Как надо и как не надо заучивать
Оставим в стороне мудреную и практически бесплодную мнемотехнику, забудем заучивать. пока и о феноменальной памяти Иноди и Шерешевского, довольно и о запоминании при сильных переживаниях, когда что-то запечатлевается само собой без каких-либо усилий с нашей стороны, перейдём к предмету, куда более прозаическому: приготовлению уроков, ответу у доски и прочим учебным делам, где (кто это станет отрицать?) тоже не обойтись без памяти.
Большой коллектив советских психологов в разных: научных учреждениях упорно и напряженно изучает те условия, при которых процесс запоминания становится наиболее продуктивным, дающим наиболее высокие результаты. Эти исследования обобщены во многих психологических трудах.
Разумеется, эти книги адресованы преимущественно педагогам. Именно им следует знать, как надо организовать учебную работу в школе, чтобы у учеников знания закреплялись, не улетучивались бесследно. НО только если сами школьники будут сознательно относиться к различным приемам работы над учебным материалом, сполна используя «емкость» своей памяти, можно рассчитывать на успех.
Именно поэтому нам следует ознакомиться с некоторыми приемами успешного и продуктивного запоминания. Речь пойдет не о каких-то рецептах, которые могут сразу чудесным образом усовершенствовать память человека, как это обещали мнемонисты. Напротив. Таких рецептов нет. Но если знать, что способствует запоминанию и последующему правильному воспроизведению изучаемого материала, а что, наоборот, мешает, то можно организовать работу с учетом этих благоприятствующих и тормозящих условий, усиливая действие первых и блокируя действие вторых. В этом и кроется «секрет» успешного запоминания.
Предположим, вам необходимо запомнить, с тем чтобы потом пересказать (т. е. воспроизвести), параграф учебника, причем именно такой, который, как говорится, никак не укладывается в голове. Первый совет сводится к тому, чтобы вы, приступая к запоминанию, ставили перед собой цель — запомнить этот параграф навсегда. Не до завтрашнего дня, когда вас должен обязательно’ спросить учитель, не до экзамена, а именно навсегда.
Этот практический совет научно обоснован, причём: очень простым экспериментом. Испытуемым, которые были разбиты на две группы, предлагали дважды прослушать (или прочитать) текст и постараться его запомнить. Причем первой группе было заранее сообщено, что их будут спрашивать по данному материалу завтра, а второй — что опрос будет произведен через неделю. В действительности и те и другие были обмануты: опрос состоялся только через месяц. Выяснилось, что вторая группа воспроизводила, т. е. запомнила, материал намного лучше, чем первая.
Что же произошло? Установка человека на длительное и прочное сохранение материала в памяти создала оптимальные (т. е. наилучшие, благоприятные) условия для замыкания временных связей в коре больших полушарий мозга и следы воздействия (в данном случае — текст) оказались более стойкими, прочными.
Но одного желания помнить то, что заучивается, конечно, недостаточно.
Различают запоминание механическое и смысловое (логическое). С механическим запоминанием связано много нелестных эпитетов и синонимов. «Зубрежка», «долбня», «долбила», «учить в зубрятку», «зубряй», «зубрила-мученик» — от этих слов веет воспоминаниями бурсы, старой классической гимназии, церковноприходской школы. «Старая школа,— была школой учебы, она заставляла людей усваивать массу ненужных, лишних, мертвых знаний, которые забивали голову и превращали молодое поколение в подогнанных под общий ранжир чиновников».
Мы читаем в «Очерках бурсы» Помяловского: «Главное свойство педагогической системы в бурсе — это долбня, долбня ужасающая и мертвящая. Она проникала в кровь и кости ученика. Пропустить букву, переставить слово считалось преступлением. Ученики, сидя над книгою, повторяли без конца и без смыслу: «стыд и срам, стыд и срам, стыд и срам… потом, потом… постигли, стигли, стигли .. стыд и срам потом постигли…» Такая египетская работа продолжалась до тех пор, пока навеки нерушимо не запечатлевалось в голове ученика «стыд и срам»… Над всем царила всепоглощающая долбня… Что же удивительного, что такая наука поселяла только отвращение в ученике и что он скорее начнет играть в плевки или продернет из носу в рот нитку, нежели станет учить урок?»
К счастью, это всё давно прошедшие времена. Один из важнейших принципов обучения в советской школе — сознательное усвоение знаний. И если некоторые школьники злоупотребляют механическим зазубриванием учебного материала, то это происходит большей частью оттого, что они попросту не знают, как надо учить уроки.
При механическом запоминании слова помнят в точности так, как они были произнесены или прочитаны; начало последующей фразы связывается ассоциацией с концом предыдущей. Обобщение материала и его мысленная перестройка не происходят, т. е. не выделяется существенное и своеобразное в тексте, не обращается внимания на внутренние связи и зависимости.
Знания и умения в результате механического заучивания могут оказаться малополезными, формальными, неглубокими. Механически усвоенный материал часто трудно применить на практике, особенно в новых условиях.
Всё это показывает, что механическое запоминание, «зазубривание», в основе которого лежит однообразное повторение заучиваемого материала,— трудоемкая работа и крайне неэкономный и в общем непродуктивный способ запоминания. В особенности этот способ заучивания поражает своей непродуктивностью и громоздкостью, если материал, который подлежит запоминанию, сам по себе внутренне организован и упорядочен.
Приведем простой пример. Дадим кому-либо запомнить следующий ряд чисел:
Первый ряд: 9 5 3 4 2 8 1 (всего 7 чисел).
Повторив их про себя несколько раз, он их запомнит и через несколько минут легко воспроизведет. Тогда прибавим еще три числа:
Второй ряд: 5827009236 (всего 10 чисел).
С некоторым затруднением он, быть может, справится и с этим заданием. Тогда предложим ему запомнить еще больший ряд чисел:
Третий ряд: 14 4121 100816449362516941 (всего 24 числа).
Эта последняя задача, по всей вероятности, покажется невыполнимой. Между тем запомнить и воспроизвести эти двадцать четыре числа много легче, чем предыдущие десять чисел. Секрет в том, что для запоминания второго ряда приходится использовать только механическое за-поминание (числа эти между собой не связаны логически), а для третьего ряда может быть применено смысловое запоминание (числа этого ряда представляют собой написанные подряд квадраты чисел от 12 до 1). Разумеется, заучивание их без осмысливания потребовало бы Напряженной, долгой, излишней работы.
Успешность заучивания зависит от использования рациональных (разумных) приемов, без которых человеку приходится затрачивать лишнее время и силы на запоминание.
I Первым этапом смыслового заучивания должно быть предварительное обдумывание, мысленный анализ текста, выделение в нем наиболее существенного. На этом первом этапе важно добиваться, во-первых, понимания трудных мест; во-вторых, нужно стараться припомнить из ранее изученного материала то, что способствует усвоению нового материала. Не поняв изучаемого материала, нельзя его заучивать. Поняв содержание текста, важно обратить внимание на его план, т. е. установить логическую последовательность частей материала. План можно составить мысленно, а в иных случаях письменно или путем продуманного подчеркивания и проставления цифр, выделяя «логический каркас» изучаемого материала.