Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Воля и характер"

Можно ли изменить характер?

В переводе с греческого характер — это «чеканка», «примета». Это очень точное, очень верное определение. Характер — это закрепившиеся, устойчивые черты личности, высту-пающие как особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе себе подобных и вместе с тем отличающихся от него людей. Общество путем воспитания чеканит человеческие индивидуальности.

Процесс чеканки индивидуальных особенностей личности начинается очень рано — в младенчестве, и в сознательную жизнь человек входит с системой сложившихся черт характера. Этот процесс протекает неприметно, и человеку кажется, что таким, как сейчас, он был всегда. Так возникает мнение, что черты человеческого характера даны ему «от природы», являются «врожденными». Заблуждение это является весьма распространенным. Сколько раз приходится слышать: «Он от природы трус», или: «Склонность к лжи — его врожденное свойство», или: «Он смелый — наследственность у него такая — в дядю пошел».
Это весьма распространенное мнение аргументируют зачастую так: в одной семье, в одних как будто условиях живут и воспитываются два брата, и разница между ними всего два-три года, и в одной школе учатся, и родители к ним одинаково относятся, а ребята во всем разные, характером ничуть друг на друга не похожие. Отсюда уже недалеко от вывода, что характер дан человеку от рождения.
Чем же, в самом деле, объяснить, что жизнь чеканит личность человека даже в сходных условиях по различным образцам?

Прежде всего надо признать, что исходный материал, так сказать, заготовка характера, действительно, у разных людей неодинаков. Это не значит, что человек рождается с определенным характером. Характер — это совокупность психических особенностей, а новорожденный появляется на свет без психики, а лишь с возможностью ее приобретения, т. е. с возможностью ощущать, помнить, переживать, желать — одним словом, отображать окружающий его мир. Как с первым вздохом наполняются воздухом и расправляются бездействовавшие до сих пор оболочки легких новорожденного, так с первыми столк-новениями с предметами появляются первые впечатления, начинает функционировать головной мозг, зарождается сознание.
Значит, на свет человек рождается с различными задатками, т. е. различными особенностями функционирования мозга. Эти особенности не психологические, а анатомо-физиологические, но они-то выступают в качестве первых причин того, что одни и те же воздействия на детей могут вызывать различный психологический эффект. К числу этих свойств относятся, между прочим, . и те особенности строения и функционирования нервной системы, которые лежат в основе различий людей по темпераментам.
Различия в задатках — лишь первая причина различий характеров людей. Надо иметь в виду и то, что понятие «сходные условия жизни» (даже в одной семье) весьма и весьма относительное. Один тот факт, например, что старший брат привык считать себя старшим и в чем-то превосходящим брата, который смотрит на него снизу вверх и ищет у него защиты или бунтует против деспотизма первенца, создает далеко не сходные обстоятельства, способствующие или препятствующие формированию таких черт характера, как заносчивость или заботливость, ответственность или безразличие, самоотверженность или зависть.

А сколько в семье других условий, которые никак не назовешь сходными: и изменение материального положения в семье за два-три года, прошедшие между рождением первого и второго ребенка (частенько «младшенького» больше балуют), и изменения в отношениях внутри семьи, и хорошие друзья, встретившиеся на пути одного брата и не встретившиеся другому, и разные учителя — все это способствует зарождению различных качеств и особенностей личности. Достаточно ничтожного отклонения в определении исходных данных (направления, начальной скорости и т. д.) трассы космического корабля, чтобы эта незначительная ошибка привела к роковым последствиям— корабль залетит совсем не туда, куда он был направлен. Так и с человеком. Где-то в детстве допустили сравнительно несущественную ошибку в воспитании («Что он, маленький, понимает! Пусть его!»), а на крутой орбите жизни уже у взрослого человека появляются черты характера, которые заводят его в тупик, мешают и ему и его близким жить. А кто-то из знакомых пожимает плечами: «Что ж, таким он родился!» Это неверно! Таким он стал. Характер — это результат воспитания и самовоспитания. В характере аккумулируются привычки человека. Характер проявляется в деятельности людей, но в ней же он и формируется. Если юноша или девушка стремятся воспитать у себя самокритичность как черту характера, они должны поступать самокритично. А это значит, что они должны непримиримо относиться не только к чужим, но и к своим ошибкам, не «замазывать» их, не закрывать на них глаза.

Характер не дан человеку от природы. Нет характера, которого нельзя было бы изменить и переделать. Ссылки на то, что «у меня такой характер и я с собой ничего не могу поделать», психологически совершенно несостоятельны. Каждый человек ответствен за все проявления своего характера, и каждый человек в состоянии заняться его перевоспитанием, если он в этом нуждается.
То, что это возможно, показывает, например, громадный опыт замечательного педагога А. С. Макаренко, который говорил: «Наш путь единственный — упражнение в поведении».
Коллектив, руководимый Макаренко, являлся, по его собственным словам, великолепным «гимнастическим залом для этой гимнастики». В колонию приходили бродяги, уголовники, убежденные лодыри, а выходили хорошие рабочие, студенты, красноармейцы. Значит ли это, что их характеры были «пострижены», что называется, «под одну гребенку». Конечно, нет. Чтобы в этом убедиться, достаточно ознакомиться с десятками характеристик, написанных А. С. Макаренко на выпускников. Выпускники очень разные, но почти у всех коллектив сумел искоренить такие черты, как трусость, подлость, эгоизм, склочничество и т. д. Вот некоторые из этих характеристик:

«32. Козырь. В коммуне с самого начала. При средних способностях был одним из самых страстных людей, преданных коммуне и участвующих в работе с полной преданностью. В характере еще и теперь много остатков беспризорности: грубоватость, недоверчивость. Один из лучших производственников. Человек с воображением, поэтому давно мечтает о карьере моряка, чтобы много видеть, много ездить.
36. Черный. Большие способности, культурен, абсолютно честен, не осталось никаких следов беспризорности. С внешней стороны очень нескладен и некрасив, тип интересный: способен к большим напряжениям и в глубине очень живая и цельная натура. Интересуется разведочной работой, мечтает исколесить весь Союз.
43. Семенцев. В коммуне считался коммунаром с наклонностью к хулиганству, лентяем. В школе учится хорошо.. Советом командиров был снят с производства и назначен в хозяйственную часть. Здесь показал себя прекрасным работником и совершенно выправил свой характер. Сейчас общий любимец коммунаров. Честен, вежлив, культурен и по натуре очень добр. Переходит на работу агента снабжения. Энергичен, напорист и любит всякое дело кончать».
Весь ход строительства основ общества показывает, что лучшим людям присущи принципиальность, коллективизм, самоотверженность в борьбе за общее дело, ответственность, бескорыстность и многие другие высокие человеческие качества. Но пере-числение этих черт и их характеристики, какими бы полными мы, ни пытались их сделать, будут чрезвычайно проигрывать в сравнении с тем, что мы на каждом шагу встречаем в жизни, о чем читаем в газетах, о чем пишут наши писатели и поэты. А главное, никакие, даже самые совершенные классификации характеров и их описания не могут научить распознавать характеры окружающих нас людей. Между тем именно такая задача возникает перед каждым человеком, в особенности перед человеком, входящим в жизнь, приступающим к самостоятельной работе, принимающим участие в производительном труде на пользу общества.

Реклама: