Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Воля и характер"

Труд создает и формирует человека

В нашей стране придается огромное значение трудовому воспитанию людей, развитию сознательного отношения к труду. Труд создал человека, он явился важнейшим условием выделения человека из животного стада. И сейчас труд продолжает создавать и формировать человека. Все подлинно человеческое в людях формируется посредством их участия в общественно полезном труде и в общении с другими людьми. Мы с нескрываемым презрением относимся к бездельникам и тунеядцам, уклоняющимся от труда, пытающимся жить за счет других. Разумеется, хвост у этих особей не вырастет и на четвереньках они ходить не будут — слишком далеко ушло человечество в своей эволюции. Но определенный возврат к животному состоянию нельзя не заметить у таких людей. Их духовный мир явно обеднен, появляется тупое стремление к удовлетворению узко личных, эгоистических потребностей. У паразитирующих людей заметно сужаются и мельчают интересы, деградирует мышление, которому не приходится разгадывать жгучие тайны жизни.
Вспоминается остроумная сказка, написанная одним из наших советских писателей. Здесь фигурируют традиционные персонажи: мачеха, родная дочка, падчерица. Конечно, мачеха стремится погубить постылую падчерицу и осчастливить любимую дочку. И конечно, всё это происходит при полном непротивлении отца, души не чающего в злодейке-мачехе. Однако сказка не течет по знакомому руслу. Мачеха обнаруживает незаурядные психологические знания. Она устраивает так, что на перинах нежится не ее родная дочка, а ненавистная падчерица. Она же, эта падчерица, сладко пьет, сладко ест да на сводную сестрицу покрикивает. А та весь день в работе: и дома, и в поле, и в лесу. Коварный план приносит свои плоды. Прекрасный принц влюбляется в умную, работящую да скромную мачехину дочку и со смехом отворачивается от дурехи, бездельницы и сладкоежки падчерицы...

Что же, «сказка» имеет глубокий смысл и опору в реальной жизни.
Одним из важнейших требований, которые предъявляет наша партия к воспитанию человека коммунистического общества, является требование воспитывать высшую человеческую потребность — потребность в труде. Мы добиваемся того, чтобы труд как создатель всех материальных и культурных благ превратился в первейшую жизненную потребность людей.
Возникновение потребности в труде явится результатом дальнейшего развития производства, его максимальной автоматизации, результатом улучшения условий труда, сокращения рабочего дня и рабочей недели, результатом всестороннего развития личности советского человека, пробуждения в нем неисчислимых творческих, созидательных сил, которые могут найти себе достойное применение лишь в общественно полезном труде. Труд, который порой бывает сейчас еще тяжелым и утомительным, превратится в источник радости и наслаждения здорового, всесторонне развитого человека.

Если приглядеться повнимательнее к тому, что происходит сейчас в нашем обществе, то можно увидеть, как процесс формирования этой высшей из человеческих потребностей — потребности в труде — уже дает, первые ростки. Они видны в огромном размахе движения бригад и ударников коммунистического труда, в героических подвигах целинников и во многих других замечательных трудовых делах. Творческий труд — радостен, он — источник высшего, духовного наслаждения. Труд неизбежно превратится в насущную потребность человека трудиться по способностям.
На знамени коммунистического общества было написано: «От каждого по его способностям, каждому по его потребностям». Это значит, что, отдавая обществу свой труд в соответствии со своими способностями, люди будут получать в условиях коммунизма всё, что им необходимо для удовлетворения их растущих потребностей. Один иностранец спросил: «А вдруг человек захочет, чтобы у него было больше жизненных благ, чем у соседа?» Сама постановка вопроса легко обнаружила мировоззрение этого человека. Недаром некий американский фермер, как рассказывают, выявлял «скромное» желание: «Я хотел бы только получить те земли, которые граничат с моими собственными».
Человек нашего завтра будет человеком высшего духовного уровня, на высшем уровне будут находиться и его потребности. Это значит, что они будут богаче, разнообразнее, ярче, чем потребности, которые свойственны нам сегодня. И в то же время среди них будут отсутствовать многие, от которых мы не можем полностью избавиться сейчас. Исчезнет свойственная некоторым людям потребность накоплять «жизненные блага».
Бессмысленному накопительству не будет места в обществе. Изобилие продуктов и возросший уровень сознательности сделает его лишним и ненужным. В коммунистическом обществе никто не станет накоплять одежду, обувь, мебель, рояли, автомашины, ибо в этом накопительстве не будет ни потребности, ни смысла.

Нормальный рост потребностей регулируется общественным трудом. Развитие же потребностей на нетрудовой, иждивенческой почве становится уродливым социальным и психологическим явлением, причиной ненормального развития личности.
Всё это хорошо понимал великий советский педагог А. С. Макаренко, который говорил о необходимости осуществлять отбор и воспитание человеческих потребностей и приведение их к той «нравственной высоте, которая возможна только в бесклассовом обществе и которая только и может побуждать человека к борьбе за дальнейшее совершенствование»..
Нравственно оправданные потребности — это потребности коллективиста, т. е. человека, связанного со своим коллективом единой целью, единством борьбы, живым ощущением своего долга перед обществом. Такой нравственно оправданной потребностью был продиктован благородный поступок Валентины Гагановой, которая перешла работать в отстающую бригаду с целью поднять ее до уровня передовых. Нравственно оправданной по-требностью вызывались героические подвиги славных сынов комсомола На фронтах Великой Отечественной войны.

Все это свидетельствует о том, что передовые советские люди ставят превыше личных эгоистических интересов интересы коллектива, к которому они принадлежат. Прав был А. С. Макаренко, говоря, что «потребность у нас есть родная сестра долга, обязанности, способностей, это проявление интересов не потребителя общественных благ, а деятеля социалистического общества, созидателя этих благ».
Потребности человека сложны и многообразны. На них накладывают свой неизгладимый отпечаток общественные отношения, в которые включен человек; потребности человека неразрывно связаны с мыслями, осложнены и расцвечены чувствами, отягощены грузом воспоминаний.
Потребности составляют основу всех мотивов деятельности человека, всех форм его волевого поведения. А знать основу побуждений человека — это значит иметь возможность предвидеть, направлять и регулировать свои и чужие поступки.

Реклама: