Логотип Логотип 2

на главную

Индивидуальные варианты самооценки

Обратимся к результатам, характеризующим отдельных испытуемых. Для анализа мы использовали показатель относительной высоты самооценки, поскольку он является интегративным, объединяющим все остальные показатели. Нас интересовали уровень относительной высоты самооценки и ее дифференцированноеть, т. е. степень расхождения по разным шкалам у одного и того же испытуемого.

Для сопоставления мы сочли возможным в качестве показателя высоты взять среднюю величину самооценки по шести шкалам, понимая всю условность данного показателя, особенно в случае сильной дифференцированности. Тем не менее, некоторую общую тенденцию таким образом выявить можно.

В соответствии со средними данными выборки в качестве низкой самооценки рассматривались результаты, выраженные отрицательным числом и от 0 до 29, средней — от 30 до 60 баллов, высокой — более 60 баллов. Слабая дифференцированность — 0—14 баллов, умеренная—15—29, сильная — 30 и более баллов. Поскольку не обнаружены значимые различия между группами девушек и юношей, данные приводятся по выборке в целом.

В результате проведенного сопоставления выделились 9 вариантов самооценки. Попробуем охарактеризовать эти варианты с точки зрения того, насколько они отвечают задачам конструктивного личностного самоопределения. Для полноты картины мы привлекли данные, более широко характеризующие отношение испытуемых к себе: когнитивную сторону самосознания— представление о себе (методика неоконченных предложений), уровень и отдельные параметры социально-психологической адаптированности (методика Q—sort, К. Rogers в адаптации Т. В. Снегиревой, 1987), личностная тревожность (шкала тревожности, А. М. Прихожан, 1987).

При описании вариантов самооценки указывается в скобках представленность того или иного варианта в процентном отношении к общему числу испытуемых в выборке.

Самая большая по численности группа (27%)—испытуемые со средней самооценкой и умеренной степенью дифференцированности. Эту группу характеризует тенденция, свойственная выборке в целом: достаточное, но вместе с тем не чрезмерное расхождение между уровнями желаемого и ожидаемого успеха, а также между ними и абсолютным значением самооценки. Мы полагаем, что это выражает именно такое соотношение между уровнем притязаний и самооценкой, когда уровень притязаний, но определенной степени опережая самооценку, стимулирует личностное развитие. Для испытуемых данной группы характерно дифференцированное отношение к различным сторонам личности. Однако такая дифференциация в определенной степени сбалансирована: у испытуемых практически отсутствуют предельно высокие и предельно низкие самооценки.

Самооценка группы может быть охарактеризована как гармоничная, с соблюдением разумных пропорций между притязаниями и оценкой собственных возможностей, т. е. этот вариант самооценки близок к тому, который свойствен зрелой личности. Для данной группы характерен сравнительно высокий уровень социально-психологической адаптированности. Около 95% группы составляют эмоционально благополучные испытуемые, что позволяет оценить этот (вариант самооценки как достаточно оптимальный для развития личности.

Столь же благоприятным и близким по содержанию представляется вариант самооценки, при котором высокий уровень самооценки сочетается с умеренной дифференцированностью (10%). Помимо указанных выше особенностей для испытуемых этой труппы характерны сознательная постановка перед собой достаточно высоких целей и целенаправленные усилия по их достижению. Причем это не обязательно достижения интеллектуальной или какой-либо другой продуктивной деятельности, цель может относиться, по существу, к любой сфере жизни; важно, что она достаточно высока и школьник, считая для себя необходимым и возможным ее достичь, прилагает к тому направленные усилия. Этот вариант самооценки можно рассматривать как чрезвычайно продуктивный именно в плане самоопределения.

Значительный интерес представляет, на наш взгляд, вариант, при котором высокому уровню самооценки соответствует слабая степень ее дифференцированности (17%). У подавляющего большинства этой группы предельно высокий уровень желаемого успеха—100 и даже более баллов — и очень близкий, а в значительной части случаев даже совпадающий с ним уровень ожидаемого успеха. Абсолютное значение самооценки также чрезвычайно высоко (а в ряде случаев совпадает с показателями уровня притязаний). Отношение к себе в данном случае можно описать как глобальное, недифференцированное, со слиянием идеального и реальною уровней.

Сопоставление с дополнительными показателями, характеризующими отношение к себе, указывает на неоднородность этой группы. Она распадается как бы на три подгруппы. У одной из них глобальная удовлетворенность собой носит ярко выраженный защитный характер, что прежде всего просматривается в предельно высоких показателях эмоционального благополучия и уровня социально-психологической адаптированности, которые в первой подгруппе существенно выше, чем в выборке в целом. Испытуемый закрыт для опыта, нечувствителен к своим ошибкам, замечаниям, оценкам окружающих, что проявляется и в представлении о себе. Все это, естественно, отрицательно сказывается на формировании личности.

Вторая подгруппа также эмоционально благополучна, однако здесь благополучие совершенно иное: у испытуемых умеренный уровень социально-психологической адаптированности, они допускают, что существуют ситуации, которые вызывают у них повышенную тревогу (а известно, что определенный уровень тревожности необходим для нормального приспособления к жизни). Самооценка в этом случае не носит защитного характера и может выражать, как выявилось при анализе, самые различные явления — от инфантилизма до самодостаточности.

В этой связи хотелось бы отметить следующее. В проведенном А. М. Прихожан ранее (Особенности обучения и психологического развития, 1988) исследовании особенностей самооценки старшего подросткового и раннего юношеского возраста лонгитюдным методом было показано, что подобная самооценка часто возникает у учащихся X класса и выражает функциональные изменения, вызываемые этим особым периодом развития. Следовательно, она может отражать и некоторые возрастные особенности.

Третья подгруппа — школьники с ярко выраженной тревожностью и низким уровнем социально-психологической адаптированности. Анализ свидетельствует, что подобная самооценка в этих случаях выступает как реактивное образование на переживание внутреннего конфликта, неблагополучия. Однозначно охарактеризовать третью подгруппу с точки зрения задач личностного самоопределения достаточно трудно. Несомненно, однако, что их самооценка не несет в самой себе стимула для личностного развития, т. е. она непродуктивна.

Неблагополучные варианты развития отношения к себе представляют все группы с низкой самооценкой — слабой (4%), умеренной (14%) и сильной (7%) дифференцированностью. Для них характерны общие тенденции, поэтому дадим их общее описание.

В данном случае также выделяются две подгруппы. Для большей части испытуемых характерно значительное расхождение между уровнями желаемого и ожидаемого успеха (которые сравнительно высоки) и низким абсолютным значением самооценки. Мы полагаем, что такая картина свидетельствует о сильной осознаваемой неуверенности в себе, т. е. что значительное расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей осознается и переживается школьниками. Сказанное ярко проявляется в представлениях школьников о себе, а также в высокой тревожности всех испытуемых этой подгруппы.

Во второй подгруппе очень низки (менее 40 баллов) показатели желаемого и ожидаемого успеха (что резко противоречит общевозрастным данным) и абсолютного значения само сценки. Эти испытуемые проявляют эмоциональное благополучие. Возникает впечатление, что они как бы смирились со своей малоценностью. Естественно, что оба эти варианта крайне неблагоприятны с точки зрения личностного развития, что подтверждается низким в целом по группе уровнем социально-психологической адаптированности.

Завершая описание этого варианта самооценки, хотелось бы отметить: при общей низкой самооценке все испытуемые ниже всего оценивают свой авторитет у сверстников, что также противоречит общевозрастной тенденции. Поскольку среди испытуемых данной группы преобладают учащиеся с хорошим социометрическим статусом, то это позволяет интерпретировать выявленный факт как показатель того, что полное неприятие себя в наибольшей степени отражается на том, как человек оценивает свои отношения с другими людьми.

Неблагоприятным представляется и вариант, когда средней самооценке соответствует слабая дифференцированность (16%). Прежде всего обращают на себя внимание притязания испытуемых: уровень как желаемого, так и ожидаемого успеха ниже, чем данные по выборке в целом. Так, если для выборки средний показатель желаемого успеха — 89,5 балла, а ожидаемого — 78,3, то для этой группы они равны соответственно 70,6 и 68,3. К ним близки показатели абсолютного значения самооценки. Все это может указывать, что школьника как бы удовлетворяет его «средний» уровень, он не хочет и не ждет от себя никаких изменений. Пользуясь определением К. Левина, можно сказать, что здесь наблюдается «недонапряжение притязаний». Об этом же свидетельствует и то, что около 90% испытуемых данной группы проявляют эмоциональное благополучие и высокий уровень социально-психологической адаптированности, а представления испытуемых о себе характеризуются сравнительной бедностью, узостью, ограниченностью. На основании сказанного можно, как представляется, охарактеризовать такую самооценку как неконструктивную с позиции развития личности, ее роста, совершенствования.

Две последние подлежащие рассмотрению группы — со средней самооценкой и высокой дифференцированностью (3%) и высокой самооценкой и высокой дифференцированностью (2%) — очень немногочисленны и близки между собой. Для испытуемых характерны такие случаи, когда уровень желаемого успеха оказывается ниже уровня ожидаемого по всем или некоторым шкалам, что совершенно не свойственно для выборки. При этом оба уровня достаточно высоки, но даже в тех случаях, когда уровень желаемого успеха отмечается на высшей точке шкалы—100 баллов, уровень ожидаемого выносится за пределы шкалы. Иными словами, здесь активно демонстрируется позиция «могу, но не хочу».

Показатели абсолютного значения самооценки по одним шкалам очень высоки, по другим очень низки. Значительная часть испытуемых этих групп испытывают повышенную тревожность и имеют высокий уровень социально-психологической адаптированности. С нашей точки зрения, эти варианты самооценки характеризуют конфликтное отношение к себе, когда чрезмерно высокие притязания и переживание несоответствия между ними и оценкой своих возможностей заставляют школьника оценивать себя по принципу «все или ничего». Естественно, что такой вариант самооценки не может быть охарактеризован как благополучный, он свидетельствует об искажениях в личностном; развитии.

Анализ индивидуальных вариантов самооценки выявил их многообразие; при этом лишь примерно у трети испытуемых можно говорить о самооценке, которая в определенной степени благоприятна с точки зрения задач личностного самоопределения. Наличие многообразия индивидуальных вариантов самооценки в старшем школьном возрасте, на наш взгляд, свидетельствует о том, что ее развитие приобретает все более отчетливо выраженный индивидуальный характер.

В заключение отметим, что полученные данные указывают на необходимость специальной воспитательной работы по формированию притязаний и самооценки старшеклассников.

Следует отметить, что проблема оптимизации притязаний, формирования умения правильно реагировать на успех и неудачу, прежде всего умения конструктивно относиться к собственному неуспеху, рассматривается в настоящее время как существенный момент профилактики и преодоления кризисов, в том числе и у взрослых людей, и входит в комплекс психогигиенических, психопрофилактических мероприятий. Окончание школы, как уже неоднократно отмечалось, представляет особый по сложности этап в жизни молодого человека, когда роль формирования оптимального уровня притязаний в плане психопрофилактики может быть особенно высока.

Реклама: