Логотип Логотип 2

на главную

Природа и подросток

Воспитание должно заключаться в том, чтобы организовать жизнь детей так, чтобы в основу ее был положен коллективный разносторонний труд, освещенный светом науки.

Н.К.КРУПСКАЯ

В школе очередное происшествие — пятиклассники сбежали с урока ботаники. Учителя и родители пытаются понять почему. Не выучили уроков? Не ладят с педагогом? Захотелось в кино?

Выясняют, где же были ребята. Оказывается, в лесу. Они и сами сказать не могут, кому первому эта идея в голову пришла. Просто к четвертому уроку весеннее солнце стало припекать по-настоящему; открыли на перемене окно — тополевыми почками пахнет, распускаются они; а кто-то из знатоков природы сказал, что уже хохлатка зацвела. И всем как-то сразу захотелось на волю, захотелось вдохнуть свежего воздуха, побежать по весеннему лесу — вдали от бдительных взоров старших.

Все, казалось бы, просто и естественно; весной природа манит к себе человека особенно сильно. Да, это так, но почему же ребята-шестиклассники не пришли на экскурсию в зоопарк? Одни считают, что зоопарк — для самых маленьких, другие уже успели побывать там несколько раз, третьи полагают, что «в век кибернетики надо заниматься не птичками-бабочками, а техникой».

В VII классе вот уже неделю спорят о том, куда отправиться летом в туристский поход. Родители хотят, чтобы ребята остановили свой выбор на одном из маршрутов по родному краю, боятся отпускать своих детей далеко и надолго, а те, напротив, рвутся как можно дальше — в горы, в нехоженые места. Что это: только тяга к романтике или потребность испытать трудности, чтобы поверить в себя и заставить других увидеть сложившуюся волю, твердость духа, умение не отступить в достижении заветной цели?

Восьмиклассники тревожат преподавателя литературы тем, что пропускают описания природы, читая произведения классиков. И в то же время их робкие попытки стихосложения полны образами родных полей и лесов, картинами времен года.

Этим по программе нужно собрать гербарий, а они увлеклись коллекционированием минералов.

А вот два друга все свое свободное время посвящают воспитанию любимого пса. Наблюдая за ними, трудно представить себе, что эти ребята считают зоологию самым скучным учебным предметом. Оказывается, один из них хочет быть пограничником. Другой увлечен психологией животных; он считает, что животные — очень умные существа и даже говорят по-своему, только человек еще не изучил их языка.

Одноклассники увлекаются книгами И. Акимушкина о животных, кое-кто и Брема читал, но не сколотили они никогда скворечника, спокойно смотрят, как малыши таскают кошку за хвост.

Мальчик зачитывался рассказами об охотниках, ему подарили ружье, пообещали взять с собой стрелять дичь, когда начнется охотничий сезон. Товарищи уговорили начать тренироваться в стрельбе. Вначале били по самодельным мишеням, потом это показалось скучным, принялись стрелять по лягушкам, беззаботно квакавшим у запруженного овражка, ранили забредшую на край села кошку. Оправдываясь, твердили, что кошка ничья, что лягушек кругом полным-полно и они никакой пользы не приносят. И вообще, чего стыдиться — едят же люди мясо и не стыдятся этого, а ведь знают, что оно тоже из убитого животного; человек занимается охотой с древних времен... Вот так — даже историю взяли на вооружение, защищая свои безнравственные поступки.

Среди трудных подростков, состоящих на учете в милиции, подавляющее большинство смотрит на окружающую природу холодными глазами. Почти каждый из них жесток к животным. Эта закономерная связь установлена не одним исследованием поведения подростков.

Но ведь рядом с такими ребятами живут и тысячи других, составляющих армию юных лесоводов, полеводов, звероводов, цветоводов, орнитологов, увлеченных юннатской работой не только как формой познания мира природы. Для них природа — и храм, и мастерская, в которой они заняты созидательным трудом на благо Родины.

Почему же так пестро, разнородно отношение подростков к природе?

Если обратиться к познавательным интересам младших школьников, то окажется, что они совершенно очевидно направлены прежде всего на понимание окружающего мира природы: из каждых 100 вопросов, задаваемых первоклассниками, от 87 до 95 относятся к природным явлениям. Причем любопытно, что ребята с большой легкостью отвечают на любой вопрос, который задают им самим, и не очень склонны сомневаться в точности своих знаний. Но уже к .IV классу происходят удивительные перемены. Ребята как бы теряют уверенность в себе, начинают критически относиться к тем неточным сведениям, тем полузнаниям, которые вполне удовлетворяли их раньше. Часто можно услышать от них: «Это сложно. Я этого не знаю, не могу объяснить».

Итак, подростки отдают себе отчет в том, что их знания о природных явлениях явно недостаточны. Вместе с тем они стараются выяснить для себя, что же именно в этих природных явлениях привлекает их в большей степени. Не в последнюю очередь этим объясняется довольно частая смена предметных кружков, в которых занимается подросток, — сегодня химия, завтра биология, послезавтра астрономия.

Если в целом в познавательных интересах подростков природа уже не преобладает, то у отдельных ребят, напротив, можно увидеть глубоко осознанный и целенаправленный интерес к ней, особенно у тех, рядом с которыми оказались любящие и знающие природу взрослые, будь то учитель-естественник или родители.

Отношение к живой и неживой природе различается у подростков достаточно заметно. Мальчики все же больше тяготеют к миру неживой природы (малодинамичному на первый взгляд), проявляя относительно больший интерес к физике, химии, элементам минералогии. Девочки же более чутки к живой природе. Здесь сказывается их большая эмоциональность и пробуждающееся чувство материнства, потребность защитить слабое существо.

Эстетическое восприятие природы мальчиками и девочками также несколько различно. Девочки более чутки к отдельному цветку, к птице, к бабочке. Мальчики скорее схватывают общее: их поражает величавая красота ландшафта, их манит открывающаяся перспектива, волнует проявление мощи природных явлений («Ого, какой дубище!», «Ох, и молния ударила! Силища!» «Вот это овраг — всем оврагам овражище!»).

Само чередование времен года влечет за собой смену интересов, игр, занятий. Особенно ярко это проявляется весной. К этому времени ребята уже довольно-таки устали от школы, соскучились по свежему воздуху, длительным прогулкам, яркому солнцу. Они способны забыть обо всем, сбежать с уроков целый день бродить без особой цели в парке в лесу, у реки. Возвращаются они с таких прогулок утомленные, тихие, какие-то просветленные и мягкие. Куда девалась обычная угловатость, ершистость!

Резюмируя, можно сказать: хотя отношение подростков к природе и отличается некоторой неустойчивостью, противоречивостью, но именно на этот возраст ложатся особо серьезные задачи, связанные с питанием умения и потребности грамотно взаимодействовать с природой; и почвой для такого воспитания может и должно стать пробуждение в ребенке чувства взрослости, осознание им своих новых прав и обязанностей, рост его человеческой, гражданской сознательности.

Reklama: