Логотип Логотип 2

на главную

Оценка себя и другого как представителя определенного пола

Один из аспектов самоопределения в юношеском возрасте — окончательное оформление половой идентичности, которая предполагает «...мнение индивида о самом себе как представителе определенного пола в сравнении с половыми эталонами» (В. В. Столин, 1983. С. 55). Формирование половой идентичности, понимаемой таким образом, тесно связано не только с развитием самосознания, рефлексии, ценностных ориентации, но и с особенностями содержания и структуры оценочных эталонов, т. е. наборов качеств, которые человек приписывает познаваемому другому. Существенная роль в процессе сравнения и сопоставления себя с этими половыми эталонами и стереотипами принадлежит оценке «...как особой форме отражения, предметом которого являются ценностные свойства окружающего мира...» (С. П. Безносов, 1982. С. 29).

В последние годы в отечественной психологии изучению различных проблем, связанных с категорией оценки, ее функции и роли, особенностями проявления в зависимости от той деятельности, в которую она включена, а также возрастными и индивидуально-психологическими особенностями «оценщика», уделяется большое внимание. И не случайно появление работ, в которых рассматриваются особенности категории оценки в старшем школьном возрасте в связи с проблемами самоопределения. В этих работах изучаются некоторые аспекты конкретного взаимопонимания, структура оценочных эталонов и стереотипов, образующихся в результате такого сопоставления себя с другими, влияние ведущей деятельности на содержание оценок.

Для выяснения особенностей оценки старшеклассниками себя и других нами применялась методика субъективного шкалирования 48 униполярных прилагательных. В этот список входили качества, которыми традиционно описывается характер человека и стиль его поведения: активность (энергичный, настойчивый, бойкий и т. п. или тихий, кроткий); стремление к достижению социального успеха, деловые качества (честолюбивый, предприимчивый, целеустремленный); отношение к другим (добрый, верный, чуткий, нежный); коммуникативные качества (уступчивый, миролюбивый, заботливый) и т. п. Все эти прилагательные были объединены в случайном порядке в 6 групп, по 8 прилагательных в каждой. Испытуемым предлагалось проранжировать от наиболее характерного (I ранг) до наименее характерного (VIII ранг) каждую группу качеств для трех категорий оценивания: Я-сам, Мужчина, Женщина. В результате мы получили три ряда оценок: 1) самооценочный (Я-сам); 2) оценка маскулинности; 3) оценка фемининности. Следует отметить, что два последних ряда мы не можем рассматривать как идеалы маскулинности-фемининности, поскольку инструкция предлагала оценить характерные, с точки зрения школьников, черты, а не желаемые, идеальные.

Для выяснения содержания исследуемых категорий оценок использовалось многомерное шкалирование расстояний и построение на его базе матриц сходства (близости) для евклидовых пространств. Анализ матриц сходства производился при помощи разбиения на клики (группировки) при заданном порядке клик (в данном случае он был равен трем). Другими словами, для того чтобы три прилагательных попали в одну клику, они должны были иметь одинаковую меру близости между собой, причем точно такую же, как и в остальных кликах данной исходной матрицы. Поэтому все выделяемые группировки равноправны по величине меры близости (в отличие от кластеров). Напомним, что, согласно инструкции, школьники ранжировали не весь список прилагательных целиком, а «порциями» — шесть раз по 8 слов, т. е. оценочный ряд одного учащегося состоял из шести I рангов, шести II и т. д. Поэтому каждая группировка отражала сочетание качеств, одинаковых по степени характерности в отношении оцениваемого объекта, а одна клика могла отличаться от другой значениями рангов прилагательных, образующих данную группировку.

Все качества, предлагаемые испытуемым, по своему смысловому содержанию можно разделить на два вида. К первому виду, условно названному нами «Общение», относятся качества, выражающие отношение человека к другим людям в процессе межличностного взаимодействия (добрый, чуткий, заботливый, деликатный и т. п.). Второй вид включает в себя качества, не имеющие непосредственного отношения к общению, а демонстрирующие отношение человека к себе (энергичный, активный, независимый, целеустремленный, способный и т. п.). Данные качества получили условное название «Деятельность». Преобладание определенного вида качеств в группировках, выделенных на основании одного порогового уровня сходства, позволяет говорить о том, какой именно критерий оценивания наиболее популярен у данных школьников.

Таким образом, было получено «групповое» семантическое пространство всех трех объектов оценивания: Я-сам, Женщина, Мужчина — для каждой половозрастной группы отдельно.

Реклама: