Логотип Логотип 2

на главную

Индивидуальные варианты формирования личности в старшем школьном возрасте

Возрастные особенности характеризуют определенную тенденцию развития личности на данном возрастном этапе и существуют всегда в виде индивидуальных вариантов развития личности конкретных детей. Развитие личности—сложный и длительный процесс, который должен привести к формированию человеческой индивидуальности или зрелой личности, предполагающей возможность постоянного расширения своей активности, сферы своих взаимоотношений с другими людьми и вещами, эти отношения опосредствующими (см.: Э. В. Ильенков, 1979). Познакомимся с несколькими характеристиками, представляющими собой различные варианты личностного развития старшеклассников.

В индивидуальных характеристиках сделана попытка описать структуру личности отдельных старшеклассников, основываясь на результатах экспериментального исследования. Мы сознательно не включали в эти характеристики материалы наблю-156 дений, бесед, личные впечатления и т. п. Такой подход, с нашей точки зрения, дает возможность дифференцированно проанализировать отдельные компоненты структуры личности, их взаимосвязь в формировании готовности к самоопределению.

Подобный исследовательский подход имеет свои как достоинства, так и недостатки. К первым относится прежде всего объективность итоговой характеристики, составленной по результатам психологических методик, с которыми работали разные исследователи, так что, по существу, «фактор исследователя» был элиминирован, а это, как известно, достаточно сложно сделать при изучении и описании личностных характеристик. Недостатки— оборотная сторона имеющихся достоинств, так как отсутствие исходного гештальта в восприятии психологом школьника, принципиальное снятие момента эмпатического вчувствования и сопереживания неизбежно влекут за собой известный схематизм.

Определенную сложность представлял выбор из составленных характеристик тех, которые бы наилучшим образом иллюстрировали материалы, представленные в части I книги. Каждая характеристика по-своему интересна, отражает индивидуально своеобразный способ решения проблемы самоопределения. Поэтому не следует рассматривать приведенные ниже примеры как эталоны или антиэталоны развития личности в данном возрасте, как норму или отклонение от нее и даже в качестве «ярких представителей» некоторых типичных путей формирования личности. Мы стремились показать, насколько сложно, неоднозначно, внутренне противоречиво идет процесс личностного самоопределения у каждого человека в юности.

Наташа Р.— ученица X класса. У Наташи сложилась развитая система ЦО, содержание которых имеет индивидуалистическую направленность, т. е. она попадает в группу V. Поскольку большинство в этой группе — девушки, то Наташу можно считать в известном смысле «типичным представителем» старшеклассников с высокодифференцированной системой ценностей, направленных преимущественно на собственные интересы. Наиболее высокую оценку у Наташи имеют интересная работа, любовь, хорошие друзья, познание, здоровье и материальная обеспеченность. Самую низкую оценку получило творчество как цель жизни. Так же относительно невысоко оцениваются равенство, общественное признание, независимость и самостоятельность.

Сравнивая иерархию жизненных ценностей и то, что для Наташи наиболее важно при выборе сферы профессиональной деятельности, мы видим, что она не отождествляет жизненные ценности и ценности, связанные с будущей работой. Например, высоко ценя материальную обеспеченность для жизни в целом, она не считает это важным для своей будущей профессии. Вместе с тем проблема профессионального самоопределения включается ею в широкий контекст личностного самоопределения. Приведем ответ девушки на вопрос одной из методик: «Должен ли человек при выборе профессии ориентироваться на общественные или личностные ценности?» Я преклоняюсь перед людьми, руководствующимися принципом пользы для общества при выборе профессии в тяжелое для страны время. Но мне кажется, что сегодня в этом нет необходимости. Для того чтобы максимально хорошо выполнять свое дело, необходимо, чтобы оно тебя интересовало, поглощало твои мысли. Если работа не интересна, я не думаю, чтобы человек стремился сделать ее как можно лучше.

Наташа хочет стать экономистом, выбирая профессию отца (в дальнейшем мы столкнемся о тем, какое влияние на развитие личности девушки оказывает именно отец). Эта профессия привлекает ее тем, что она интересна сама по себе, позволяет чувствовать себя наравне со всеми и необходима во всех областях жизни.

Таким образом, у Наташи при наличии высокодифференцированной системы ценностей оказываются близкими глобальные жизненные ценности и ценности, связанные с выбором будущей профессии; определяющим моментом в этой иерархии становятся мотивы развития собственной личности (S), которые, с ее точки зрения, не только не противоречат, но и отвечают интересам общества.

Анализ мотивационной сферы, проведенный с помощью методики MIM, также свидетельствует, что у Наташи доминирует мотивация, направлена на собственное Я.

Напомним, что именно такая мотивация чаще всего встречается в нашей выборке и особо характеризует именно группу V. Однако, не выделяясь среди сверстников по содержанию доминирующей мотивации, Наташа отличается стремлением к максимально высокому уровню достижений в тех областях, которые для нее значимы: уметь делать что-либо (помимо работы) на высшем уровне, например играть в теннис, ну и т. п., естественно, входящее в круг моих интересов, чтобы даже мелкие мои желания сбывались, сделать все, что задумано, и т. п.

Эта особенность мотивации, крайне редко встречающаяся в старшем школьном возрасте, ярко проявляется в уровне притязаний Наташи: во всех областях она хочет добиться только самых высших достижений и считает себя способной на это. Отметим важный для будущего анализа момент: у девушек такой характер уровня притязаний мы наблюдали крайне редко, сравнительно чаще он встречался у юношей.

Для анализа мотивационной сферы показательно сравнение положительной и отрицательной мотиваций. В методике MIM незаконченные предложения являлись частью положительными индукторами (Я хочу... и т. п.), частью — отрицательными (Я не хочу...). Оказалось, что в ответ на положительные индукторы у Наташи обычными были высказывания, свидетельствующие о наличии мотивов, направленных на собственную личность. Большая часть мотивов, вызванных отрицательными индукторами, оказалась связанной с иной областью — общением с другими людьми: девушка боится оказаться без поддержки родителей (в моральном смысле); опасается, что с ней не будут считаться, станут грубо разговаривать, что в силу обстоятельств она окажется одна, не сможет добиться взаимности любимого ею человека н т. п.

Содержательный анализ вскрывает определенную противоречивость мотивационной сферы Наташи. Во-первых, выделяются две наиболее значимые области — отношение к себе и общение. Причем первая из них сравнительно бесконфликтная, находящаяся в сфере положительной мотивации. Вторая, область общения, оказывается в сфере отрицательной мотивации: страхов, опасений, тревог. Лишь два раза мотивы общения возникли в ответ на положительный индуктор (Я думаю, что лучше не иметь друзей, чем иметь плохих; Я мечтаю стать хорошим оратором, чтобы исчез комплекс боязни аудитории). Мы видим, что в обоих случаях, даже на положительный индуктор, ответ дается в отрицательной форме. Отметим, что многие теоретики полагают, что сфера отрицательной мотивации более значима для личности.

Данные методики MIM определенным образом соотносятся с результатами методики выявления самооценки. У Наташи очень высокая самооценка. Если быть точными — самая высокая во всей выборке. И что интересно — даже на этом- высоком фоне выделяется своей высотой оценка собственного авторитета у сверстников. Психологическое изучение самооценки свидетельствует, что сочетание высокого уровня притязаний, очень высокой самооценки и одновременно наличия высокой тревожности, опасений, страхов в определенной области говорит об 'особой значимости и конфликтности этой области для личности. Иногда такую область называют «зоной конфликта».

То, что общение попадает у Наташи в «Зону конфликта», подтверждается и результатами по шкале Тернера. Наташа получает по ней очень низкий балл, т. е. учителя оценивают ее как эгоистку.

Если проанализировать, в каких именно ситуациях, поступках Наташа оказывается наиболее эгоистичной, то можно особо выделить два момента: ситуации одобрения, поддержки и ситуации выполнения задач, реализации планов. По мнению учителя, она любит лесть, не понимая истинной ценности того, за что ее хвалят, наслаждается, будучи в центре внимания, но не любит хвалить других, неотзывчива па доброту, не может «нормально», принять помощь другого человека, неблагодарна.

Намечая и осуществляя свои планы, Наташа не принимает во внимание мнения и интересы других людей, мало переживает, если помешала чьему-то делу. Но в ситуациях, содержащих угрозу ее личности, Наташа оказывается часто достаточно конструктивной (с точки зрения социального взаимодействия): скажем, когда кто-то не обращает па нее внимания, она не станет шумно требовать этого внимания, а будет стараться его завоевать, не рассердится, а спокойно продолжит свои дела. Или, сделав ошибку, которой нельзя было избежать, не станет ее отрицать или формально признавать, а постарается ее исправить. Просоциальное, зрелое поведение Наташа демонстрирует и в ситуациях вербального общения с другими людьми, умея и выслушать другого, и быть ненавязчивой и т. п.

В целом сравнение тех ситуаций, в которых Наташа оценивается учителями положительно и отрицательно по шкале альтруизма Тернера, говорит о том, что в данном случае мы имеем дело с достаточно ярко выраженной эгоцентрической позицией, безразличием к интересам других людей при одновременном умении просоциалыю, адекватно, умело вести себя во многих ситуациях социального взаимодействия, если это нужно, выгодно или удобно ей самой.

Интересно отметить, что сама Наташа, отвечая на вопросы другой методики, примерно так же оценивает — вплоть до нюансов — свое поведение в отношении других людей. Умение адекватно осознать свои слабости и недостатки, особенно в «зоне конфликта»,— редко встречающееся даже у взрослого человека свойство. Оно свидетельствует о высокой зрелости и конструктивности личности.

Важно, что Наташа может осознать свои поступки и их влияние на .других людей не только post factum, но и непосредственно в момент развития конфликта. Об этом свидетельствуют экспериментальные данные изучения личностной рефлексии. Ей свойственно умение анализировать свои переживания (высокий уровень интроспекции), равно как и стремление понять внутренний мир другого человека. Следует отметить, что личностная рефлексия — один из важнейших компонентов самосознания. В свою очередь, общепризнанным критерием продуктивности развития личности в юношеском возрасте служит развитие самосознания. Мы видим, что у Наташи развитие личности протекает полноценно. Это еще раз свидетельствует о том, что для своего возраста она вполне зрелая личность.

Высокий уровень личностной зрелости Наташи подтверждается и данными других, методик. Так, по шкале Заззо, Наташа в качестве предпочитаемого выбирает свой возраст, т. е. делает наиболее зрелый выбор.

О личностной зрелости этой девушки свидетельствует и большая глубина ее временной перспективы — преобладание мотивов, целей, планов, связанных с отдаленным будущим, при известном безразличии к проблемам сиюминутным (включая учебу) и даже близкому будущему, связанному с окончанием школы и поступлением в институт. И в этом Наташа оказывается намного более зрелой, чем ее сверстники. Для нее и учеба, и поступление в институт, и ряд других проблем текущей жизни и близкого будущего, конечно, имеют значение, однако все они подчинены отдаленным жизненным целям, выступая связующим звеном между настоящим и будущим. У большинства сверстников Наташи мы встречаемся е тем, что-либо близкое будущее, по существу, исчерпывает временную перспективу, либо неструктурированное будущее оторвано, от настоящего.

Интересно в этой связи .рассмотреть отношение Наташи к школе и учению. Хотя Наташа хорошая ученица, учеба в школе занимает в ее жизни весьма скромное место (Это необходимая, к сожалению, ступень для достижения цели); девушке есть куда употребить свободное от учебы время (На театры, музеи, концерты, книги), и она не очень огорчилась бы, если его станет еще больше. Однако все это не мешает ей относиться к учебе с той мерой ответственности, которая необходима для достижения цели. Наташа хорошо знает, что именно она должна получить от школы (какой-то, не всегда необходимый минимум знаний, большинство предметов не то чтобы не нужны, но и нужны не очень), и считает, что с VIII класса можно уже ограничиться теми предметами, с которыми предполагается связать свое будущее. Следствием безразличного отношения к учебе становится достаточно высокий для старшеклассников уровень так называемых мотивов избегания неприятностей, связанных с достижением частных, ситуативных целей (пересидеть урок, не получить двойку и др.).

Проанализируем теперь, как соотносятся между собой у Наташи разновременные аспекты ее Я. Напомним, что особенности такого соотношения характеризуют различные варианты взросления. В случае Наташи мы можем говорить о нормальном варианте: у девушки частично сохраняется преемственность актуального Я и Я-прошлого, т. е. она, в отличие от многих своих сверстников, не порывает с прошлым. Однако она и не идеализирует его, относится к нему критично, многое в нем пересматривает. Такое отношение к прошлому конструктивно.

Идентификация с окружающими характеризуется тем, что Наташа уподобляет себя узкому кругу значимых других—отцу, матери, симпатии противоположного пола, приятному сверстнику. Антиподами выступают уверенный человек и нелюбимый учитель.

Я-прошлое, будучи, как уже отмечалось, наполовину отвергаемым, во многом уподобляется матери и противопоставляется уверенному человеку и интересному человеку. Иными словами, она себя прошлую расценивает как неинтересную и неуверенную. Я-будущее идентифицируется с отцом и дедушкой. Последние ближе всего и к идеалу Наташи. Вспомним, что и профессию она выбирает такую же, как у отца.

В Я-прошлом просматриваются черты неприспособленности, отсутствие деловитости, настойчивости, неуверенность в себе, которые сближают ее с матерью. Именно в этих отношениях Наташа считает нужным измениться, став похожей на отца и деда.

Неуверенность в себе у Наташи совмещается с сознанием собственной исключительности — переживаемым в настоящем новым чувством, прежде не испытываемым.

Все те качества (настойчивость, целеустремленность, уверенность в себе), которыми обладают отец и дедушка и которых лишена мать, представляют для Наташи в настоящий момент высокую ценность.

С другой стороны, столь же высоко она ценит и такие качества, как деликатность, такт, способность заботиться о другом, доброжелательность, которые, как считает Наташа, присущи ей и ее близким, особенно матери. Пожалуй, стоит отметить, что Наташа не просто выделяет эти характеристики как важные для нее черты, на основании которых она судит о себе и окружающих людях, но формулирует их в отрицательном значении: грубость, бестактность, толстокожесть, неспособность заботиться о других, недоброжелательность, жадность, что вновь выдает какой-то аффект в общении. Отмечаются эти черты главным образом в нелюбимом учителе, в человеке, с которым чувствуешь себя дискомфортно, некоторые из них и у ближайшей подруги.

Девушка характеризует себя, как и родителей, интересным собеседником, хорошим оратором. Поражает, что Наташа неоднократно выражает это свое стремление быть хорошим оратором. Удивляет не только само желание, но и то, что слово это в нашей выборке не встретилось больше ни разу: его вообще крайне редко можно услышать у современных юношей. А Наташа и в двух совершенно разных методиках, и разных ситуациях говорит о важном для себя качестве быть хорошим оратором. Интересно, что, оценивая себя, она и считает себя таковой. В ситуации проекции указывает на свое желание избавиться от комплекса боязни аудитории и стать хорошим оратором.

Быть хорошим оратором — интересный мотивационный объект. В нем сплавлены и высокая потребность в личном достижении, и желание удовлетворить потребность в признании со стороны других людей. Но, пожалуй, наиболее показательно здесь то, что это, по сути дела, стремление удовлетворить потребность в признании со стороны других людей, минуя собственно общение, не входя в контакт с другими, а лишь реализуя свои личные (ораторские) способности. Стоит еще раз отметить сложности, которые испытывает Наташа в общении.

На сложности в общении указывает и описанный выше узкий круг лиц, с которыми Наташа себя идентифицирует. По существу, это только самые близкие родственники — мать, отец, дедушка. Однако внутри данного неугрожающего круга общения она проявляет свойственную ей конструктивность. Отметим кстати, что Наташа относится к группе «когнитивно сложных», воспринимая мир во всем его богатстве и многообразии. Так для собственного развития она берет лучшие качества и отца, и деда, и матери, критически относясь к другим их чертам. Все же основным ориентиром для нее служат мужские представители семьи — отец и дед. Недаром она выбирает профессию отца, не случайно по мужскому типу развивается ее самооценка, даже отношение к будущему. Особо это обстоятельство проявляется при психосексуальной идентификации.

Наиболее характерными качествами современной женщины Наташа считает: любящая, любезная, энергичная, волевая, целеустремленная, всесторонняя, Наташин эталон феминистости отличается от общегруппового тем, что в нем представлены черты, свидетельствующие о стремлении к достижению. Такие качества, в которых отражается мотивация достижения, с Наташиной точки зрения, наиболее характерны и для мужчин: энергичный, самостоятельный, волевой, целеустремленный, всесторонний. Причем, но существу, ими исчерпывается Наташин эталон мускулинности, хотя, по мнению большинства старшеклассников, мужчинам свойственны и другие достоинства, в частности проявляющиеся в общении (верный, внимательный и т. п.).

Таким образом, можно сказать, что у Наташи женский и мужской эталоны оказываются близкими между собой, характеризуя скорее взрослого человека вообще, нежели мужчину и женщину. Эталон взрослого человека сдвинут у Наташи в сторону традиционно существующего в культуре представления о мужчине.

Себя Наташа оценивает как способную, независимую и в то же время добрую, чуткую, деликатную, нежную. Иными словами, в ее самооценке представлены качества как связанные, так и не связанные с общением.

Близость выделяемых Наташей черт мужчины и женщины к оценке ею отца, на которого она хочет быть похожей, дает основание считать этот эталон характерности своего рода идеалом взрослого человека. Показательно, что в ее идеал, по существу, не входят качества, связанные с общением. Одновременно в содержании самооценки они присутствуют. Два обстоятельства вызывают здесь известные опасения. Во-первых, сопоставление самооценки девушки с данными других методик (прежде всего шкалы альтруизма) позволяет рассматривать ее самооценку как не вполне адекватную. Во-вторых, учитывая неблагополучие Наташи в сфере взаимоотношений с другими людьми, тот факт, что она не включает в эталон взрослого качества, позволяющие успешно общаться, и тем самым не ставит перед собой соответствующей задачи развития, можно расценивать как обстоятельство, препятствующее полноценному становлению ее личности.

Подводя итоги описанию особенностей личности Наташи Р., отмстим следующее. Практически по всем выделенным нами параметрам Наташа характеризуется как зрелая личность с высоким уровнем готовности к самоопределению. Это, однако, не означает, что у нее нет проблем. Напротив, психологический анализ выявляет трудную, аффективно заряженную область общения. Отмечая в целом высокую готовность к самоопределению в сфере профессиональной, в сфере развития собственной личности, можно предположить, что самоопределение в системе Я и другие будет для нее весьма непростым.

Саша С, X класс. По характеру ЦО Саша попадает в группу II, которую составляют в основном юноши. Так что Саша также «типичный представитель» своей группы.

Система ЦО у Саши только начинает складываться. Наиболее интенсивно данный процесс связан с профессиональным выбором. В этой сфере ЦО Саши высокодифференцированны, в то время как глобальные жизненные: ценности он практически не дифференцирует.

Для группы II характерна преимущественная ориентация на личное и семейное счастье, когда работа и учеба служат одним из средств достижения успеха. Представителям данной группы свойственно отрицать в качестве основных ценностей своей жизни материальное благополучие и удовольствие.

При выборе профессии, считает Саша, человек должен ориентироваться в первую очередь па интересы общества (Если каждый будет искать профессию, которая удовлетворит только его интересы, то кто оке будет работать там, где невысокая заработная плата или где работать просто непрестижно). Сам он выбирает профессию следователя уголовного розыска, которая нравится ему тем, что это работа с человеком, которая требует большого психологического и волевого напряжения. Юноша мотивирует свой выбор: эта профессия позволяет активно участвовать в жизни государства, быть самостоятельным, следователь оберегает общество, дает возможность исправить людей, свернувших на «скользкий путь». Большинство людей, ПО мнению! Саши, выбирают профессию, исходя из того, что она им интересна и хорошо оплачивается.

Итак, мы видим, что, с одной стороны, проблема профессионального самоопределения у Саши решена, причем ее решение опирается на дифференцированную систему ценностей и понимание значимости будущей работы; для общества. С другой стороны, обращает на себя внимание, что свой профессиональный выбор Саша делает на фоне слабо дифференцированной системы глобальных жизненных ценностей.

Обсуждая проблему выбора профессии, отметим, что Саша говорит о ней, завершая незаконченные предложения методики изучения временной перспективы (MIM), что нетипично для подростков. В связи с этим нельзя обойти вниманием известную подростковую романтичность выбранной Сашей профессии следователя уголовного розыска. Нужно отметить, что и в ответах Саша часто использует газетные, «правильные» формулировки (чтобы над нашей планетой было мирное небо, стать настоящим гражданином своей Родины), которые одновременно нередко носят выражение инфантильный характер (я мечтаю, чтобы люди и я могли жить вечно, быть хорошим сыном).

Несмотря на все это, временная перспектива Саши достаточно глубока — у него наиболее представлены периоды отдаленного будущего, актуальный период и «открытое» настоящее, что свидетельствует о достаточной сформированности временной перспективы юноши. Однако содержательный анализ показывает, что его временная перспектива являет собой, по сути, представление внешнего, событийного ряда предстоящей жизни (служить не в какой-нибудь мотопехоте, а в воздушно-десантных войсках, поступить в институт, получить хорошую работу, жениться на хорошей девушке, посвятить свою жизнь работе в уголовном розыске). При этом у Саши практически отсутствуют мотивы саморазвития, столь характерные для его сверстников; к таковым можно с известными оговорками отнести лишь одно его высказывание, свидетельствующее о желании быть сильным и закаленным.

Саша — посредственный ученик. Средний уровень его успеваемости — 3,6 балла. Среди мотивов учения максимальное значение для него имеют мотивы, связанные с намерением поступить в вуз. В высказываниях Александра много формально правильных рассуждений: о том, что надо хорошо учиться, для того чтобы получить хороший аттестат и достичь определенного уровня знаний, необходимых для поступления в институт. Но эти мотивы никак не связаны с познавательной мотивацией, которая имеет, для него не слишком большое Значение. На фоне постоянных упоминаний о намерении поступить в вуз совершенно отсутствуют какие-либо представления об интересе хотя бы к каким-то конкретным предметам, нет типичных для старшеклассников критических замечаний в адрес школы, учебы, преподавания. Высказывания юноши об учебе также характерны скорее для подростка (Я обращаю свое внимание в первую очередь на письменные предметы; При ответе у доски для меня самое главное то, как я рассказываю, и т. п.). Специфично и упрощенное понимание связи учебы в школе и планов будущей жизни (Я учусь в школе, чтобы поступить в институт; Я добиваюсь хороших отметок, потому что с плохими не поступишь в вуз).

Учителя оценивают Сашу как альтруиста — по шкале Тернера он получает очень высокий балл. Иными словами, он умеет быть добрым, внимательным, отзывчивым, учитывает в своих действиях интересы других людей, ему. не свойственно утверждать себя за счет окружающих.

Однако сам Саша крайне низко оценивает свой авторитет у сверстников, что бросается в глаза даже при его низкой общей самооценке. У Саши нетипичная для старшеклассников низкая самооценка, сочетающаяся с низким уровнем притязаний. Единственная область, где юноша хотел бы добиться высоких результатов — «умелые руки», но даже и здесь он не рассчитывает на успех. Для Саши вообще характерен большой разрыв между уровнем притязаний и самооценкой, что выступает симптомом личностного неблагополучия: во-первых, притязания не выполняют своей стимулирующей функции, не создают зону ближайшего развития личности; во-вторых, Саша тяжело переживает разрыв между тем, чего он хотел бы добиться, и тем, как он оценивает свои возможности. Это выражается в высоком уровне тревожности практически во всех жизненных областях (учеба, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, представления о собственной компетентности, «конкурентоспособности» и т. д.).

У Саши невысоко развита личностная рефлексия: он не способен встать в рефлексивную позицию в момент развития конфликта и, следовательно, не может ни предотвратить его, ни конструктивно разрешить. Он пытается понять конфликт уже после его завершения.

Личностная незрелость и, более того, личностное неблагополучие Саши ярко иллюстрируются тем, что. в качестве предпочитаемого, «золотого возраста» он выбирает возраст примерно 9 лет. Его выбор свидетельствует о крайнем эмоциональном неблагополучии и у старшеклассников встречается крайне редко.

Саша принадлежит к группе учащихся средних в отношении когнитивной сложности—простоты. Восприятие им окружающих очень неравноценно. Одних он рассматривает как бы более пристально, неоднозначно выделяя самые разные черты. К таким людям относятся отец, бабушка, симпатия противоположного пола, неудачливый взрослый, нелюбимый учитель, взрослый, с которым чувствуешь себя дискомфортно. Других видит в каком-то одном свете. Так воспринимаются лучший друг, любимая учительница.

То же характеризует и восприятие разновременных планов Я. Я-наличное и Я глазами других в высочайшей степени расчленены. Я-будущее и Я-идеальное предельно просты. У Саши преемственность с прошлым разорвана, отношение к нему критично; будущее, отождествляемое с идеалом, мало связано с настоящим; Я-наличное, как и Я глазами других, не очень-то соответствует Я-идеальному. Такая разорванная структура Я свидетельствует о кризисном характере взросления. Я-наличное не столько соединяет, сколько разделяет прошлое и будущее, и чувство разрыва, отталкивания от какой-то части окружения, похоже, переживается значительно сильнее, чем чувство общности с другой его частью.

Размышляя о себе и своем окружении, юноша использует три главных качества, связанных друг с другом: 1) доброту, отзывчивость; 2) способность ставить на первое место интересы общества; 3) способность не думать о личной выгоде. Гораздо реже он прибегает к таким характеристикам, как - оптимизм, честность, щедрость. Его оценки поверхностны, общи, неконкретны, порой инфантильны (общие взгляды на жизнь, общее мнение о современной молодежи нравятся мне — это то, что роднит Сашу с одними людьми и разделяет с другими).

Саша идентифицирует себя лишь с небольшим количеством людей. Я-наличное уподобляется лишь двум лицам: лучшему другу и девушке, которая нравится. Антиподами воспринимаются отец, любимый и нелюбимый учителя, неприятный взрослый. Я-прошлое абсолютно изолировано, но и Я-будущее не уподобляется никому. Для Саши более характерна отрицательная идентификация — не то, на кого он, по собственному мнению, будет похож, а то, на кого он похожие будет: в это число попадают отец, неудачливый человек-взрослый, уверенный в себе сверстник, неприятный взрослый. Я-идеальное персонифицировано в двух людях: матери и любимой учительнице. Обращает на себя внимание, что чувство общности переживается в основном со сверстниками; с миром взрослых, особенно мужской его половиной, отношения сложнее.

Как мы видим, это затрудненный вариант взросления еще и потому, что идентификация с мужчинами, не имея прямых позитивных взрослых образцов, строится на совершенно перевернутых представлениях.

У Саши содержание наборов наиболее характерных качеств мужчин и женщин демонстрирует своеобразную инверсию половых ролей. Так, набор наиболее характерных качеств мужчин состоит из: энергичный, любящий, верный, внимательный, домовитый, чуткий. Еще большее несоответствие стереотипным представлениям проявляется в том, что Саша считает наиболее характерным для женщин: самостоятельная, предприимчивая, увлеченная, но не скромная, самоотверженная, уступчивая, тихая.

Самооценка Саши и по содержанию, и по высоте занимает как бы промежуточное положение между оценкой мужчин и оценкой женщин. Он описывает себя как терпеливого, миролюбивого, заботливого, разностороннего, предприимчивого, самостоятельного. Наименее характерными для себя он считает активность, настойчивость, честолюбие.

По-видимому, многие сложности личностного развития Саши могут быть объяснены особенностями семейного воспитания. Тот факт, что отца юноша считает своим антиподом и хочет походить на мать или любимую учительницу, наделяя их мужскими чертами,— показатель искажения не только психосексуальной идентификации, но и вообще нормального развития личности. Тревожность, низкая самооценка, разорванность прошлого, настоящего и будущего Я, нарушенность системы идентификаций—все это характеризует высокий уровень личностного неблагополучия, от которого Саша хотел бы уйти, вернувшись в детство. Однако он в своей достаточно сложной ситуации пытается найти другой выход. Он осуществляет «прорыв в будущее», выбирая романтическую специальность следователя уголовного розыска, создавая себе временную перспективу. И факт того, что она есть у Саши, дает ему едва ли не единственно возможный в данной ситуации стимул для личностного развития.

Особенности личностного развития Саши приводят к тому, что у него практически нет средств для решения задачи личностного самоопределения, он не готов к этому. Личностное самоопределение у этого юноши, по существу, заменяется профессиональным самоопределением.

Реклама: