Логотип Логотип 2

на главную

Культура памяти

Жалобы на плохую память у подростков-школьников куда более часты, чем у младше-классников. Мы уже говорили о том, что такие жалобы возникают с тем большей вероятностью, чем менее выработалось у школьника умение учиться, чем больше полагается о на механическое «зазубривание» материала рано или поздно память перестает справляться с возрастающим объемом материала, если он не обработан и не разобран по смыслу если ученик не обладает культурой запоминания, если он не умеет использовать подсобные приемы, облегчающие работу.

Так или иначе, у подростка возникает особый интерес к тому, чтобы улучшить свою память. Надо помочь ему в этом.

Начнем с того, что поможем подростку овладеть несложными правилами культуры запоминания. Очень часто ребята их не знают, а если и знают, то игнорируют, хотя польза их бесспорна, много раз проверена в психологических экспериментах.

Вот давно установленный психологами «закон распределения повторений по времени». Что это значит? Допустим, школьнику надо выучить большой объем материала: сразу несколько параграфов по учебнику да еще записи на нескольких уроках. Предупредили: будет контрольный опрос по всему разделу!

И вот старательный ученик, накануне сидит целый вечер над одним предметом — 4 часа, и 5, и 6... Он несколько раз прочитывает, повторяет весь материал, т. е. поступает как раз вопреки закону распределения повторений. Этот-то закон прямо велит: чем больше материала надо запомнить, тем важнее это делать не в один присест и уж, конечно, не накануне дня, когда надо будет показать владение этим материалом.

Даже и не очень большое стихотворение лучше выучивать наизусть не сразу, а так: сегодня поучил, кое-что уже можешь рассказать на память, но все без запинки не получается... Не беда! Не надо стараться за один, раз довести текст до знания назубок. Гораздо лучше оставить стихотворение не доученным, а завтра (еще лучше — послезавтра или на третий день) снова взяться за него. А если оно достаточно длинное, то и на втором приступе не стоит стремиться к полному овладению им. картинка

На сколько же повторений распределять материал? Общий совет — на 2—3, через 2—3 дня. В отдельных случаях надо смотреть по ситуации, а если придется учить наизусть! «Кому на Руси жить хорошо», тогда, конечно, нужно повторить не один раз...

Второе правило малой механизации памяти: чередовать пассивные восприятия материала с активными попытками припоминания его.

В том примере, о котором шла речь выше, ученик перечитывал большой урок многократно. Разве не так поступают многие школьники, да бывает и студенты вузов — тоже? Задали параграф из книги — надо его прочесть: первый раз — для ориентировки, второй раз — для примерки, третий раз — для запоминания, четвертый раз — для самопроверки, а пятый раз — для успокоения, на всякий случай... А назавтра — не больше тройки, увы... Как же советует в таких случаях действовать психология памяти? Очень просто... нужно прочесть первый раз, закрыть книгу и попытаться припомнить все, что удается. Затем — снова посмотреть и повспоминать!.. И так — до момента, когда припоминание окажется полным, исчерпывающим. Тогда книгу можно отложить, заняться иными делами или предметами... И разве что на другой день (по закону распределения повторений во времени) пробежать еще раз либо припомнить про себя...

И этот закон, так же как предыдущий, многократно проверялся в экспериментах и многократно подтверждался: да, так лучше в подавляющем большинстве случаев, для людей всех возрастов, для любого материала (учебного, или бытового, или профессионального)! Единственное исключение — те нечастые случаи, когда сам запоминаемый материал имеет личную значимость для читающего, связан с чем-то особым, вызывает сильные эмоции (неважно какие — приятные или неприятные).

Речь идет именно о переживаниях по содержанию материала: если школьник учит урок, чтобы «доказать» кому-нибудь, кто не верит в его способности, — это не тот случай. Вот если он примется за текст по истории о боях под Смоленском, где погиб его дед, тогда, пожалуй, урок будет запоминаться в свете личного отношения и мальчик сам добровольно будет высматривать в мелком шрифте фамилии генералов, командовавших теми боями...

Во всем этом есть немалое «но» — субъективная трудность. К примеру, многие студенты педвузов, узнав про «закон чередования активного-пассивного повторения», пробуют его на себе, убеждаются в преимуществах работы памяти по этому закону — и продолжают учить по-прежнему, многократным пассивным просмотром. Отчего же так? А оттого, что применение «закона чередования» требует заметных, иногда тяжких волевых усилий. Для пассивного перечитывания почти никаких импульсов воли не надобно, читается «само собой». Но чтобы закрыть книгу и заставить себя вспомнить... Тут нужны изрядные волевые импульсы, нужен нешуточный труд, особенно с непривычки.

Если человек привык учить, «как мы все», а затем затеет переучиваться на научный лад — ему будет трудно и неудобно (хотя во времени он сразу выиграет) лишь на первых порах. Затем непременно пойдет формирование непроизвольных навыков вместо сознательных усилий. Это как с утренней гимнастикой: нужны усилия воли, чтоб приучить себя ее делать, но в дальнейшем она становится и привычкой, и потребностью: она придает воли, а не требует воли.

Следующий совет — разнообразить сенсорные опоры памяти, стараться запоминать не одним лишь зрением, не одним лишь слухом, не активным проговариванием (речедвига-тельной памятью), а и тем, и другим, и третьим...

Один и тот же материал? Да, если он особенно важен и если есть время на «сенсорное дублирование», как иногда называют такой путь. Но практически, и для детей-подростков особенно, важнее разнообразить восприятие запоминаемого материала не на одном и том же материале, а на разных. Скажем, стихи наизусть лучше всего запоминать со слуха или по собственному говорению, речедвига-тельной памятью. Географические структуры — контуры и расположения — хорошо за-поминать по зрению. А уж выводы формул алгебры — здесь все-таки полезно «включать руки» для записи хода рассуждений, для записи формул.

Иногда родители говорят: у нас вон сын учится в V классе, стремится запоминать все со слуха, а поучения принимает как досадную помеху своим привычкам, как очередные придирки... Что делать?

В таких случаях ответ приходится давать отдельно по форме и по содержанию. По содержанию: надо приучать парнишку запоминать не только со слуха, но и по зрению. Надо пытаться втолковать, внушить ему правила памяти. Но как можно это делать, если он сопротивляется внушению взрослых, если он откровенно цепляется за привычные стереотипы своей умственной работы? Весь вопрос именно в этом. Воздействие, внушение, приказание, совет, показ примером и т. д. — это все те формы, к которым приходится прибегать родителям. Если вы ясно видите, что ваш сын имеет «уклон» памяти в сторону слуха и сопротивляется вашим усилиям выправлять этот уклон, — значит, причина уже не в психологии памяти, а в психологии воздействия. Значит, где-то что-то у вас не так или вы сами не ощущаете меры в своих советах, подсказках, требованиях... Или берете не тот тон... Ищите, пробуйте, меняйте подходы, побольше оглядывайтесь на самих себя, на великое множество «пустяков», из которых складывается педагогическое воздействие. Например, такой пустяк, как время воздействия: когда парнишка устал и нервничает, не очень-то он откроется вашим наставлениям про правила запоминания. Надо бы выбрать другое время для наставлений.

Теперь несколько слов о так называемой мнемотехнике. Всем нам, пожалуй, со школы помнится странная фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Эта фраза помогает нам восстановить в любой момент последовательность семи цветов радуги (разложенного спектра белого цвета). Это мнемо-технический прием, как и легко запоминающийся стишок:

«Это я знаю и помню прекрасно,

Пи многие знаки мне лишни, напрасны». Стишок, позволяющий восстановить число «пи» до одиннадцатого знака после запятой (по числу букв в словах). А если кто не может запомнить числа дней в месяцах — к его услугам косточки пальцев собственной руки.

Подобных мнемотехнических приемов — множество. Одни из общеупотребительных, другие создаются каждым для себя. Обратить внимание подростка на возможность использовать мнемотехнику — полезно; даст возможность быстрее овладеть материалом, требующим буквального запоминания. Вместе с тем полезно обратить внимание школьника и на другое: приемы эти искусственны.

Не случайно мнемотехнику называют формальной, механической. В действительности конечно, здесь всегда участвует и логически смысловая память.

Reklama: