Логотип Логотип 2

на главную

Воспитание - это пример

Есть истина в старой поговорке: «Как старики поют, так молодежь чирикает». Однако в жизни эта взаимосвязь осуществляется в сложных проявлениях. Дети берут пример с рородителей, знакомых, друзей и — что часто остается незамеченным — со старших братьев и сестер. Поведение всех взрослых оказывает разнообразное педагогическое воздействие на детей, и зачастую это происходит непреднамеренно. А как раз добрые намерения могут иметь отрицательные последствия, если родители все время ставят в пример себя или старших детей. В этом случае они, наконец, услышат: «Знаю, знаю, вы всегда все делали правильно, а Иене делает все' лучше меня. Я один такой дурак и должен всему у вас учиться».
Не в последнюю очередь влияют на мышление и поведение наших детей герои фильмов и книг. Подросткам нравятся герои, которым они могут подражать, герои, которые никогда, ни при каких обстоятельствах, как бы трудно им ни приходилось, не предают своих идеалов. Однако воспитывают образы героев, которые близки своим человеческим характером, т. е. дети видят их такими, какими они в самом деле были — людьми, которые любили и смеялись, могли проявить слабость, но оставались при этом людьми с сильным характером. Итогда их героизм, упорная борьба за свои убеждения, готовность везде и всегда защищать справедливость — становятся образцом гражданского поведения.
Нельзя, чтобы герои, жизнь которых служит примером для молодежи, превращались нами в недостижимые памятники, которые малышей удивляют, а у подростков вызывают в лучшем случае почтение. Такие «памятники» вряд ли могут влиять на поступки молодежи.
Дети должны понимать, что живые люди, их родители, родные и знакомые продолжают сегодня то, что начали когда-то революционеры, ученые, которые многим жертвовали ради революции, познания, поэты и мыслители, смело выступавшие за лучший мир. Но это воздействие исторических личностей начинает сказываться несколько позднее, когда ребенок будет в состоянии самостоятельно познавать мир, а сначала и прежде всего моральным образцом ребенку служат его собственные родители. Как они живут, что любят и не любят, кого уважают и кого избегают, — все это дети сначала воспринимают и принимают некритически, как должное.
Отсюда становятся понятны слова Фридриха Фребеля, основателя детских садов в Германии: «Воспитание — это пример и любовь, и больше ничего!»

Постепенно подрастающие дети становятся критичнее, особенно по отношению к родителям, которым они до сих пор полностью доверяли. Некоторые папы и мамы ведут себя дома по принципу: здесь мне все можно. Они забывают, что дома их поведение критически оценивается или же некритически перенимается детьми, ошибочно полагая, что дети еще слишком малы, чтобы судить родителей, или подражать им. А дети кладут ноги на стол или ходят в грязных ботинках по чистому ковру —если так делает отец. Конечно, не может быть правил, обязательных для всех, но обязательно ли отцу давать отрицательный пример?
К сожалению, не все отцы и матери требовательны в истинно педагогическом смысле этого слова. Как часто они видят педагогические ошибки соседей, точно знают, как надо воспитывать чужих детей, но не в состоянии заметить собственные педагогические огрехи. Они не спрашивают, кто затеял драку, в которой пострадал их ребенок, кто был прав, а кто виноват. Верят всему, что говорит их собственный ребенок, он всегда прав, а виноваты всегда другие. Судят по внешним признакам, безосновательно обвиняют других детей, а нередко еще и их родителей. Никого не хотят слушать, потому что «наш ребенок такого сделать не мог», а «наш ребенок» все это слушает, посмеивается и учится обманывать родителей, разыгрывая невинно пострадавшего.
Как редко в своих ссорах родители думают о том, что у детей «есть уши», что они могут, например, притвориться спящими и выслушать все, что для них не предназначалось. Именно то, что люди у себя дома не привыкли вести себя сдержанно, часто отрицательно сказывается на воспитании. Тот факт, что всем членам семьи всегда известно все, что происходит в семье, должен был бы дисциплинировать даже родителей с холерическим темпераментом. И тут не поможет отговорка: «Я этого не хотел» или «У меня это как-то сорвалось». Если это так, и родители понимают, что ведут себя неправильно, они должны скорректировать свое поведение, пока дети еще не достигли возраста 8—9 лет. Дети сумеют это оценить.
Дети и подростки судят строже, категоричнее, чем взрослые. Не выполняя родительских требований, они считают, что те должны уступать. Часто они требуют от других того, чего не требует от себя. И так — начиная с чистоты и порядка в комнате и кончая вопросами большой политики. В таких случаях напрасно уповать на родительский авторитет, на мудрость возраста. Надо владеть собой и обсуждать вопросы по существу. Неплохо также и родителям и детям научиться просить друг у друга прощения, если они понимают, что были неправы или выбрали неверный тон разговора. Во всевозможных конфликтах прежде всего нельзя терять доверия друг к другу, и родители не должны избегать конфликтов там, где конфликтная ситуация пойдет на пользу воспитанию ребенка. Доверие-—важнейшая основа совместной жизни в семье с благополучным климатом. Оно создает базу для действенности педагогических усилий.
То, что Кристиан Готлиб Зальцман, филантроп из Шнеп-фенталя, писал 170 лет назад, относится и к современным родителям: «Причины всех ошибок и пороков воспитанников воспитатель должен искать в себе... Это не значит, что причины всех недостатков и пороков воспитанников действительно находятся в воспитателе. Но значит только, что он должен искать их в себе...
Возможно, ты страдаешь несварением желудка или вследствие простуды мучаешься насморком, или расстроен неприятным происшествием, или прочел что-то, что тебя все еще занимает. Каждая из этих случайностей может превратить тебя в совершенно иного человека...
Вчера ты входил к своим малышам с бодрой душой и пламенным взором... а сегодня... ах! ты больше не тот человек, что был вчера. Твоя душа печальна, твой взгляд мрачен и неприветлив, твои воспоминания сухи, каждая детская шалость вызывает у тебя гнев... Ну так будь искренним и признайся сам себе, что причина того, почему твои воспитанники сегодня не так хороши, как они были вчера, — в тебе».
Сила примера также велика в идейно-политическом и нравственном воспитании, как и в воспитании, казалось бы, мелочей. Даже походку сын перенимает у отца, дочь у матери.

К сожалению, дети перенимают не только хорошее, но и недостойное подражания поведение и образ мыслей. Поэтому опытные родители всегда подчеркивают, что воспитание детей —это прежде всего самовоспитание, взаимное воспитание отца и матери, взаимное воспитание родителей и детей.
Как часто приходится слышать: «Я скромный и трудолюбивый, я не пью и не курю. Откуда у ребенка эти ужасные качества?» Некоторые родители бывают удивлены, когда их дети вырастают прилежными учениками, проявляют художественную одаренность и честолюбие, хотя сами они лишены этих качеств.
Я знаю одну мать, которая вообще сознательно не воспитывает, не следит за тем, выполняет ли ее дочь школьные и другие обязанности. Она, как ей кажется, пускает все на самотек, и все же ее пятнадцатилетняя дочь являет собой «великолепный экземпляр» воспитания. Эта мать разведена, свободное время она проводит вместе с дочерью, обсуждает с ней свои собственные проблемы и как бы между прочим передаст ей свой образ мыслей и способ поведения.
Как показывают жизненные факты, именно родители дают основной пример для детей и подростков. Дети хотят быть «как мама», знать столько, «сколько папа», «быть такими же уважаемыми на работе и у соседей, как родители», так же хорошо «водить машину, как папа». Только после этого дети называют старших братьев и сестер и других родственников. Начиная примерно с VII класса, с 13—14 лет, детей начинают увлекать и другие примеры. Большую роль начинают играть неизвестные им люди: литературные и исторические личности, герои кинофильмов. Часто подростки пытаются подражать им, так же как раньше и родителям. И все же родители только тогда перестают быть примером для детей, когда обнаруживают полное непонимание их проблем. Правда, сегодня мы уже не говорим, что дети отчуждаются от родителей, как это часто писали раньше. Но расширение кругозора, повышение образовательного уровня, конечно, раздвигают поиск идеалов. При этом дети не отказываются от взглядов и моральных ценностей, полученных от родителей. Обычно в новых примерах они ищут те же ценности, но литературные герои, например, представляются им более совершенными. Одновременно далекие примеры приводят к тому, что дети подражают не личности в целом, а ее определенным качествам, иногда даже просто внешним признакам.
Социологическое изучение современной молодежи показывает, что у многих подростков нет любимого героя, которому они хотели бы подражать. В сочинениях и дневниках таких подростков мы читаем: «У меня нет любимого героя, потому что я думаю, что у каждого человека своя собственная жизнь. Ни один человек не может быть таким, как другие».
Если люди в их ближайшем окружении, особенно родители, старшие братья и сестры, учителя и друзья, понимают проблемы, которые обрушиваются на детей в подростковом возрасте, то такие люди становятся «доверенным лицом подростка». Они обращаются к таким людям даже с так называемыми интимными вопросами. Родители остаются для них тогда «самыми лучшими». Так, например, подросток пишет: «Для меня пример мой отец. Он бригадир на инструментальном заводе, и у него уже много наград. Он и после работы думает о том, как можно работать еще лучше. При этом у него всегда есть для нас время. И самое главное — он умеет слушать. Поэтому с моими проблемами я иду к нему».
Подобное понимание родителями своих детей, безыскусное общение с ними, которое прежде всего выражается в совместной деятельности, но не в постоянных замечаниях — основание того, что родители будут постоянным примером для детей.
Некоторые родители полагают, что им только тогда следует начать следить за собой, когда дети начинают понимать, что хорошо и что плохо, что справедливо, и что несправедливо. И это якобы происходит только в возрасте 10—12 лет. «В действительности фундамент воспитания закладывается до пяти лет, и то, что вы сделали до пятого года жизни — это 90% всего воспитания. Позже это воспитание продолжается. . .», — подчеркивал А. С. Макаренко, обращаясь к родителям и призывая их не упустить благоприятного для воспитания детей времени.
Великий русский писатель Лев Толстой писал в старости: «От меня новорожденного до меня пятилетнего огромное расстояние. От меня пятилетнего до меня сегодняшнего только один шаг». В первые три года жизни вес детского мозга увеличивается втрое, за весь дальнейший период роста мозг прибавляет в весе четверть своего веса. Именно в первый период закладываются основы для развития важнейших навыков и умений.
В дошкольном возрасте интенсивно развиваются чувства и формируются черты характера.

Отношения родителей к детям и к друг другу, их внимание, предупредительность, исходящая от них атмосфера и настроение — все это младенец и ребенок дошкольного возраста воспринимает более или менее отчетливо, получая положительные или отрицательные впечатления. Иногда молодые родители удивляются, почему плачет их здоровый, сытый и только что перепеленутый малыш. Они опасаются, не заболел ли он. Они не замечают, что причина в них самих, потому что они сейчас разговаривают друг с другом громко и недружелюбно. Может быть, даже кричат друг на друга.
Если такие сцены повторяются часто, если ребенок переживает их ежедневно, то малыш к ним быстро привыкает, его восприятие притупляется; уже здесь лежит зародыш позднейшей грубости чувств, которая нередко обращается на самих родителей и на которую родители в дальнейшем будут так часто жаловаться. В то же время ребенок и сам начинает при каждом удобном случае повышать голос. Он делается капризным и требовательным. Подрастая, он начинает грубить.
Конечно, может случиться и так, что ребенок замкнется в себе и станет запуганным и часто будет потихоньку плакать. Позднее он не осмелится иметь собственное мнение, не сумеет утвердиться в жизни и настоять на своем. Родители будут испуганно спрашивать: «Откуда это только у него? Мы же совсем другие!»
Иногда от недостатка внимания начинается то, что приводит затем к так называемому сенсорному голоду малыша. Его потребность во внимании и доброте не сможет быть удовлетворена ни материальными заботами, ни даже покупкой дорогих и красивых игрушек. Воспитание предъявляет большие требования и к отцам и к матерям, а не только к последним, как часто утверждают. Родители должны при каждой возможности приветливо разговаривать с ребенком, заниматься с ним. Ни в коем случае нельзя недооценивать роль отцов в воспитании даже совсем маленьких детей. Подчеркнуть это тем более необходимо, что воспитанием в яслях, детских садах и школах почти исключительно занимаются женщины, хотя исходящие от мужчин воспитательные импульсы тоже имеют большую ценность.
Достойная жизнь наших детей, а также конституционное право и обязанность родителей воспитывать детей в духе социализма вырастают в священный долг — претворить любовь к детям в собственное примерное поведение.
Напомним еще раз:

Сегодняшняя молодежь тоже любит примеры исторических, литературных героев, но прежде всего на нее влияют живые люди нашего времени. На них молодежь ориентируется, подражая или отдельным качествам или всему поведению людей, которых она уважает.
От поведения родителей зависит, станут ли они образцом для своих детей. Важнейшей основой для этого являются требовательность, понимание, доверие и справедливость в воспитании.
Если отношения между отцом и матерью проникнуты уважением друг к Другу, если они создают доверительную товарищескую атмосферу в семье, тогда они влияют на своих детей, не произнося громких слов.
В заключение следует подчеркнуть: мало хотеть правильно, надо делать правильно. Поэтому так важно, чтобы все родители повышали свою педагогическую культуру. Никогда не следует забывать:
Воспитание — это не только воздействие на детей, но и развитие их самостоятельности, собственной активности и конечно соответствующая организация жизни детей.

Реклама: