности. Больной превращается в глубокого инвалида, его жизнь находится под постоянной угрозой смерти.Как отмечалось выше, употребляющий наркотики должен быть госпитализирован, независимо от стадии заболевания. Вопрос о госпитализации подрост-ка решает врач соответствующего профиля. При подтверждении специалистами диагноза наркомании (токсикомании) больного направляют на лечение в стационар, где применяется комплексное фармакологическое и психотерапевтическое лечение. Необходимо также проводить с несовершеннолетними наркоманами целенаправленную коррекционно-педагогическую работу.

Степень личностных изменений у больных наркоманией зависит от того, в каком возрасте человек употребляет наркотики. Начало наркомании в подростковом возрасте влечет за собой особенно тяжелые последствия. Уже на второй стадии у наркоманов преобладают психопатоподобные расстройства по типу шизофрении и эпилепсии. Лечение подростков-наркоманов представляет особые трудности для врачей-наркологов. Отсутствие у таких несовершеннолетних устойчивых социальных ориентиров, общественно полезных целей, неудовлетворительный статус в ученическом коллективе, нарушение взаимоотношения с родителями не дают возможности психотерапевту «зацепиться» за положительные установки, которые могут стать фундаментом возрождения личности. Что касается третьей стадии, то специалисты подчеркивают: вступление в эту стадию наркомании или даже приближение к ней означает, что заболевание становится неизлечимым.

Неудовлетворительный прогноз отмечается также у психопатических личностей, у людей с низким уровнем интеллекта, с потребительской ориентацией. Усугубляет отрицательный эффект полинаркомания, т.е. употребление нескольких наркотических препаратов. При полинаркомании «в ход идут» наркотики с добавлением транквилизаторов (седуксена, элениума, мепробамата), или наркотик употребляется в сочетании с алкоголем.

Препятствует лечению наркомании также связь подростка с криминогенной средой. Связи такого рода зачастую предопределяют неудовлетворительный исход всего комплекса лечебных мероприятий.

Изложенная выше информация о причинах, симптомах и лечении наркомании представляет собой необходимый минимум знаний, который может использовать педагог с целью раннего выявления случаев употребления наркотиков учащимися. Следует поддерживать постоянную бдительность в педагогическом коллективе и среди родителей в отношении возможного возникновения тяги к наркотикам у учащихся. Прежде всего речь идет о контингенте трудновоспитуемых (педагогически запущенных) школьников, о детях, живущих в неблагоприятных условиях, с пьянствующими, ведущими асоциальный образ жизни родителями. Нужно знать о возможных отклонениях в психическом развитии учеников, помнить о невротических и психопатизированных личностях. Другими словами, необходим постоянный учет в работе всех «факторов риска» подростковой наркотизации. Однако такая настороженность не должна переходить в слежку или всеобщую подозрительность, во всяком случае не должна быть очевидной для учащихся.Выявлять наркоманию у несовершеннолетних следует при обязательном и непосредственном участии педиатров или подростковых врачей, психиатров и наркологов, инспекторов по делам несовершеннолетних. Активную помощь в этом могут оказать психологи, педагоги, пионерская и комсомольская организации, школьные медицинские работники и, конечно, родители. Педагоги и родители постоянно контактируют с детьми и поэтому имеют возможность наблюдать изменения в их самочувствии, отклонения в поведении, учебе. Это может быть неожиданное снижение успеваемости, утрата интереса к учебным предметам. Озабоченность родителей должны вызывать ситуации, когда ребенок очень резко, без видимых причин прекращает заниматься в кружках, спортивных секциях. Одновременно могут появиться признаки повышенной утомляемости, снижение работоспособности. Наблюдаются ухудшение памяти, невозможность сосредоточиться, неусидчивость, резкие перепады настроения. Все это усугубляет противоречия между подростком и взрослым (родителями, учителями), сопровождается отклонениями в поведении, вплоть до асоциальных поступков, хулиганских действий. Разумеется, наличие далее одновременно всех приведенных выше отклонений еще не дает оснований утверждать, что несовершеннолетний употребляет наркотик.

Подобные тревожные симптомы могут порождаться различными причинами и отражать, например, определенные трудности подросткового возраста. Вместе с тем необходимо предусмотреть и такую возможность, как употребление учащимся какого-либо наркотического или токсикоманического средства. Поэтому только после предварительных бесед педагога с родителями учащегося, с его товарищами, со специалистами (психиатром, психологом, наркологом или педиатром) можно верно оценить возможность и необходимость направления ребенка на осмотр к врачу соответствующего профиля. При этом следует учесть, что сам факт осмотра врачом-наркологом может быть травмирующим для психики юноши или девушки. Необходимо предварительно подготовить несовершеннолетнего, побеседовать с ним.

Родители со своей стороны могут обнаружить у такого ребенка определенные соматические признаки: следы уколов, чаще на предплечьях (характерно для наркомании с использованием опиатов), бурую окраску корня языка. О наркомании может свидетельствовать: неустойчивость артериального давления, тахикардия (учащенное сердцебиение), повышенная потливость, расширение зрачков, слезоточивость, «гусиная кожа», ломота в костях и суставах.Какова же роль учителя, воспитателя в борьбе с наркоманией подростков?

Деятельность педагога должна быть направлена в первую очередь на профилактику возникновения наркомании учащихся. Необходимы поиски оптимальных форм учебно-воспитательной работы с учениками, позволяющие учителю сформировать у своих воспитанников социально ценные жизненные ориентиры, общественно полезные цели. Следует помнить, что только нравственная устойчивость личности является надежным иммунитетом против пагубного влияния лиц, предлагающих попробовать «волшебное снадобье».

Основные задачи в борьбе с наркоманией заключаются в преодолении тех факторов психолого-педагогического и социально-психологического порядка, которые способствуют приобщению к наркотикам подростков и юношей. Пропаганда антинаркотических знаний сама по себе не может дать значительного положительного эффекта. Надежды, что просвещение подростков в вопросах наркомании приведет к отказу от употребления наркотических средств, психологически не оправданы. Во-первых, уже на первой стадии заболевания, когда абстинентный синдром еще не сформировался, а существует только психологическая зависимость, тяга к употреблению наркотиков настолько велика, что никакие убеждения, никакие аргументы не могут повлиять. Во-вторых, для тех подростков, которые еще не пробовали наркотика, эта информация скорее будет излишней, поскольку может вызвать нездоровое любопытство. В этом плане показателен такой факт: проникновение наркомании в Европу произошло в начале XIX века после публикации мемуаров английского поэта Томаса де Куинси, который с целью лечения от алкоголизма принимал наркотики во всевозрастающих дозах, что привело к типичной наркомании.Кроме того, рассказывая подросткам о том, как наркотики вредят здоровью, мы часто не учитываем того, что в этом возрасте еще отсутствует страх за свое здоровье. Такая тревога обычно появляется у человека после тридцати лет. Для подростка же перспектива негативных последствий наркотизации, которые наступят через несколько лет, кажется настолько отдаленной и нереальной, что самые страшные картины физической деградации наркомана он не воспринимает всерьез.Таким образом, пропаганду антинаркотических знаний среди детей и подростков нужно вести очень осторожно. Усилия педагога должны быть направлены не на то, чтобы как можно шире охватить этими знаниями всех своих учеников, как можно больше дать им информации, а на определение того, как и с кем из учеников следует говорить о наркомании. Внимание учителя в этом плане прежде всего должны привлекать те учащиеся, которым свойственны указанные выше личностные особенности, либо те, кто проживает в условиях, связанных с «факторами риска». В эту группу входят и дети, которые по внешним признакам, описанным выше, могут быть заподозрены в употреблении наркотиков. Учитывая то, что внешний вид подростков бывает значительно изменен только при опиомании, а при гашишизме ранняя диагностика крайне затруднена, под особым наблюдением учителя должны быть те подростки, которые курят.Установлено, что курению наркотиков обычно всегда предшествует табакокурение. Более того, табакокурение также является токсикоманией, хотя и в гораздо более легкой, ослабленной форме. Поэтому борьба с курением в подростковом и юношеском возрасте является составной частью профилактики наркоманий.

Беседы с подростками по проблемам наркомании должны быть построены так, чтобы заострить внимание на психической деградации человека, употребляющего наркотики. Необходимо доказать подростку, что параллельно с привыканием к наркотику происходит резкое сужение интересов личности, ее потребностей, мотивов поведения. Если при алкоголизме деградация личности наступает на второй или третьей стадии заболевания, то при наркомании стремление к употреблению наркотика становится единственной детерминантой поведения уже после первых эпизодов наркотизации. Механизм действия наркотика на центральную нервную систему состоит в том, что очень скоро (через две — четыре недели систематического употребления наркотического вещества) ее нормальное функционирование возможно только в том случае, если мозг постоянно, систематически отравляется наркотиками. Изменяется гомеостаз организма, он переходит на патологический уровень, при котором жизнедеятельность возможна только в условиях постоянного наличия высокого уровня токсичности (яда).В беседах с подростками необходимо разъяснять, что успех лечения наркомании зависит прежде всего от стадии развития болезни. Пока привычка к наркотизации еще не закрепилась прочно, даже если уже сформировалась психическая зависимость (первая стадия заболевания), лечение приносит положительные результаты. Если же разовьется вторая стадия заболевания (появится уже физическая зависимость от наркотического вещества), то лечение осложняется для больного мучительными ощущениями. Кроме того, выздоровление на второй стадии заболевания бывает значительно реже. Происходит скорее не выздоровление, а длительная ремиссия (т. е. временное исчезновение симптомов болезни, значительное улучшение состояния), поскольку у бывшего наркомана в течение многих лет еще может вдруг возникать внезапное, непреодолимое желание принять наркотическое вещество. Это ничем не мотивированное импульсивное влечение чаще всего приводит к срыву, и человек вновь оказывается в бездне наркомании.Все это необходимо рассказать в беседе с подростком для того, чтобы побудить его вовремя отказаться от намерения попробовать наркотик. Основная задача педагога — показать своему воспитаннику, что перед ним капкан, в который очень легко попасть (из-за легкомыслия, праздного любопытства, желания быть «как все»), но из которого очень трудно, а порой и невозможно выбраться.

Если же педагог узнает, что подросток уже употребляет наркотические средства, то следует прежде всего убедить такого ученика добровольно обратиться к врачу. В этом случае необходимо доказать ученику, что добровольное обращение к наркологу гарантирует полную анонимность для больного, строгое сохранение врачебной тайны. Если же несовершеннолетнего направляют на принудительное лечение, то в этом случае к наркоману применяется ряд административно-правовых санкций, в том числе уголовное наказание за приобретение, хранение или изготовление наркотических средств. Если учащийся-наркоман был выявлен органами милиции и направлен на принудительное лечение, то этот инцидент должен стать достоянием гласности, обсуждения на комсомольском собрании учебной группы ПТУ или школьного класса. Чтобы такое мероприятие стало уроком-предупреждением для других, нужно не просто сообщить о происшедшем, а осветить его с пропагандистской точки зрения.

Если же педагог в ходе доверительной беседы с подростком или его родителями узнает о том, что этот ученик употребляет (или хотя бы один раз употреблял) наркотические вещества, то при всей серьезности такого сигнала, не следует оглашать эту информацию. Для подростка, уже больного наркоманией (даже в начальной стадии), ни обсуждение на собрании коллектива, ни какие-либо другие формы общественного воздействия не являются значимыми. Все его стремления и чувства настолько поглощены переживаниями, связанными с наркотизацией, что внешние воздействия просто не будут им восприняты. Для остальных учащихся обсуждение поведения одноклассника-наркомана может превратиться в чрезвычайно привлекательное событие, вызывающее большой интерес. Не исключено, что подросток, употребляющий наркотики, после такого обсуждения станет своего рода «героем дня». Тогда вместо стыда и раскаяния он будет чувствовать гордость за свое поведение, что только усугубит его желание употреблять наркотики и дальше. Более того, нездоровое любопытство может побудить и других подростков последовать примеру одноклассника. Поэтому, решая вопрос о том, стоит ли предавать гласности случаи употребления учащимися наркотиков, педагоги должны в первую очередь предвидеть, какой воспитательный эффект могут дать те или иные меры. При этом следует учитывать: будет ли направлен учащийся на принудительное лечение в лечебно-трудовой профилакторий и таким образом на длительный период изолирован от коллектива, либо он вернется в свой же коллектив после двух месяцев лечения в стационаре (если он находится на ранней стадии заболевания и добровольно идет на лечение), либо будет находиться на диспансерном наблюдении, одновременно продолжая учебу и оставаясь членом коллектива ( в случае одноразового или эпизодического приема наркотиков). Этот момент очень важен, поскольку влияние такого подростка на других учеников может иметь самые неожиданные последствия.Участие педагога в предупреждении возникновения наркомании учащихся не ограничивается воспитательным воздействием на них. Большое значение имеет работа с родителями учеников. В этом плане основной момент деятельности педагога состоит как раз в пропаганде антинаркотических знаний. Целесообразно организовать специальные лекции для родителей, где будут освещаться все аспекты проблемы наркомании. Именно родителям следует дать информацию о том, что такое наркотические вещества, из чего их добывают, рассказать, как протекает состояние наркотического опьянения, сообщить другие сведения. При этом следует предупредить родителей, что все это нецелесообразно пересказывать детям, поскольку у одних подростков это может вызвать повышенный интерес (явиться толчком к попытке попробовать наркотики), а другие, уже употребляющие наркотические вещества, насторожатся, повысят бдительность.Таким образом, учет психологических факторов подростковой наркомании и токсикомании, знание педагогами специфических проявлений начальных форм заболевания, проведение активной противонаркотической воспитательной работы в средних учебных заведениях должны способствовать повышению эффективности борьбы за искоренение случаев наркотизации учащихся. При этом необходимо постоянно добиваться гармоничного единства действий семьи и школы, ПТУ по преодолению этого социального зла. Важно постоянное внимание, настойчивость усилий по предупреждению и своевременному выявлению случаев наркоманий и токсикомании среди учащихся.

(Visited 1 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *