Логотип Логотип 2

на главную

Думая о завтрашнем дне

Современные подростки — это те люди, которые в своей социальной зрелости столкнутся с острыми проблемами взаимодействия природы и общества. И они должны быть всесторонне готовы к решению таких проблем. Единственный способ подготовить их к этому — выработать у каждого коммунистическое отношение к природе.

Сегодня возникла неотложная необходимость вывести сознание за пределы обыденного, устаревшего представления о роли природы в жизни людей, изжить утилитарное, потребительское отношение к ней, возвыситься до осознания того, что каждый шаг сегодня имеет огромное значение для будущего. Не случайно в последнее время развернулась борьба за экологическое равновесие; перед народом поставлена задача усилить охрану природы, земли и ее недр, атмосферного воздуха, водоемов, животного и растительного мира, обеспечить рациональное использование и воспроизводство природных условий.

Как первоочередную задачу формирования коммунистического отношения к природе надо поставить понимание закона всеобщности связей в природе, закона, который должен быть раскрыт на ярких, эмоционально поданных фактах, фактах, которые взволновали бы разум и сердце подростка, заставили бы его задуматься о сложности мироздания, об ответственности человека за свое вторжение в природу. Художественная литература (перечитайте со своими детьми хотя бы «Русский лес» Л. Леонова или «Прощание с Матерой» В. Распутина), газетная и журнальная публицистика (вспомните страстные выступления в защиту Байкала), телевизионные передачи (на первом плане — «В мире животных», «В мире растений», «Клуб путешественников») дадут вдумчивому воспитателю необходимый для этого материал.

Важно, конечно, не количество фактов, а те выводы, которые из них следует сделать. Подростки должны быть подведены к пониманию того, как сегодня взаимодействуют природа и общество, увидеть масштабы этого взаимодействия, тенденции развития.

Но наш труд воспитателей будет бесплоден, если самые высокие мысли, самые вдохновенные чувства не воплотятся в добрые дела. Владимир Ильич Ленин придавал этому очень большое значение. Он считал, что о реальных помыслах и чувствах людей можно судить лишь по одному признаку — делам их.

Значит, если мы хотим, чтобы наше воспитание было действенным, надо научить подростков не только верно мыслить, мечтать о добре, но и постоянно творить его.

Отношение к природе и взаимодействию природы и общества — проблема нравственная. Если общение ребенка с природой построено правильно, у него закладываются важные нравственные качества : гуманное отношение к людям, ко всему живому, доброта, отзывчивость, умение заботиться о другом, способность думать не только о себе, делать что-то хорошее для будущего, бережное отношение к красоте; очень важно, чтобы нравственные представления подростков включали в себя и береж-ное отношение к природе как один из ведущих принципов, которым следует руководствоваться в своих поступках.

От многих бездумных поступков ребят надо просто предостеречь. Весной, когда появляются первые цветы, еще и еще раз вернитесь в беседах с подростками к тому, как следует относиться к красоте природы. Если уж дети сорвали цветок, то пусть он по-настоящему украсит жилище, пусть ухаживают за букетом, продлят ему жизнь. Иначе получится злое потребление живого — и только.

Часто в руках подростков, возвращающихся с загородной прогулки, можно видеть огромные охапки черемухи. Небрежно обломанную бросают ее в электричке или на платформе, так как многие не умеют ее в сохранности довезти до дома. А в лесу где-то осталось изломанное, покалеченное деревце, которому после такого нашествия долго придется набирать силы для жизни, для нового цветения.

А ель, которую срубили незаконно для новогоднего праздника? А березка, соком которой так любят лакомиться ребята? Видимо, не знают наши дети доброй народной пословицы: «Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь».

Подростки могут и должны понять, как важна природа для гармонического развития личности (ведь они жь думают о себе, о своей личности, о самовоспитании!), как многообразно ее влияние на человека. Понимание это приходит по-разному. Для одних — вместе с той радостью, которую они переживут, когда всем классом заложат сад дружбы. Для других — после того, как они задумаются над умной книгой. Быть может, их сердце будет затронуто словами Константина Паустовского: «Русский пейзаж сыграл и играет огромную роль в формировании характера русского народа, в том, что этот народ бесконечно талантлив и мужественен. Природа сыграла огромную роль не только в формировании народного характера, но и в создании русской культуры и великого нашего искусства».

Но самое значительное влияние может оказать сама природа, если рядом с подростком окажется вдумчивый взрослый, который сумеет направить взгляд, мысли, чувства подростка и вместе с ним будет переживать радость познания, радость общения с миром мудрого и прекрасного. Чтобы так произошло, взрослый должен очень тщательно продумать все до мелочей: какое место выбрать для экскурсии, в какое время года сюда лучше всего прийти. Ведь важно искреннее личное отношение старшего к тем местам, по которым он поведет ребят. Ни его голос, ни его взгляд не могут фальшивить, когда он будет говорить о том, чем волнует его этот уголок природы, что он уже узнал о нем и что ему еще хочется узнать. Предположим, на пути встретился папоротник. Как интересно рассказать о легендах и сказках, связанных с этим растением. Нетрудно перекинуть мостик от предания об огненном его цветке к научным знаниям — древние папоротники, из которых образовался уголь, действительно подарили людям огонь. Собирая коллекцию листьев, цветов или плодов, можно увидеть много прекрасного в удивительной игре их красок и форм. Можно указать связи между миром растений и животных, в этой части леса — сумрачно и птиц не слышно, а на светлой полянке летают бабочки, пронеслась огромная стрекоза, значит, не так уж далеко водоем.

Отправляясь в гости к природе, не будьте только просителями ее даров. Будьте друзьями, заботливыми хозяевами. Заложи солонцы для лосей, зайцев, коз; установи искусственные гнездовья. Расселите муравейник (только сделайте это по правилам или посадите в лесу смородину. Она разрастется на радость людям. Отыщите родничок, укрепите начавшийся размыв на склоне. Залечите рану на березе...

А когда вернетесь домой, дайте волю творческому воображению ребят. Пусть они сочиняют, лепят, рисуют, делают коллекцию думают, спрашивают, сами ищут ответы в книгах. Пусть с радостью вспоминают, как вольно им дышалось, как интересно было, как устали, но набрались сил, как научились различать голос хоть одной из птиц, примечать едва заметный след лесного зверька.

Любой уголок природы — лес, поле, река, озерко, тенистый старый овраг — может быть местом интереснейших изысканий которые затронут ребячьи мысли, чувства, заставят по-новому взглянуть вокруг. Напомним еще раз — именно подросткам, придется практически решать в самом недалеком будущем конкретные вопросы, связанные с так называемым экологическим кризисом. Как же готовить их к этому? Как не стремиться к тому, чтобы каждый из них проникся мыслью о своем гражданском, патриотическом, интернациональном долге — беречь, охранять, приумножать богатства природы нашей Земли?

Подросток вполне способен задумываться над судьбами человечества, он умеет мыслить достаточно масштабно, его тревожит человеческое равнодушие и бездеятельность. Полет фантазии ребят порою просто поражает. С какой легкостью и смелостью, с какой верой в силу науки и возможности людей они создают проекты преобразования засушливых районов, как много интересного высказывают о путях управления земным климатом, с каким азартом спорят об эффективности электромобиля, о возможности создания двигателей, работающих за счет энергии ветра, солнечного излучения... И это не бесплодное воображение, а очень серьезный разговор будущих агрономов и рабочих, инженеров и земледельцев, которые еще в детстве учатся мыслить широко, учатся решать конкретные хозяйственные задачи, не входя в противоречие с необходимостью охраны среды обитания человечества.

Reklama: