О чертах характера

Характер человеческой личности всегда многогранен. В нем можно выделить различные стороны и отдельные, обязательно связанные воедино черты. Наличие многих общих или сходных черт дает возможность среди громадного разнообразия характеров выделять определенные типы. «Советский характер», «русский характер», — такие обобщенные определения передают наиболее типичную совокупность замечательных черт характера строителя Российского общества.

Самой сильной чертой личности русского человека громадным большинством опрошенных были названы: любовь к Родине, патриотизм. Воля, стойкость, мужество, товарищество, честность— эти высокие качества являются, по мнению опрошенных, характернейшими чертами нашей молодежи.
Было бы ненужным преувеличением, если бы мы стали утверждать, что все советские молодые люди знают за собой только эти черты психологического облика. До сих пор встречаются и корыстолюбцы, и трусы, и подхалимы, у которых в характере много отвратительных черт. Само существование этих качеств объясняется сохранением пережитков капитализма в сознании людей. Но эти люди составляют меньшинство, и будущее не за ними.

Среди черт характера некоторые выступают как основные, ведущие. Наряду с ними существуют второстепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут и не гармонировать с ними. В жизни встречаются более цельные и более противоречивые характеры. Но и цельность характера не лишена внутренней противоречивости: доброта вступает в конфликт с принципиальностью, чувство юмора с сознанием ответственности. А. Н. Толстой в статье «По такому образцу должны формироваться люди» писал об Алексее Максимовиче Горьком: «Он любил и смех и шутки, но к призванию писателя, художника, творца он относился непримиримо, сурово, страстно.
Слушая какого-нибудь начинающего даровитого писателя, он мог расплакаться, встать и уйти из-за стола, вытирая платком глаза, ворча: «Хорошо пишут, черти полосатые».
Но если ты сфальшивил, слукавил, — а он это чувствовал шестым чувством, — унизился до компромиссика, рука его начинала барабанить пальцами по столу, он отводил в сторону светло-голубые глаза… В нем боролась доброта, такая же большая, как все в нем, — доброта с начинающимся раздражением. И когда доброта наконец расступалась, он наговаривал глухим голосом такие беспощадные слова, уже прямо глядя в глаза!»

Твердость характера, тесно связанная с развитием определенных волевых качеств, может быть весьма различной. В одних случаях характер человека с трудом поддается воздействиям со стороны окружающих. Даже при изменившихся условиях жизни такой человек остается «самим собой», сложившиеся у него когда-то основные черты личности остаются неизменными. В других случаях характер оказывается весьма податливым, изменчивым, серьезные столкновения с жизнью, новый коллектив товарищей, образцы для подражания делают человека иным, ведут к перерождению характера.
Как далеко может зайти этот процесс перерождения характера?

Это зависит от многих обстоятельств: как от особенностей личности человека, так и от тех внешних условий, во взаимодействии и под влиянием которых осуществляется развитие человеческой личности. Л. Н. Толстой, показывая разительные изменения, которые про-изошли в характере Наташи Ростовой, после того как она вышла замуж за Пьера, объясняет это тем, что у Наташи в замужестве появилась новая цель жизни — семья — «предмет, в который погрузилась вполне Наташа». Как бы то ни было, но характер некогда обаятельной девушки меняется весьма заметно.

Нет характера, которого нельзя было бы изменить и переделать. Ссылки на то, что «у меня такой характер, и я с собой ничего не могу поделать», которые мы слышим от некоторых людей, психологически совершенно несостоятельны. Как уже было сказано, каждый человек ответствен за все проявления своего характера, и каждый человек в состоянии заняться перевоспитанием своего характера, переделать его существенные черты.

О путях самовоспитания ценных черт личности уже было сказано.
Остается добавить немногое.
Спору нет, переделка, «перековка» характера — дело нелегкое. Первым препятствием на пути сознательного самовоспитания характера встает обычно одна из коварнейших его черт. Здесь имеется в виду лень. Примечательно, что многие люди, во всех других случаях менее всего склонные признаваться в каких-либо недостатках своего характера, весьма легко признают за собой этот порок. «Ленив я, это уж верно», — с добродушной снисходительностью к своим слабостям соглашается в беседе с приятелем молодой человек. Очевидно, за этим интимным признанием скрывается некая идея собственной ценности, которая не выявляется лишь по причине лени, а то бы этот лентяй весь мир потряс своими подвигами. В таком освещении лень выглядит не столько недостатком характера, сколько ширмой, которая скрывает какие-то никому не ведомые его достоинства.

Надо решительно разоблачать это представление о лени и не давать себя успокаивать подобными иллюзиями. Лень — это отвратительная черта характера, несовместимая с личностью советского человека. Лень — свидетельство душевной дряблости и бессилия. У ленивого человека нет и не может быть оправданий. Лень — черта характера, которая была особенно ненавистна В. И. Ленину. Не случайно буквально десятки раз на страницах его произведений встречается слово «Обломов» и «обломовщина». Ленин писал о «свободном халате и туфлях» Обломова, о «проклятой привычке российских обломовых усыплять всех, все и вся».

В речи «О международном и внутреннем положении» в 1922 г. В. И. Ленин говорил: «Был такой тип русской жизни — Обломов. Он все лежал на кровати и составлял планы. С тех пор прошло много времени. Россия проделала три революции, а все же Обломовы остались, так как Обломов был не только помещик, а и крестьянин, и не только крестьянин, а и интелли-гент, и не только интеллигент, а и рабочий. Достаточно посмотреть на нас, как мы заседаем, как мы работаем в комиссиях, чтобы сказать, что старый Обломов остался, и надо его долго мыть, чистить, трепать и драть, чтобы какой-нибудь толк вышел».
Бороться с ленью можно только одним способом — трудом. Только трудом, напряженной работой, создавшейся привычкой трудиться, не жалея сил, на благо нашей Родины можно выжечь из характера такую унижающую Человека — творца, работника, созидателя — черту, какой является лень.

Преодолев лень, человек вместе с тем легче справится с трудной задачей самовоспитания характера.
Вторым препятствием в самовоспитании — задачи, которая рано или поздно встает перед молодым человеком,— оказывается иногда незнание того, какие черты характера следует у себя формировать.
Как отмечают исследовавшие эти вопросы педагоги и психологи, кое-кто из молодых людей заблуждается на этот счет. «Чуткость, хотя и хорошая черта человека, но это все-таки — свойство слабых и слабовольных людей, а настоящий, мужественный человек должен быть прямым, холодным, грубоватым и резким», — так понимал задачу воспитания характера один школьник. Ошибочное понимание ценности черт характера, разумеется, должно привести к тому, что юноша будет стремиться сформировать у себя вовсе не те черты характера, которые следует. «Скромность — это свойство робких, «забитых»,— решает другой. И, если программа его самовоспитания будет им выполнена, не придется удивляться тому, что среди нас будет чванливый, заносчивый и неприятно нескромный человек.

Черты характера — не то же самое, что убеждения, взгляды на жизнь и другие особенности морального облика человека. Один добродушный и веселый человек может быть передовым, активным борцом за коммунизм, а другой окажется мелким дельцом, заботящимся только о личном процветании и благополучии своей семьи. Однако некоторые черты характера могут быть совместимыми с определенными моральными принципами и убеждениями, иногда даже обязательно сопутствуют им. В иных случаях они могут оказаться не соответствующими известному мировоззрению и даже несовместимыми с ними.

Такие черты характера, как честность, правдивость, принципиальность, чуткость к людям, простота и скромность, нетерпимость к нарушению общественных интересов, отвечают моральному кодексу строителя коммунизма. Лживость, нечестность, стяжательство, карьеризм, трусость, нескромность несовместимы с требованиями морального кодекса, это чужеродные свойства личности, существующие в наших условиях как пережитки и требующие упорной борьбы для их преодоления. В процессе воспитания и самовоспитания характера надо на каждом шагу сверять свои поступки и действия с нравственными принципами, образующими моральный кодекс, который записан в Программе Коммунистической партии.
Возьмем такую черту характера, как честность. Не проходит недели, чтобы газеты не сообщили о каком-нибудь поступке «выдающейся честности», совершенном советским человеком. Женщина, работающая уборщицей, нашла под лестницей сверток с деньгами. Деньги были переданы в милицию. Шофер такси обнаружил на сиденье сумочку с крупной суммой денег, разыскал забывшего их пассажира — вернул сполна.

Таких примеров множество. О таких честных людях пишут и говорят уважительно, тепло, но без большого удивления и чрезмерных восторгов. Всё это вполне понятно— честность как черта характера соответствует нашим коммунистическим моральным принципам.
Иное дело — в мире капитализма. Там тоже немало честных людей, но их честность не соответствует, а скорее противоречит моральным принципам буржуазного общества: «человек человеку волк», «деньги не пахнут». Поэтому честный поступок там вызывает удивление, недоумение и даже возмущение.

Американский писатель Альва Бесси приводит следующий факт. Безработный американский негр Д. У. Джонсон нашел на дороге белый парусиновый чемодан, в котором обнаружил 240 000 долларов в разрозненных купюрах — сумма поистине грандиозная даже не для такого бедняка, каким был вчерашний мойщик окон Джонсон. Эти деньги были потеряны при перевозке из одного банка в другой. Джонсон вернул деньги в федеральный банк. Об этом написали газеты. Джонсона после этого день и ночь засыпали письмами. Нет! Немногие выражали восторг по поводу бескорыстия Джонсона, большинство высмеивало его. Они говорили, что Джонсон был дураком, когда решил вернуть деньги. Издевательствам подвергался не только Джонсон, но и его сын Ричард, который оканчивал в это время среднюю школу. Мальчик даже ушел из дому и два дня где-то пропадал.

Нетрудно ответить на вопрос: формирует ли общество, в котором живут Ричард Джонсон и его соученики, такую черту характера у школьников, как честность. Конечно, нет! Честность как важное качество личности в обществе формируется, как правило, благодаря моральным принципам и воспитанию, в демократическом же обществе честность как качество личности формируется как исключение, вопреки моральным принципам и буржуазному воспитанию.

Проявляясь в действиях и поступках человека, в том, как выполняется им та или иная деятельность, характер зависит как от содержания деятельности, так и от успешного или не успешного преодоления трудностей, от далеких и ближайших перспектив в достижении основных жизненных целей. При этом развитие характера зависит от того, как на основе уже ранее сложившихся особенностей относится человек к своим неудачам и удачам, к общественному мнению и к ряду других обстоятельств. Так, юноши и девушки, которые учатся в одном классе или работают в одной бригаде, приобретают разные черты характера в связи с тем, справляются ли они с делом. Одних успех «окрыляет», побуждает работать или учиться еще лучше, другие склонны «почивать на лаврах»; одних неудача угнетает, в других пробуждает «боевой дух».
Таким образом, важнейший момент в развитии характера— отношение человека к окружающей среде, к ее воздействиям. Эти отношения являются вместе с тем и основанием для классификации важнейших черт характера.
Характер проявляется прежде всего в том, как человек относится к другим людям: родным, товарищам по работе и учебе, знакомым и малознакомым. Заботливость и безразличие, общительность и замкнутость, тактичность и грубость обнаруживают отношение человека к другим людям.

Характер человека не может быть понят и раскрыт вне коллектива. В коллективе, при живом общении с другими людьми ясно выступают такие черты характера, как широта или мелочность, неуживчивость или покладистость, миролюбие или склонность к спорам.

Человек должен стремиться выработать у себя такие черты характера, которые соответствуют моральным принципам коммунистического общества: гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку — друг, товарищ и брат; нетерпимость к национальной и расовой неприязни, коллективизм и товарищескую взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
Для характера показательно также отношение человека к себе: самолюбие и чувство собственного достоинства, уверенность или неуверенность в своих силах. Один человек, превращая себя в центр всех событий, своего рода «пуп мироздания», обнаруживает себялюбие и эгоизм. Другой, подчиняя свои интересы общему делу, интересам коллектива, выявляет такие черты характера, как самоотверженность, преданность, беззаветное мужество.

Человек должен стремиться выработать у себя черты характера, отвечающие моральным принципам: преданность делу, любовь к Родине, высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов, честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
Характер обнаруживается и в отношении человека к делу: к работе, к учебе, к общественному поручению и личной просьбе. С этим связаны такие черты характера, во многом типичные для нашего общества, как добросовестность, исполнительность, энтузиазм, ответственность за порученное дело и озабоченность его результатами.

В характерах некоторых людей как пережитки прошлого сохранились такие черты, как лень, легкомыслие, тунеядство, карьеризм. Важно, чтобы в своем развитии черты характера, обнаруживающие отношение человека к делу, отвечали важнейшим моральным принципам, таким, как: добросовестный труд на благо общества, забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния, непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.

(Visited 13 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *