Логотип Логотип 2

на главную

Что они слушают и что поют

Было бы неправильным закрывать глаза на успехи, которые достигнуты в нашей стране в деле музыкально-эстетического воспитания учащихся. Очень большое число ребят получают хорошую специальную подготовку в музыкальных школах; широка сеть кружков, студий, работающих в клубах, — здесь десятки тысяч ребят овладевают музыкальными инструментами, учатся петь и танцевать; радио, телевидение, студии грамзаписи ведут большую просветительскую работу, приобщая детей и подростков к миру музыки.

Вместе с тем надо сказать, что музыкально-эстетическое воспитание всей массы учащихся — это та задача, которую нашей школе еще предстоит решить. Усилия, предпринятые в этом направлении в последние годы, в частности разработка новой программы по музыке (осуществленная под руководством Д. Б. Кабалевского), позволяют надеяться, что уже в ближайшие годы уровень слушательской (и, возможно, исполнительской) культуры наших подростков заметно повысится. Пока же всем нам приходится считаться, что вкусы и пристрастия основной массы ребят складываются в известной мере стихийно. Значит ли это, что нельзя попытаться понять характер этих вкусов и пристрастий, постараться направить их в нужное русло? Нет, не значит. Все это возможно. Но сначала выясним, какую музыку слушают подростки, какую знают, какую предпочитают.

Попробуем спросить у них самих. Оказывается, они склонны все существующие жанры музыкального искусства сводить к нескольким.

«Опера». Сюда, по их мнению, входят все жанры «серьезной» музыки, связанные с музыкальным театром, с вокалом: собственно опера, оперетта, балетная музыка, оратория, кантата, романс и т. д. Опыт слушания этой музыки у подростков есть, но знаний и о музыке, и о композиторах, как правило, маловато или вовсе нет. Совершенно спокойно эта музыка может обозначаться ребятами примерно так: Чайковский — «Риголетто». Бах — «Кармен»...

Многие подростки проявляют резкое неприятие классической оперной эстетики. Они не хотят и не могут принять положительных оперных героев в качестве примера для себя. Большую роль в таком «отторжении» играет определенная условность, свойственная опере в целом. И как ни странно, имеют значение даже тембры голосов исполнителей главных ролей. Как правило, положительный герой в опере — тенор. Оказалось, что Лоэн-грин и кавалер де Грие записаны подростками в число «мерзавцев» и «лгунов», ибо, в их понимании, «настоящий мужчина» не может себе позволить петь тенором. Ария, ариозо для подростков звучит слишком «сладенько, неискренне и неправдоподобно». По их мнению, при объяснении в любви должна звучать «экспрессия, а не сахар», «сила, а не слабость, не цветочки-лепесточки». Кстати, многие девочки придерживаются того же мнения.

Второй жанр, определенный подростками, — «симфония». В этот разряд, в их понимании, входит вся инструментальная музыка — от собственно симфонии до небольшой фортепианной пьесы. Слушательский опыт и знания в этой области невелики, но во время проводимого эксперимента «симфонии» подростки слушали с большим интересом. Им нравится следить за развитием музыкальных тем. Думается, здесь заслуга популярной музыки: привычка слушать и следить за развитием музыкальных тем, исполняемых инструментальными ансамблями. Кроме того, как известно, современная музыка имеет направление «классик-рок» или «барокко-рок», для которого характерно переосмысление классического наследия, использование многих приемов, выработанных «серьезной» музыкой. Инструментальную музыку Баха, Бетховена, Россини, Чайковского большинство подростков — участников так называемых ВИА-ансамблей — достаточно хорошо знают в первоисточнике, поскольку к этим композиторам довольно часто обращаются аранжировщики и авторы современной музыки. То же самое происходит и с музыкальным фольклором. Музыкальный фольклор сегодня молодежь принимает и знает значительно лучше, чем несколько лет назад, потому что в современной популярной музыке существует направление «фолк-рок».

«Современная эстрадная песня» — как советская, так и зарубежная — третье направление, выделяемое в музыке подростками. В этой сфере велик и слушательский опыт, и знание музыки, композиторов и исполнителей. Однако здесь могут полностью отсутствовать эстетические критерии в оценке музыкальных произведений. Главным критерием является мода (жаловаться на капризы которой бессмысленно, лучше попытаться изучить ее). Если та или иная песня в исполнении того или иного певца широко популяризируется по радио и телевидению, если есть пластинки, выпущенные большим тиражом, — значит, «песня хорошая» или «исполнитель хороший».

«Современная гитарная песня». Среди подростков интерес к ней совсем невелик (он приходит позже, в основном в годы студенческой юности). Знают только двух авторов — Б. Окуджаву и В. Высоцкого, считают их песни «классикой». Сами иногда сочиняют и поют песни в их духе.

Основной жанр, привлекающий подростка, — музыка в исполнении вокально-инструментальных ансамблей, так называемая бит-музыка. Песня, исполненная бит-группой, принимается не просто как песня, а как факт их жизни, их современности. Молодым людям нравится «интонационная общительность» бит-музыки, наличие в ней знакомых, мелодически рельефных интонаций. Это своя, понятная музыка. Она рождает у слушателей ощущение эмоционального подъема, чувство внутренней освобожденности, способствует сплочению всех присутствующих как бы в один коллектив. А для этого, как выяснилось, важны и броскость мелодических попевок, и многократно повторяющиеся ритмические куски, и нарочитая простота и обнаженность музыкальных эмоций, и, конечно, оглушительно громкое звучание. Сами подростки нередко говорят, что громкий звук как бы отгораживает их от взрослых, которым мощная сила звучания, как правило, неприятна. Тем самым у ребят создается своего рода особый мир, в котором они чувствуют себя раскованно и свободно. Громкое звучание, действительно, сплачивает всех воедино, хотя бы потому, что разделиться в этот момент на группы, разговаривать и общаться, обмениваться мнениями просто невозможно из-за того, что ничего не слышно... А молодым людям для создания праздничной атмосферы «внутри себя» иногда необходимо ощущение сплоченности людей вокруг них.

Родителей обычно пугает увлечение их детей такой музыкой, им самим непонятной, а то и чужой. Иногда дело доходит чуть ли не до наказания ребят, не так уж редки случаи, когда взрослые пытаются запретить слушать бит-музыку, тем более собирать пластинки, записи. А может быть, разумнее разобраться? Почему эта музыка увлекает подростков, что она представляет собой? Только серьезное понимание самого предмета увлечения наших детей поможет правильно руководить их досугом, воспитать эстетический вкус.

То, что обычно именуется легкой или популярной музыкой, лишь область в огромном, безбрежном море музыки. Это, по бытующему представлению, общедоступная и общераспространенная музыка для всех, для самых широких кругов слушателей. Однако она порой далеко не легка по содержанию. Это — явление сложное. С каждым днем множится количество жанров, течений и направлений современной легкой музыки. Здесь и сочинения-однодневки, которые прозвучат несколько раз и навсегда забудутся. Есть и оригинальные, глубокие произведения, требующие определенных слушательских навыков для восприятия и осмысления. Сейчас бит-музыка — это и подчеркнуто обнаженный ритм, и мягкая романсовая лирика, и заостренная экспрессия некоторых произведений, и переосмысление в новых ритмах наследия прошлого: классики и народной музыки.

Уровень знания и увлечения этой музыкой среди подростков также различен: от поверхностного представления, от набора имен модных певцов и ансамблей и далеко не самостоятельного коллекционирования записей и дисков по принципу: «слушать музыку, которую слушают друзья» — до широких знаний, попыток анализировать нравящиеся произведения, понять их корни и связи; до участия в ансамблях и создания собственных композиций.

Исследователи определяют бит-музыку как массовую музыку для голоса с электроинструментами (в составе бит-групп электрогитары являются обязательными инструментами), с электронным усилением и преобразованием звука.

Успехи радиотехники и широкое распространение электроинструментов, безусловно, способствовали популярности этой музыки. Однако не только эти причины вызвали к жизни новое музыкальное явление. Бит-музыка отвечала новым потребностям культурной жизни общества и, что самое главное самой юной его части. Это искусство преимущественно молодежное. Во всех странах мира именно подростки (и молодежь от 14-25 лет) составляют основную массу посетителей концертов, слушателей и коллекционеров записей, а также являются участниками самодеятельных бит-групп. И объясняет это тем, что бит-музыка соответствует некоторым особенностям подростковой психологии, способна удовлетворить многие интересы и запросы молодежи.

Еще одна важная причина тяги ребят к бит-музыке: один из главных инструмент бит-ансамбля — гитара известна как инструмент, легкий для освоения. В то же время участие, скажем, в джазе требует длительного освоения инструментов: фортепиано, трубы, саксофона и т. д. Для того чтобы стать самодеятельным джазовым музыкантом требуются серьезные усилия в обучении игре на инструментах, в изучении законов джазовой импровизации. Можно, конечно; взять в руки гитару и стать «бардом», но, как известно, барды поют тихими голосами, в проникновенной манере, обращаются к узкому кругу слушателей-единомышленников. А подросткам часто хочется завладеть вниманием большой аудитории. И в бит-музыке они находят то, что их привлекает: несложный для первичного освоения инструмент, усиливающую звук аппаратуру (и, стало быть, возможность воздействовать на большое число людей), широкое поле для индивидуальной и коллективной импровизации. Все это весьма притягательно для молодых непрофессиональных музыкантов.

Получается, что бит-музыка способна удовлетворить потребность молодежи в самостоятельном творчестве и активном самовыражении. Она к тому же мобильна, очень чутко реагирует на многие явления действительности, а молодежь особенно нуждается в таком искусстве, которое способно оперативно откликнуться на ее разнообразные потребности, включая потребность в отдыхе, развлечениях, в звуковом, песенном украшении быта.

Сейчас многие школьники стремятся создавать в школах своими силами вокально-инструментальные ансамбли, дискотеки. Все чаще администрация школ идет навстречу ребятам: приобретает инструменты, магнитофоны. Нужно учиться руководить таким коллективом, используя особенности возраста, в частности эмоциональное восприятие подростками действительности, тягу к ярким, необычным впечатлениям. Ребят притягивает красочность, броскость внешнего оформления творческой жизни (даже яркая афиша о концерте школьного ансамбля). Значит, нужно вооружиться знанием этих аксессуаров и руководить всем этим, относясь с уважением к пристрастиям и вкусам молодых людей и неподдельным интересом ко всем их поискам.

Подростки очень тянутся к музыке, и именно этим объясняется их магнитофоно- и дискомания. Чаще они увлекаются новинками современной эстрадной музыки, а родители и педагоги не одобряют эти увлечения, считают, что нужно оторвать от этой музыки, воспитать в них любовь к музыке серьезной, классической. Конечно, каждый культурный человек должен понимать и любить классическую музыку, но кто сказал, что «легкая» музыка несерьезна?

Любопытно вот какое наблюдение, сделанное музыковедами. Как-то одну из «поющих» групп подростков пригласили в Дом композиторов на просмотр кинофильмов, посвященных музыкальному фольклору. Выяснилось, что ребята интересуются и русским, и иноязычным фольклором. Относятся к этому виду искусства с большим уважением. Через несколько дней, на обсуждении просмотренных фильмов им задали вопрос: «Вы любите серьезную музыку, фольклор?» — «Да, очень любим». — «Как вы слушаете такую музыку: в подлинном виде или в обработках эстрадных ансамблей?» — «Стараемся слушать в подлинном виде. А серьезную музыку начинали слушать именно в обработках, но теперь с этим иначе, очень любим Баха, Бетховена...»

Значит, «легкая» музыка обладает серьезной способностью развивать различные музыкальные, интересы.

То же самое с фольклором: современная эстрадная музыка очень часто обращается к фольклору, а через это обращение у школьников возникает желание обратиться к первоисточнику. Как слушатели они открыты всем эпохам, всем направлениям музыкальной культуры, поразительна их готовность все понять, вникнуть во все, что накоплено человеческой культурой.

Reklama: