Логотип Логотип 2

на главную

Режим дня больного ребенка

Н. Н. Бурмистрова, кандидат психологических наук

Хорошо известно, какое большое значение имеет правильный режим для здоровых детей. Своевременный дневной и ночной сон, определенные часы кормлений, организация игр, прогулок — все это способствует укреплению физического и психологического здоровья, помогает детям расти здоровыми и веселыми. Ведь недаром говорят, что смех и улыбка — это витамины здоровья. Несомненно, режим больного ребенка не может не отличаться от распорядка дня здорового.

Как влияет заболевание на поведение ребенка. Большинство детских инфекций имеют острое начало, которое не редко характеризуется подъемом температуры, вялостью, сонливостью, падением интереса к окружающему, игрушкам. Следующая фаза, когда исчезают специфические для данной инфекции проявления (боль в горле, сыпь, резь в глазах, головная боль) и нормализуется температура, характеризуется повышенной утомляемостью и раздражительностью ребенка, что иногда принимает форму капризов. В эту фазу могут начать развиваться осложнения, которые опять-таки будут накладывать свой отпечаток на состояние и поведение больного.

Прежде чем перейти к конкретным рекомендациям в отношении педагогического режима больного, разрешим себе пояснить сказанное несколькими примерами. Однажды мне позвонил отец 5-летней девочки и взволнованно рассказал о том, что, когда его дочка заболела, ей купили большую красивую куклу, о которой девочка давно мечтала. Однако долгожданная кукла не принесла радости. Она даже не взяла ее в руки. Отец решил, что это капризы, и, рассердившись на дочь, позвонил мне.

Что же случилось? Почему девочка не обрадовалась подарку? Что это? Каприз, избалованность или еще что-нибудь?

Давайте вспомним, как мы, взрослые, чувствуем себя, когда заболеваем. Мы делаемся более раздражительными, скорее устаем, нам уже не хочется читать серьезных книг, и мы выбираем что-нибудь полегче, а иногда даже принимаемся за детские книги. А ведь нервная система взрослого человека значительно выносливее и крепче, чем нервная система ребенка.

Надо сказать, что нервные клетки головного мозга у разных людей имеют различный предел работоспособности, т. е. один человек утомляется быстрее, другой более вынослив. Предел же работоспособности нервных клеток ребенка значительно ниже, чем у взрослого, и истощаются они легче и быстрее. Значит, и заболевание, являясь дополнительной нагрузкой на нервную систему малыша, утомляет, истощает нервные клетки его головного мозга еще быстрее и сильнее, чем у взрослого человека.

Если мать внимательна к ребенку, то она всегда за день-два до начала заболевания заметит небольшие изменения в его поведении, которые выражаются в том, что ребенок становится чуть-чуть менее активным, иногда вдруг засыпает в необычное для него время или жалуется на усталость, начинает капризничать. Часто матери объясняют это избалованностью, непослушанием и т. д. Дело же оказывается в том, что ребенок заболевает, причем различные заболевания сопровождаются и различными предвестниками, хотя общим для всех остается повышенная утомляемость и сонливость.

Однако не только сонливость, но и повышенная возбудимость может явиться предвестником заболевания.

Всякое изменение в поведении ребенка, не вызванное ничем извне, должно настораживать мать и служить сигналом к большей внимательности.

Любое заболевание оказывает то или иное влияние на центральную нервную систему ребенка. Выражается это по-разному: одни дети перестают проситься на горшок, другие начинают играть давно забытыми и оставленными игрушками. Так, например, 3-летний ребенок может снова начать с увлечением разбирать и собирать пирамидки. А бывает и так, что ребенок, который до заболевания хорошо умел рисовать, в начале заболевания вдруг начинает плохо рисовать, а иногда даже просто чертит по бумаге карандашом, не изображая ничего конкретного.

Оберегая нервную систему ребенка от переутомления, вы тем самым поможете ему быстрее и лучше справиться с заболеванием, легче перенести его. Переутомление же может возникнуть не только от непосильной для больного ребенка деятельности или сильных впечатлений, но и от полного вынужденного безделья. Болгарский ученый Ив. Андреев показал, что бездеятельное состояние ребенка, больного ревматизмом и вынужденного лежать неподвижно, значительно хуже влияет на его кровяное давление и сердечно-сосудистую систему, чем легкая, посильная для него деятельность и связанное с этой деятельностью хорошее настроение. Вот почему больного ребенка нельзя оставлять без игр и игрушек, которые во время заболевания должны быть лишь меньших размеров, неярких тонов, нетяжелые, и на постели у ребенка их не должно быть много, так как от большого количества игрушек он тоже быстро устает.

Сон дает отдых нервной системе и этим помогает организму заболевшего легче справиться с болезнью. Если ребенок во время болезни спит достаточно, то и заболевание протекает у него легче. Сон обладает могучей целебной силой, восстанавливая расстроенную деятельность нервной системы. Поэтому во время заболевания особенно важно охранять покой ребенка.

Особое внимание надо уделять тому, чтобы в рацион питания больного входило достаточное количество жидкости в том виде, в каком ему это будет приятно, — чай, вода с лимоном, вареньем и т. д.

Остановимся теперь на специфических чертах поведения детей при различных заболеваниях, методах подхода и рекомендуемых игрушках и играх.

Как вы уже знаете, скарлатина имеет различные формы течения: легкую, среднетяжелую и тяжелую. Все эти формы имеют общие черты: в острой фазе заболевания повышается утомляемость ребенка, появляется сонливость, резко снижается аппетит. Чтобы избежать переутомления и по возможности предотвратить капризы, необходимо определенным образом организовать режим дня в этом периоде. Прежде всего надо максимально оберегать сон ребенка, который служит лечебным целям, предохраняя его нервную систему от переутомления. Если ваш ребенок болен легкой формой скарлатины и периоды сна у него невелики, то не запрещайте ему посидеть в кровати, а, наоборот, поудобнее устройте, чтобы сидение не было для него утомительно. Хорошо будет, если найдется маленькая скамеечка, которую можно поставить на кропать в виде столика. Можно использовать кусок фанеры, прибив к нему маленькие бортики, чтобы игрушки не скатывались на пол. Не удивляйтесь тому, что ребенок будет часто откладывать столик-фанерку в сторону и лежать, ничего не делая. В этой фазе заболевания не следует заставлять его играть, так как иногда очень послушные дети начнут нехотя перебирать игрушки только потому, что так сказала мама, а сил на по у них в действительности еще нет. Полезно посидеть около кровати больного, почитать ему вслух или рассказать коротенькую сказку, а потом дать ему возможность отдохнуть. При легкой форме заболевания ребенок может и порисовать. Не удивляйтесь и не огорчайтесь, если ваш маленький художник вдруг начнет рисовать плохо. Помните, что это влияние заболевания, которое пройдет с выздоровлением.

Иное дело, когда острый период заболевания прошел, температура стала нормальной и больной почувствовал себя хорошо, хотя ходить ему еще 2—3 дня нельзя. Теперь он больше не спит в необычное для него время, а, наоборот, становится иногда даже несколько возбужденным, вертится, прыгает в кровати. Вот теперь очень важно, чтобы он спокойно играл.

Для детей до 3 лет хороши различные пирамидки, не очень сложные кубики для складывания картинок, небольшой строительный набор (кирпичики), куклы, коробочки, куда дети 1,5—2 лет с большим удовольствием складывают свои игрушки.

Детям постарше можно давать мозаику, строительные кубики, игру, в которую можно играть одному (загонять шарики в лабиринт, плести корзиночки и т. д.). Очень любят дети разноцветные, различной длины палочки, из которых они складывают фигурки. Широко используйте карандаши и бумагу. Давать детям рисовать красками пока не стоит, так как они легко могут опрокинуть на себя воду. Рисовать красками дети будут тогда, когда врач разрешит им ходить, но еще не разрешит бегать и прыгать, так как скарлатина может привести к осложнению на сердце.

Играть на полу лучше в спокойные игры, которые не требуют быстрых движений и не возбуждают детей. На пол постелите коврик, на котором ребенок может играть, строя из кубиков дома или устраивая кукольную квартиру. Дети школьного возраста с этого момента должны понемногу начинать заниматься, сидя за столом. Так же как и в предыдущие периоды, следует быть очень внимательным, чтобы не упустить малейших признаков изменений в поведении ребенка, которые могут быть предвестниками начинающегося осложнения или нового заболевания. Кроме того, необходимо всегда помнить, что скарлатина — тяжелое заболевание и что еще довольно длительное время (1—2 мессяца) после ее окончания ребенку необходим по возможности облегченный режим — побольше прогулок на воздухе и поменьше всего того, что может нарушить покой (позднее укладывание спать, шумные игры, длительные телевизионные передачи, частые гости у родителей).

Причиной детской нервности может быть или не окончившееся еще заболевание, или следствие его, и тогда надо особенно беречь ребенка, а в случае резкого изменения в его поведении, в нарастании капризов, нервности — обратиться к врачу.

Корь протекает с иными изменениями в поведении детей, с иными последствиями и осложнениями. Отсюда вытекают и особенности в подходе к больному корью.

Прежде всего следует сказать, что при кори в начальном ее периоде поведение ребенка изменяется: обычно он становится более раздражительным, иногда вялым. Надо быть всегда очень внимательным, чтобы вовремя заметить эти отклонения и своевременно обратиться к врачу. Это даст возможность не только вовремя приступить к лечению, но и уберечь других детей от заражения.

Период появления сыпи при кори, когда резко повышается температура, заметно отличается от такого же периода при скарлатине. При скарлатине в острый ее период ребенок все же бывает способен к какой-то деятельности. При кори же острый период сопровождается очень большой вялостью, сонливостью и часто резью в глазах, когда больной не хочет и не может ничем заниматься, предпочитая все время лежать с закрытыми глазами. Обычно этот период длится 2—4 дня. В это время иногда бывает достаточно просто посидеть около больного ребенка, приласкать его. Можно очень немного почитать вслух, но не следует давать больным детям читать самим, так как при кори поражаются глаза.

Зато по окончании острого периода, когда снизилась температура и больной становится легко возбудимым (значительно более, чем при скарлатине), особенно важно предоставить в его распоряжение такие игры, которые не только не переутомляли бы его, а, наоборот, способствовали бы укреплению нервной системы. Детям до 3—3,5 лет рекомендуются наборы деревянных или глиняных фигурок, домашних животных, кубики, коробки, шкатулки с мелкими предметами: разноцветными крупными пуговицами, катушками и пр. Перебирать, расставлять, укладывать, нанизывать — хорошо успокаивающее занятие для больного ребенка. В любом возрасте детям следует давать куклы с набором одежды и кукольную посуду.

Ребенок, перенесший корь, подвержен нервным срывам в большей степени, чем ребенок, перенесший скарлатину. Не менее месяца после окончания этого заболевания ему нужен щадящий режим и особенно внимательное отношение. В это время надо обязательно укладывать его спать днем, а ночной сон увеличить на 1—1,5 часа. Игры в этот период не должны быть очень подвижными и утомительными. Нужно помнить, что после кори у детей обычно повышена возбудимость. Часто можно наблюдать, как среди, казалось бы, спокойной игры ребенок вдруг начинает капризничать, беспричинно плакать. Это значит, что он устал и его следует взять на руки и тихо посидеть около него или почитать ему книгу. Часто капризы являются результатом переутомления, и в этом случае нужно дать ребенку возможность отдохнуть, чтобы восстановить утраченные силы.

Повторяем, что при кори надо быть особенно внимательным к ребенку и не раздражаться, когда он «зря» капризничает, а постараться успокоить его. Ни в коем случае нельзя упрекать ребенка, если он после перенесенной болезни начинает несколько хуже учиться и вместо четверок и пятерок получает тройки, а иногда и двойки. Надо спокойно позаниматься с ним, а не бранить его и не заставлять несколько часов подряд учить домашние уроки. Лучше будет, если он станет делать уроки в 2—3 приема, отдыхая, играя в промежутках между занятиями. Иначе может наступить резкое перенапряжение нервной системы и полное выздоровление надолго задержится.

Не менее коварным, чем корь, является грипп. Поведение больного ребенка во время заболевания гриппом отличается рядом особенностей, которые надо знать при уходе за ним.

Бели скарлатина и корь в начале заболевания, в остром периоде, сопровождается более или менее длительным процессом торможения, когда ребенок бывает вял, сонлив, то при гриппе мы часто наблюдаем иную картину. Сонливость отмечается обычно в первые 12, редко 48 ч от начала заболевания, а затем наступает период повышенной возбудимости — капризов, беспричинных слез. Ребенок не находит себе места, ничто ему не мило. Ни рисовать, ни играть он не хочет. Тут особенно важно быть предельно внимательным к нему и терпеливо относиться к его капризам, нужно стараться занять его различными игрушками (небольшие куклы, неяркие пирамидки, матрешки, кубики, мозаика). Рекомендуются также игры, не связанные с напряжением зрения. Для девочек это будут куклы с набором платьев и посуды, для мальчиков — строительный материал (деревянный, пластмассовый, керамический). Мозаика — хорошая игра только в том случае, если к ней не приложены картинки, по которым надо выкладывать рисунок. Лучше, когда ребенок выкладывает то, что захочет.

Когда спадет температура и улучшится общее состояние больного, ему можно разрешить играть, вышивать, читать. Но при всем внешнем благополучии (нормальная температура, хорошее самочувствие) необходимо помнить, что полная работоспособность еще не восстановлена и что для этого понадобится не меньше 1—2 месяцев.

... Из детской больницы был выписан мальчик 4 лет после перенесенного гриппа. Но дома через несколько дней он стал очень капризным, плаксивым, ни во что не хотел играть. Родители обратились к врачу и получили от него совет — уехать с ребенком за город, создать ему санаторный режим, удлинить часы суточного сна. Через месяц мальчик вы здоровел, у пего исчезли все нервные проявления, и он пошел в детский сад. А с другим ребенком вышло хуже. Родители не послушались совета врача, решив, что ребенок просто избаловался во время болезни и поэтому хуже стал учиться в школе. Стали наказывать его, заставляли часами просиживать над домашними уроками, и в результате ребенок совсем отбился от рук. Он стал плохо учиться, грубил. Наконец решили обратиться к врачу-психиатру. Оказалось, что одним правильным режимом помочь уже нельзя. Мальчика пришлось взять из школы и длительное время лечить.

Все это говорится не для того, чтобы испугать родителей, а для того, чтобы они поняли, как нужно быть внимательным к изменениям в поведении детей, стараться понять причину этих изменений и не относить все за счет капризов, обвиняя мать, отца, бабушку в том, что именно они избаловали ребенка.

Заболевание коклюшем характеризуется частыми приступами кашля со рвотой, общим истощением нервной системы. Чтобы помочь ребенку легче перенести коклюш и быстрее выздороветь, надо постараться свести до минимума частоту приступов кашля. Для этого следует очень внимательно следить за ребенком и стремиться всеми средствами отвлечь его от мыслей о кашле, которого он боится, и постараться устранить все те моменты, которые могут вызвать приступ кашля. А вызвать его могут самые различные обстоятельства: мать рассердится на ребенка — он начинает кашлять; где-то что-то упало — испуг вызывает приступ кашля; брат или сестра отняли у ребенка игрушку — снова начинается кашель. Всякие раздражения извне вызывают приступы кашля, которые часто сопровождаются рвотой и, следовательно, очень истощают и утомляют больного.

Во время этой болезни помимо самого широкого использования свежего воздуха необходима спокойная деятельная обстановка, когда ребенок занят интересной игрой, рисованием, строительством дома и т. д. Ребенок, увлеченный игрой, меньше кашляет. Он как бы забывает о кашле. При коклюше летом на воздухе можно разрешить игры с водой, которые всегда так радуют и увлекают малышей. Для этого ставят где-нибудь в тени таз или корыто с теплой водой, кладут туда различные игрушки, мисочки, ложки. Можно разрешить детям играть с влажным песком, так как сухой песок сильно пылит, раздражает дыхательные пути и может вызвать кашель.

В зимнее время рекомендуются различные игры со снегом — можно копать снег, лепить снежную бабу и т. д.

Дома ребенок тоже должен быть занят. Дети более старшего возраста интересуются разнообразными самоделками. Строительный материал — это универсальная игрушка, которая детьми различных возрастов используется в соответствии с их умением, но одинаково увлекательна для всех. Самые маленькие дети (1,5—2 года) будут перекладывать этот материал из коробки в коробку, ходить с ним по комнате или возить его в машине. Дети постарше будут уже пытаться строить из него дома, а старшие дошкольники делать из него кукольную квартиру, корабли, дома.

Итак, важнейшим элементом режима при коклюше является спокойная обстановка, постоянная занятость игрой. Больного коклюшем ребенка нужно кормить особенно внимательно и тщательно, так как он сильно истощается от частой рвоты, которой сопровождаются приступы кашля. Кроме того, иногда самый процесс кормления вызывает у ребенка приступ кашля, а вместе с ним и рвоты. Иногда у ребенка начинается приступ кашля при одном только виде пищи.

Чтобы не допускать этого, кормить больного коклюшем следует очень медленно и особенно внимательно. Ни в коем случае нельзя давать ребенку горячую и сухую пищу, которая сама по себе может вызвать рвоту. Пища должна быть достаточно теплой и обязательно мягкой (протертые супы, различные пюре, мясное суфле и т. д.). Особенно важно обращать внимание на оформление блюд, так как красивое и необычное блюдо само по себе отвлекает внимание ребенка и будет способствовать улучшению аппетита и спокойному кормлению.

Ветряная оспа, так же как и коклюш, требует, чтобы ребенок был все время занят. Это отвлекает его от зуда, которым сопровождается это заболевание. Если руки ребенка не заняты игрушками и он бездействует, то невольно начинает чесаться, срывает уже подсохшие корочки оспин и тем самым разносит инфекцию дальше, затягивая заболевание, а главное, он может внести в расчесанные места инфекцию и даже вызвать этим заражение крови.

Игры при ветряной оспе отличаются от игр при коклюше. Игры с водой здесь недопустимы, потому что от воды могут размокнуть корочки оспин, отстать от поверхности кожи или совсем отвалиться, оставив мокнущую обнаженную оспину, которая легко может инфицироваться. Нежелательно также, чтобы больной ребенок играл с песком, так как он неизбежно будет хвататься грязными руками за больные места кожи и таким образом легко может загрязнить их.

Больному ветряной оспой лучше всего разрешить играть легко моющимися игрушками (пластмассовый строительный материал, резиновые и пластмассовые куклы, деревянные и пластмассовые пирамидки, матрешки). Дети старшего возраста могут читать, рисовать, вышивать, вырезать из бумаги и клеить.

Полиомиелит — тяжелое заболевание, оставляющее более или менее стойкие параличи, иногда превращает ребенка в калеку. При этом заболевании, лечение которого в восстановительном периоде очень длительно, необычайно велика роль матери.

Часто завершение лечения дома может сыграть решающую роль в восстановлений движений пораженной конечности или группы мышц.

Нервная система ребенка в восстановительный период при заболевании полиомиелитом более неустойчива, чем у здоровых детей. Старшие дети часто очень тяжело переживают свои физические недостатки, уходят в себя, делаются раздражительными, замкнутыми, не хотят общаться с детьми, озлобляются. От матери и от других членов семьи требуется большой такт и неустанный труд в течение, может быть, нескольких лет, чтобы вернуть ребенку трудоспособность и радость жизни.

При всей нашей жалости к больному («сердце разрывается на него смотреть!), а вернее, в силу этой жалости нельзя ребенка с параличами избавлять от самообслуживания, от различных действий, которые сердобольная мать спешит выполнить сама, чтобы не утруждать его.

Если у ребенка поражена кисть правой руки или предплечье и он вначале не может или почти не может подносить этой рукой ложку и чашку ко рту, то это не значит, что не надо приучать его работать этой рукой. Пусть пока ничего не выходит. Не впадайте в отчаяние сами и не укрепляйте в ребенке уверенности в том, что он теперь ничего не может, восстановление утраченных движений идет очень медленно, иногда годами, и только постоянные упражнения (по рекомендации по лечебной физкультуре) дадут свои положительные результаты, и ребенок перестанет чувствовать себя неполноценным.

После выписки из санатория необходимо продолжать лечебную физкультуру, гимнастику и массаж, проводившиеся там, чтобы еще полнее закрепить успехи, достигнутые в санатории, и продолжать двигать ребенка вперед.

Повторяем, что от точности выполнения назначений врача в значительной степени зависят темп и полнота восстановления утраченных функций.

Можно рекомендовать матерям, имеющим маленьких больных детей, у которых поражены мышцы руки, различные приспособления, имеющиеся в продаже, вроде счет, стоящих вертикально, или подставок для втыкания различных «грибков», пирамидок и т. д. Старшим детям при поражении рук рекомендуют различные конструкторы, чтобы развивать мелкие мышцы рук, но все это только по совету врача или инструктора по лечебной физкультуре и гимнастике.

Дома необходимо иметь приспособления, служащие и для игр, и для развития движений. Надо изготовить раму и прикрепить к ней перед от старого платья, чтобы ребенок учился координировать свои движения, учился застегивать и расстегивать пуговицы, что так пригодится ему в дальнейшей жизни. Для развития рук хороши все игры, где требуется нанизывать бусы на ниточку, или строительный материал, в котором не просто ставят кубик на кубик, а в кубиках отыскивают ямки, в которые вставляют стерженьки другого кубика.

Обучая ребенка ходить в аппаратах, на полу рисуют или стелют специальную дорожку с нанесенными на ней следами, чтобы ребенок, переставляя ноги, учился попадать в следы, т. е. учился ходить.

Здесь мы не имеем возможности дать советы на все случаи жизни, так как при этом заболевании методика и характер восстановительных мероприятий всегда индивидуальны и назначаются специалистами — врачами поликлиники, в которой ребенок состоит на учете.

Повторим лишь, что от матери, от ее терпения, настойчивости настроенности на выздоровление и внимания в значительной степени зависит ход болезни и восстановление утраченных функций в пораженной конечности.

Ребенок, вернувшийся из больницы-санатория, должен быть по возможности (в зависимости от состояния здоровья) включен в коллектив детей. Это особенно важно для старших детей, которые обычно очень тяжело переживают свою изолированность, оторванность от детского общества.

Совместно с педагогами и лечащим врачом мать должна подумать и о том, какой профессии лучше всего готовим ребенка, чтобы она наиболее подходили ему, учитывая характер имеющих, поражений и степень физических недостатков.

Reklama: