Логотип Логотип 2

на главную

в раздел "Воля и характер"

Как помочь звену?

Для родителей, как и для педагогов, крайне важно понимать особенности руководства самодеятельным коллективом, знать, как воспитывать у наших подростков общественную активность, инициативу и самостоятельность. Здесь мало просто благожелательного отношения родителей и педагогов к работе. Дело не в том, чтобы возложить всю полноту ответственности на самих подростков, а взрослому пребывать в роли нейтрального наблюдателя или даже «доброго, опытного друга». Взрос-лые не только друзья и советчики, но и умелые организаторы самодеятельности, активные участники жизни.

Что касается родителей, то особенно большие возможности быть такими участниками открываются для них тогда, когда они вместе с классным руководителем, вожатым ищут и находят способы наладить интересную работу, в которую входят их сын или дочь. Заметим, что это дело не только самое близкое для родителей, но и такое, в котором их помощь нужна больше всего. Опытные работники считают, что наладить жизнь звена бывает сложнее, чем руководить работой отряда.

Начнем с того, что у звена нет взрослого руководителя: звеном руководит одноклассник-сверстник. Задача взрослых прежде всего в том, чтобы помочь ребятам выбрать действительно хорошего звеньевого. В известной мере этот выбор зависит от того, правильно ли сложились сами звенья, а без грамотного руководства взрослых ребятам трудно. Происходит это не часто. Чтобы собрать в звене ребят по принципу дружбы, товарищества и общего интереса, надо хорошо знать их отношения, быть в курсе их интересов, увлечений, стремлений, хорошо знать, чем заняты они за стенами школы, каковы домашние условия жизни каждого. Понятна в связи с этим роль родителей.

Дружеские привязанности у подростков могут меняться, может меняться положение отдельных ребят в коллективе, могут исчезать одни и появляться другие интересы и увлечения. Поэтому состав звена никак нельзя рассматривать как нечто раз и навсегда данное. Но во всех случаях руководство взрослых не должно стеснять возможностей самих ребят, не должно превращаться в опеку.

Как показывает опыт, наиболее трудно подобрать равносильные по возможностям звенья, соблюсти известные пропорции в подборе в каждое звено более и менее сильных в учебе и общественной работе ребят, мальчиков и девочек и т. д. Часто приходится сталкиваться с тем, что наиболее трудных и недисциплинированных ребят не хотят принимать ни в одно звено; что подбирается группа сильных мальчиков или девочек, которые не хотят, чтобы их разбивали по разным звеньям. А взрослым, конечно, хотелось бы, чтобы состав звеньев был «равноценным». Имея дело с младшими, взрослым сравнительно легко удается настоять на своем, но с подростками, особенно семиклассниками, добиться этого бывает не так просто, а порой и невозможно. Важно поэтому готовить желаемое решение исподволь, так, чтобы к нему пришли сами ребята.

На практике звенья организуются по-разному. Наименее удачное решение этого вопроса, но, к сожалению, довольно распространенное, такое: ребята сидят в классе по рядам, вот и объявляют эти ряды звеньями. Таким образом, создаются обычно три звена, по 12—15 человек в каждом. Конечно, педагог, рассаживая ребят по рядам, исходил из важных для него соображений: чтобы на уроках была дисциплина, чтобы учитывались возможности взаимопомощи в учебе («сильный со слабым»), чтобы соблюдались требования школьной гигиены (надо считаться, скажем, со зрением ребят, принимать во внимание их рост). Иногда учителя стараются посадить мальчиков с девочками, разбить нежелательные, по их мнению, «группировки».

Повторяем: это имеет определенный учебно-воспитательный смысл. Но напрасно мы ждали бы, чтобы таким образом составленные группы ребят оказались жизнеспособными, дружными, самодеятельными звеньями. Прежде всего такие звенья велики по составу, в них теряются возможности близких контактов, звеньевой-сверстник, как правило, не в состоянии справиться с руководством такой группой. А главное, при создании такого звена не учтен важный для подростка принцип: на первом месте — дружба, товарищество, общие интересы.

Вот почему так важна кропотливая предварительная работа всех взрослых, причастных к жизни класса, работа, в которой не возможно обойтись без учета наблюдений и суждений родителей. Такая работа окупается сторицей, когда потом сами ребята решают, как именно должны сложиться звенья. (Кстати, после этого педагог может внести коррективы и в то, как ему рассадить ребят. Ведь все мы помним тех, с кем сидели за одной партой, и хорошо, если это были наши добрые товарищи.)

Сбор звена — событие, очень важное для становления самодеятельности. Можно дать возможность ребятам провести этот сбор самим, можно родителям собрат все звено дома, и сделать его ярким и ТОРжественным, можно ограничиться деловым обсуждением того, что предстоит сделать. Но во всех случаях ребята должны почувствовать, что они собрались на сбор, что им самим решать, как будет идти жизнь в звене, как они собираются участвовать в делах отряда, дружины и все организации юных “ленивцев”. Разумеется, взрослые при этом ненавязчиво могут по сказать ребятам, за какие дела им лучше взяться. А для этого так важно знать желания, намерения, интересы, умения каждого. Вот где вклад родителей, хорошо знающи чем заняты, увлечены их дети во внеучебное время, может оказаться весьма заметны. Если удается действительно разбудить инициативу и активность ребят, выявить подлинные их интересы, то богатство их фантазии, выдумки и изобретательности обнаруживается в полной мере. Содействуя развитию самодеятельности, родители, педагоги и вожатые прежде всего стремятся добиться, чтобы каждый участвовал в поисках тех дел, которыми будет заниматься звено. Очень хорошо сказала об этом Н. К. Kpупская: «Важно, чтобы не была затушевана роль каждого, при выполнен той или иной работы с коллективом. На, чтобы видно было, кто что сделал в этой работе, чтобы каждый чувствовал ответственность за свою и общую работу».

Одна из славных традиций организации — реальное участие в общественно полезных делах в школе и вне школы. Миллионы подростков участвуют в сборе металлолома, макулатуры, в операциях по охране природы, улучшению окружающей среды.

Разведка дел позволяет ребятам понять, что их помощь действительно нужна многим и во многом. Это сильное побуждение к тому, чтобы заняться работой. В такой работе особенно ярко может проявиться роль родителей. В частности, они учат помогать ветеранам войны, семьям погибших воинов, подсказывают ребятам, как сделать это тактично, соблюдая славные традиции.

Особо надо сказать о соревновании. Оно очень важно для сплочения коллектива. При этом важно учитывать, что соревнование в детской среде — это не конкуренция, но прежде всего совместная дружная коллективная работа. Создать у них понимание необходимости общими усилиями добиваться цели — вот суть соревнования. Соревнование призвано рождать и укреплять у ребят чувство дружбы, заботы друг о друге, взаимопомощь, учить их соизмерять свои желания и поступки с интересами коллектива.

К сожалению, нередко в звене соревнование «задается», звено получает задание от взрослых соревноваться в том или ином деле, например в сборе металлолома.

Между тем соревнование должно быть живым, творческим делом самих школьников, только тогда оно принесет действительную пользу. Одно дело, когда взрослые говорят: «Давайте будем соревноваться». Другое дело, когда в ходе того же сбора металлолома добровольно, по почину самих ребят возникнет живое соревнование между звеньями...

А подведение итогов соревнования? Часто их просто объявляет учитель или вожатый, а сами ребята даже не участвуют в обсуждении того, кто как работал. Ясно, что у них неизбежно возникают сомнения в справедливости оценок, еще чаще такой порядок подведения итогов приводит к тому, что интерес ребят к соревнованию падает, они становятся безразличными к нему. «Все равно все будет так, как скажет классный руководитель», — объясняют они дома родителям, удивленным тем, что их подросток равнодушен к тому, чем недавно еще так горел. Напротив, если итоги — при тактичном участии взрослых — подводят сами ребята, у них интерес к соревнованию не гаснет, вера в возможности и силы звена крепнет. Это сразу ощущают в семье.

Замечено, что для ребят очень привлекательны конкурсы в различных умениях: у кого лучше получится авиамодель, кто лучше расскажет о походе, кому удастся точнее других пройти по азимуту, для кого хитрая азбука флажковой сигнализации скорее откроет свои секреты... В таких конкурсах, в таких соревнованиях есть место инициативе каждого, здесь можно проявить выдумку, изобретательность. В таких видах соревнования ребята легко могут сами, при незначительной помощи взрослых подвести итоги.

Опыт соревнования во многих дружинах подтверждает, что в работу звеньев по спорту, художественной самодеятельности и изобразительному творчеству элементы соревнования входят почти всегда естественно, часто возникают по собственной инициативе. Взрослым важно направить соревнование по коллективному руслу, подчеркивая успехи коллектива в том или ином конкурсе, смотре, турнире. Это следует делать и педагогам, и родителям.

Реклама: