Логотип Логотип 2

на главную

Доминирующая мотивация

Попытаемся прежде всего ответить на вопрос о том, каково содержание мотивов, составляющих временную перспективу старшеклассников. О характере мотивации мы судили, опираясь на материалы, полученные с помощью описанной выше методики MIM, обработанные с применением кода анализа содержания, предложенного Нюттеном. В отличие от методики, направленной на выявление ЦО, в методике MIM нет исходной заданности мотивов — испытуемые могли называть любые цели, желания, планы, намерения, мечты и т. п. Это позволило получить богатую картину содержания мотивации, присущей современным юношам и девушкам. Обработка полученного' материала оказалась весьма кропотливым делом. В соответствии с выбранным нами кодом анализа содержательной стороны мотивации мы использовали более 50 различных характеристик, отражающих как основную интенцию высказывания, так и раз личные его нюансы, которые позволили определенным образом квалифицировать характер мотивации и каждого испытуемого отдельности, и различных половозрастных групп.

В основе кода, во-первых, лежит категоризация высказываний, соответствующая характеру той активности, которая связывает субъекта с конкретным мотивационным объектом (знать владеть, любить, работать и т. п.); во-вторых, фиксируется природа объекта, к которому стремится субъект (другой человек материальные ценности, сам субъект и т. п.), наконец, в-третьих, фиксируются оттенки разного рода, например в какой форме — положительной или отрицательной выражено то или иное пожелание (хочу поступить в институт яла боюсь не поступить) выражено ли некоторое стремление в максимальной степени или нет (хочу быть умнее всех или хочу быть умным) и т. д. и т. п. Код был разработан Нюттеном в результате обобщения богатого эмпирического материала, что, по нашему мнению, делает обоснованным его применение в рамках исследований, которые наподобие нашего, могут быть непосредственно не связаны теоретической концепцией самого Нюттена.

Итак, все высказывания испытуемых были разделены на 10 основных категорий.

1. S — мотивы, отражающие некоторый аспект личности самого субъекта (S — от англ. self).

2. R — мотивы, направленные на выполнение чего-либо, мотивация активности (R — от англ. realisation). В этой категории дополнительно выделяются мотивы профессиональной деятельности, на нашем материале это мотивы, связанные с будущее работой (R2), и мотивы, связанные с учебой (R3).

3. SR — отдельно рассматриваются всякая активность субъекта по отношению к самому себе, мотивы саморазвития (SR от англ. self realisation).

4. С — всякая мотивация, подразумевающая социальные контакты (С — от англ. contact). Дополнительно фиксируется мотивация общения, связанная с ожиданием чего-либо от других людей (хочу, чтобы родители меня понимали),— С2. Выделяется также мотивация, связанная с третьим лицом (чтобы мой дедушка выздоровел),— С3.

5. Е — активность, связанная с получением информации, с познанием (Е — от англ. exploration).

6. Т — мотивация, связанная с трансцендентальными ценное тями, поиском смысла жизни (Т — от англ. transcendant).

7. Р — мотивы, связанные с желанием обладать чем-то, что-то иметь (Р — от англ. possession).

8. L — активность, связанная с отдыхом, проведением досуга известная противоположность работе (L — от англ. leisure).

9. Tt — все ответы, касающиеся проводимого теста (Tt — от англ. test).

10. U — неклассифицируемые и некстати данные ответы-(U от англ. uslassified).

Рис.3 Смотрим показатели частоты, с которой встречаются в нашей выборке соответствующие категории мотивов. Поскольку у старшеклассников, принимавших участие в эксперименте, достаточно часто обнаруживались мотивы, связанные с самореализацией, саморазвитием в учении (SR3), то соответствующие данные мы привели в таблице, указав для сравнения представленность мотивов самореализации в будущей профессиональной деятельности (SR2). В одну категорию были объединены высказывания, относящиеся к ситуации проведения теста, и неклассифицируемые ответы, так как последние в нашем случае обычно связаны с неточным пониманием тестового материала.

Согласно данным, у старшеклассников наиболее часто встречаются мотивы, связанные с собственной личностью (S), причем соответствующие показатели оказываются, во-первых, максимальными, а во-вторых, практически одинаковыми во всех выделенных группах испытуемых, не различаясь у мальчиков и девочек, у девяти- и десятиклассников. Достаточно большой процент во всех группах испытуемых составляют специально выделенные мотивы саморазвития (SR).

Что касается мотивов развития собственных способностей, потенций в области учения (SR3), то оказывается, что десятиклассники более озабочены данной проблемой, чем девятиклассники. Это, по-видимому, объясняется тем большим значением, которое выпускники школы придают успешной сдаче выпускных и вступительных экзаменов в вузы. Нам, правда, представляется несколько запоздалой такая реакция, ведь развивать собственные способности к учению надо раньше. Здесь мы видим область для тонкой психологической работы, которую следует вести и педагогам, и родителям, и, если есть такая возможность, специалистам-психологам по более раннему формированию соответствующей мотивации саморазвития.

Мотивация, связанная с будущей профессиональной деятельностью, с работой (R2), выражена слабо. Заметнее она проявляется у мальчиков (различия статистически достоверны).

Интересно, что если мотивация развития своих способностей учиться характерна для десятиклассников, то мотивация, связанная просто с учебной активностью (написать контрольную; сделать уроки; получить «5» по географии и т. п.), в большей степени присуща девятиклассникам, чем десятиклассникам, мальчикам, нежели девочкам. Учитывая важность учебной мотивации для школьников, мы подробно проанализируем ее в специальном разделе книги.

Весьма многочисленны высказывания, в которых выражаются мотивы общения (С). Любопытно, что эта мотивация в большей степени выражена у девочек. Обращает также на себя внимание немалое количество мотивов, имеющих отношение к «третьим лицам» (С3). Из анализа протоколов следует: обычно эти мотивы связаны с родителями и другими родственниками, причем, как правило, старшеклассники бывают озабочены их здоровьем, часто пишут о том, что боятся и не хотят смерти кого-либо из родных. При более детальном анализе выясняется, что мотивы, связанные с общением и с ожиданием или пожеланием чего-то от партнеров по общению (С и С2), одинаково часто выражают как дружеское, так и, если можно так выразиться, «любовное» общение, где объектом выступают любимый юноша или любимая девушка (иногда это реальные персонажи, иногда только мечты). Заметим, что и в том, и в другом случае соответствующих высказываний больше у девочек. Стремление обладать какими-либо материальными ценностями (магнитофоном, мотоциклом, модной одеждой), так же, как и мотивы из категорий L, Е и Т, встречается сравнительно редко.

Рис.4 Интересно соотнести эти данные о характере доминирующей мотивации старшеклассников (мы полагаем, что в известном смысле частота соответствующих высказываний может служить показателем напряженности, выраженности определенной категории мотивов) с их «ценностно-ориентационным портретом». Оказывается, что безусловно преобладающая мотивация, связанная с собственным Я, отнюдь не занимает ведущего места в иерархии ценностей. Напротив, ценность будущей работы, оказывающаяся на вершине этой иерархии, весьма скромно представлена в мотивационно-потребностной сфере. Пожалуй, только мотивация общения оказывается важной и в той, и в другой области.

Гипотетически это можно объяснить тем, что мотивация общения и соответствующие ей ценности — психологические новообразования, формирующиеся к концу подросткового возраста (в контексте ведущей в подростковом возрасте деятельности общения со сверстниками). В то же время формирование жизненных планов, связанных с будущей профессиональной деятельностью (профессиональное самоопределение), определение своего Я, места, важности собственной личности (личностное самоопределение), по существу, только начинается в старшем школьном возрасте, находится в процессе развития, отсюда и разрыв, который возникает между тем, что старшеклассник считает важным, и тем, с чем связана его реальная мотивация. Одна из задач личностного самоопределения — соотнести эти дна плана. В последующих разделах монографии мы рассмотрим поставленные проблемы более детально, применительно к отдельным группам испытуемых, на материале индивидуальных характеристик.

Для дальнейшего анализа оказалось целесообразным выделить три предельно обобщенные категории мотивов — S, R и С, произведя соответствующий математический подсчет. Другие категории мотивов, сравнительно малочисленные, для некоторых линий анализа нами не учитывались. Затем мы всех старшеклассников разделили на группы в зависимости от того, какая мотивация оказалась в наибольшей степени представлена у каждого испытуемого.

Во всех группах преобладают старшеклассники, у которых в наибольшей степени представлена мотивация, связанная с собственной личностью, и, напротив, меньше всего тех, у которых эта мотивация представлена в наименьшей степени.

Сравнение IX и X классов между собой с помощью статистических критериев свидетельствует, что от IX к X классу растет количество школьников, у которых в равной степени выражены все три категории мотивов, т. е. S = C = R (р<0,5); увеличивается также количество тех, у кого в наименьшей степени представлены мотивы общения при равенстве мотивов S и В (R = SR) (р<0,5). По полу статистически достоверные различия получены только при сравнении школьников, у которых преобладают мотивы общения (С): в большей степени эта мотивация выражена у девушек.

Итак, мы видим, что при анализе материала по группам испытуемых с доминированием различной мотивации подтверждается полученный ранее вывод: наиболее характерна для нашей выборки мотивация, направленная на собственную личность, Я старшеклассников. Второе место занимает мотивация общения, и наконец, третье место принадлежит деловой мотивации, связанной с реализацией учебных и других задач. Одновременно намечается тенденция к относительному росту от IX к X классу деловой мотивации за счет некоторого снижения мотивации общения. Носителями этой тенденции выступают прежде всего юноши, в то время как девушки консервативно удерживают приоритет по части сохранения значимости мотивации общения.

Реклама: