Изучение особенностей ребенка — первый этап индивидуального подхода

«Общество считает одной из важнейших задач — обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил».Всестороннему развитию детей, как мы уже говорили, способствует индивидуальный подход, который невозможен без знания особенностей детей, анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных.И. П. Павлов подчеркивал взаимосвязь физического состояния и психики человека, их единство. Особенности поведения ребенка, его самочувствие большей частью зависят от его физического состояния и своеобразия темперамента. Следовательно, в первую очередь необходимо изучать анатомо-физиологические особенности организма ребенка и особенности протекания у него процессов высшей нервной деятельности.Научными исследованиями доказано, что существует прямая закономерная зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека. В этом отношении очень убедительным является высказывание Н. А. Добролюбова. В своем произведении «Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью» он делает вывод, что не следует физическое развитие понимать в узком смысле слова: « …Под здоровьем нельзя разуметь одно только наружное благосостояние тела, а нужно понимать вообще естественное, гармоническое развитие всего организма и правильное совершение всех его отправлений».Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека.Физическое воспитание тесно связано с трудовым и нравственным воспитанием ребенка. Активность ребенка в его трудовой деятельности во многом зависит от состояния его здоровья, и наоборот. Игры также содействуют развитию и укреплению таких его нравственных качеств, как воля, дисциплинированность, организованность и т.д. Нельзя не отметить также связи физического воспитания с эстетическим. Все, что является здоровым в широком смысле слова, является и прекрасным. Красивое тело, ловкие движения, правильная осанка, походка — все это признаки здоровья и следствие правильного физического воспитания.Решая задачи физического воспитания дошкольников, воспитатель должен осуществлять повседневный контроль, своевременно принимать профилактические меры, соблюдать необходимые гигиенические требования при организации жизни детей и проведении занятий; очень важен при этом индивидуальный подход. Выявление особенностей физического развития ребенка помогает установлению причин его поведения и дает возможность найти правильный подход к нему.Ничто не должно ускользать от внимания педагога. Самые незначительные отклонения в самочувствии ребенка должны настораживать воспитателя. Ему нужно обязательно выяснить причину такого состояния, если необходимо, привлечь для этого врача или медицинскую сестру. Медицинские работники, регулярно наблюдая за детьми, могут дать воспитателю ряд полезных советов и познакомить его со своими выводами, сделанными в результа-те систематического контроля за детьми. Выясняя особенности физического развития и состояние здоровья детей, педагог знакомится с записями в медицинских картах, где наряду со сведениями об уровне физического развития детей отмечаются наиболее частые отклонения (нарушение осанки, плоскостопие, близорукость, детская нервность, плохой аппетит), а также указывается диагноз заболевания отдельных детей.Анализ причин ослабленного физического состояния некоторых детей показал, что, как правило, это дети изнеженные, незакаленные, которых постоянно кутают, «чтобы они не простудились». Частые простудные заболевания ослабляют организм ребенка и отражаются на его весе и росте.В некоторых случаях повышенная нервозность детей отрицательно сказывается на их правильном физическом развитии. Такие дети плохо спят, неохотно едят, часто плачут, чрезмерно обидчивы. Они выделяются по общему признаку — «ослабленность здоровья», но у каждого из них проявляются еще и индивидуальные особенности. Приведем примеры:Юля Г. Болезненная девочка, имеет недостаточный вес, апатичная, робкая, не проявляет инициативы. Ребенок нуждается в постоянном внимании воспитателя и врача; особенно надо следить за тем, чтобы она не переутомлялась при выполнении трудовых поручений. Девочку необходимо привлекать к участию в жизни группы и проводить процедуры закаливания.Ира Г. Самая маленькая в группе; жизнерадостная, подвижная; у нее плохой сон из-за повышенной возбудимости. Эти особенности требуют привлечения ее к спокойным занятиям.Витя У. Веселый, упитанный, производит впечатление вполне здорового ребенка, но быстро утомляется, ему требуется частый отдых. В трехлетнем возрасте у мальчика было обострение туберкулезной интоксикации. Для него совершенно необходимы водные процедуры, закаливание. Работу следует проводить в тесном содружестве с семьей.При посещении некоторых детских садов можно видеть детей, которые со скучным видом сидят за столами, хотя завтрак или обед давно уже окончен и их сверстники занимаются своими любимыми делами: играют, рассматривают книги и т.д. Воспитатель ежеминутно напоминает сидящим за столом, что пора заканчивать еду, но дети продолжают медленно жевать, подолгу держат пищу во рту.Установить причину такого явления довольно трудно. Плохой аппетит может быть вызван заболеванием органов пищеварения или наличием гельминтов. Такую причину может определить только врач. Но, как показывают специально проведенные исследования, в очень редких случаях плохой аппетит объясняется какими-то заболеваниями. Чаще всего плохой аппетит является следствием неправильного режима питания ребенка в семье. Нередко бывает, что родители путают причину со следствием. Болезненное состояние ребенка укрепляет у родителей убеждение, что самое главное — обеспечить ему хорошее питание, и с утра, до прихода в детский сад, они заставляют его съесть обильный завтрак. Естественно, что в детском саду малыш не может справиться со своей порцией и у него возникает отвращение к еде. В некоторых семьях стараются дать ребенку калорийную пищу, богатую жирами, пресную, а это часто противоречит его вкусу: ему хочется соленой капусты и огурца, селедки, отварного картофеля. Совершенно очевидно, что необходим тесный контакт с семьей в организации питания детей. Необходимы специальные беседы врача и воспитателя с родителями, консультации. Их советы и рекомендации, чтение соответствующей литературы помогут родителям убедиться в значении для нормального физического развития детей режима питания и правильного рациона.У некоторых детей долгое сидение за столом имеет тесную связь с их общей медлительностью. В таких случаях преодолеть медлительность во время еды помогают интересное трудовое поручение, которое ребенок должен выполнить после завтрака, предстоящая экскурсия, игра, заинтересовавшие его систематические наблюдения, а также все меры, направленные на преодоление общей медлительности.

Оправдывают себя такие приемы индивидуального подхода к детям с пониженным аппетитом: им дают несколько уменьшенные порции, сажают за стол рядом с детьми с хорошим аппетитом, привлекают к участию в подготовке некоторых блюд (винегрета, салатов, печенья). Используя возрастные особенности дошкольников, их эмоциональность, тяготение ко всему необычному, можно придумать обыденным блюдам такие сказочные названия, как «заячьи блины», «лисичкин суп», «беличья каша».Для сохранения и улучшения аппетита у детей необходимо стремиться к тому, чтобы пища была разнообразной и вкусной. Большое значение имеет также и соответствующая обстановка: чистота, красивая сервировка стола, красивая раскладка пищи. Между первым и вторым блюдами не должно быть больших перерывов.За столом нужно поддерживать у детей хорошее настроение, но нельзя допускать громких разговоров и смеха, не следует делать им беспрерывные замечания, повышать голос, проявлять нетерпение, заставлять ребенка есть насильно.Регулярные антропометрические измерения позволяют обнаружить у некоторых детей отклонения от нормы, например избыточный вес, неправильная осанка, плоскостопие, близорукость и т.д. Такие дети тоже должны быть взяты на особый учет. Прежде всего следует выяснить причину отклонения. Иногда причиной избыточного веса является «культ еды». В этих случаях следует ограничить питание, применив соответствующую диету, проводить лечебную гимнастику, водные процедуры. Работа должна проводиться тоже в тесном содружестве с врачом и семьей.У некоторых детей неправильная осанка: у них наблюдается сколиоз (искривление позвоночника), шаркающая походка, они сутулятся. Наиболее подвержен нарушению правильной осанки старший дошкольный возраст. Иногда отклонения настолько незначительны, что воспитатели и родители подолгу их не замечают. С течением времени недостатки осанки не только уродуют внешний облик ребенка, но и отражаются на состоянии его здоровья: нарушаются функции дыхательных органов, кровеносной системы, органов пищеварения. Поэтому важно своевременно проверять осанку детей, причем эту проверку должен осуществлять врач, опирающийся на научные данные и способный определить даже самые слабые отклонения от нормы.Причин нарушения осанки у детей может быть много: а) несоответствие мебели росту ребенка (неудобная мебель — стулья, столы и раскладушки — вызывают неправильную позу, что и влечет за собой деформацию костной системы); б) отсутствие систематического контроля за позой детей во время занятий, игр и трудовой деятельности; в) неудобная одежда (дети стараются приспособить положение тела к одежде, что в итоге влияет на образование различных отклонений в осанке); г) неправильная расстановка мебели по отношению к свету (некоторые дети, сидя спиной к окну, вынуждены низко наклоняться при рисовании, лепке или счете, что также способствует развитию сутулости и нарушает нормальные функции зрения); д) слабое общее физическое развитие ребенка.Установление причины отклонений в осанке дает возможность наметить профилактические меры: подобрать мебель с учетом роста детей, подобрать каждому ребенку свой стул, пометить его специальным значком, чтобы малыш мог всегда найти его среди других. Рассаживать детей за столами следует с учетом особенностей их зрения, слуха, роста, внимания; но через каждые 2 месяца детей крайних рядов меняют местами.Необходимо регулярно проводить с дошкольниками физические упражнения, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, укрепляющие их здоровье и опорно-двигательный аппарат. Нельзя допускать, чтобы дети лежали или спали на очень мягкой или прогибающейся под тяжестью их тела кровати, на одном и том же боку. Не следует разрешать детям подолгу стоять с опорой на одну ногу, например при катании на самокате. Надо следить за тем, чтобы дети не стояли продолжительное время на одном месте, не сидели долго на корточках, не ходили на большое расстояние, не переносили тяжестей во время занятий и приема пищи надо следить за правильной посадкой.У некоторых детей наблюдается плоскостопие. Развитию плоскостопия способствует заболевание рахитом, общая слабость и пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка. К плоскостопию приводит тесная обувь без каблука, на негнущейся подошве. Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные физические упражнения для мышц ног и стопы, ежедневные прохладные ножные ванны, хождение босиком, ношение соответствующей удобной обуви с эластичной по-дошвой, на небольшом каблучке (1 — 1,5 см).С детьми, страдающими плоскостопием, необходимо проводить корригирующую гимнастику, делать им массаж. Обычно этим занимается врач. Таким детям нужно носить обувь со стелькой-ступинатором.Такое отклонение от нормального физического развития ребенка, как близорукость, может быть вызвано общим ослаблением здоровья, нарушением режима, питания, наследственными факторами, а также нарушением некоторых гигиенических требований, нарушением нормативов освещения групповых комнат, напряженной зрительной работой (рассматривание картинок, вышивание, просмотр в течение длительного времени диапозитивов, телевизионных передач). Напряжение зрения особенно возрастает в тех случаях, когда на занятиях с детьми не соблюдаются гигие-нические требования к их посадке.Во всех группах рекомендуется систематически проверять органы зрения и слуха детей. Факты нарушения нормального зрения очень тревожны, но их всегда можно избежать, если предпринимать профилактические меры: следить за тем, чтобы освещение групповых комнат было достаточным, оборудовать уголки книг в наиболее светлых местах комнаты, следить за правильной позой детей. Ребят с плохим зрением нужно сажать ближе к источнику света. Если дети носят очки, взрослый должен следить за тем, чтобы они не причиняли им неудобств (не перекашивались, не сползали). Воспитатели отмечают, что некоторые дети плохо спят, долго не засыпают, не хотят лежать, просят разрешения встать. Обычно это дети нервные, легко возбудимые. Для того чтобы они уснули, бывает достаточно посидеть возле них, даже подержать за руку, приласкать. Спокойствие воспитателя, его доброжелательность, ласка благотворно действуют на детей с повышенной нервозностью.

Известный педагог и врач Е. А. Аркин отмечал непосредственную связь нервной системы с физическим состоянием и индивидуальными особенностями детей. Воспитатель должен в своей работе учитывать особенности нервной системы ребенка, которая в ранние годы жизни дает картину самых разнообразных отклонений. Говоря о причинах повышенной чувствительности и нервозности детей, Е. А. Аркин отмечал, что часто это может быть неправильное проявление родительских чувств. Некоторые родители заласкивают ребенка, без конца его целуют, восхищаются, стараются доставлять ему бесконечные удовольствия и избавляют от преодоления самых ничтожных трудностей. В результате нервная система малыша теряет возможность здорового возбуждения, становится расслабленной и вялой. Если же, наоборот, ребенок воспитывается в условиях чрезмерной строгости, то его нервы всегда напряжены. Постоянные переходы от ласки к строгости также отрицательно действуют на нервную систему до-школьника.Нервные дети очень беспокойны, чрезвычайно чувствительны и неусидчивы, с окружающими часто вступают в конфликты. В обращении с такими детьми надо быть спокойным, ровным. Благоприятно влияют на укрепление нервной системы процедуры закаливания, спокойный и достаточный сон. Е. А. Аркин считал, что процедура закаливания — это не только фактор физического воспитания, но и средство формирования воли ребенка, которая является «ядром» характера. Важным фактором укрепления нервной системы ребенка является жизнерадостная, спо-койная обстановка, в которой он живет, и посильная деятельность.Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, в котором следует записывать особенности поведения воспитанников и через некоторое время делать краткие обобщения результатов наблюдения.В изучении индивидуальности каждого ребенка, по мнению Е. А. Аркина, важен «интимный контакт». Под «интимным контактом» нужно понимать установление таких отношений, при которых ребенок видел бы во взрослом лицо, которое глубоко интересуется им, у которого его переживания находят искренний, живой отклик. Этим подчеркивается огромная роль воспитателя, его влияния на ребенка, установление в их отношениях взаимопонимания, доверия, без чего нельзя найти ключи к сердцу маленького человека. Благодаря такому контакту педагог сможет понять особенности психики ребенка, установить причину отрицательных черт его характера, и тогда, искореняя именно эту причину, он сможет воздействовать на ребенка, изменяя его характер в лучшую сторону. Это положение Е. А. Аркин выразил в таких словах: «В одних случаях этот выход был найден благодаря открытию в воспитуемом прежде неведомых сильных сторон, которые заглушались всяким сорняком. Когда давали им свободное плодотворное применение, жизнь начинала бить чистым ключом и прежняя мутная накипь сама исчезала.В других случаях оказывалось, что за несносным поведением (грубостью, недисциплинированностью, озлобленностью) таится отсутствие каких-то «психических витаминов», неудовлетворенная потребность во внимании, ласке. Когда эта потребность удовлетворялась, наступало чудесное изменение в личности ребенка».«Психические витамины» крайне необходимы и в индивидуальном подходе в физическом воспитании. Радостная и содержательная обстановка, чуткое и внимательное отношение к детям поднимают их жизненный тонус, содействуют укреплению их здоровья.Данные о физическом развитии детей не могут быть постоянными и неизменными. Индивидуальный подход к ослабленным и нервным детям способствует их нормальному развитию, избавлению их от имевшихся у них отклонений в развитии физическом и психическом.Особого внимания требуют дети с физическими недостатками. Такой ребенок особенно остро чувствует свою неполноценность, неуверен в себе, держится замкнуто. У него проявляется недоверие к окружающим, а в некоторых случаях — озлобленность. Теплое участие, а не просто жалость, уважение к маленькому человеку, к его индивидуальности помогут развить все хорошее, что заложено в нем от природы, но без помощи взрослого не проявлялось.В один из детских садов г. Минска поступил Вадик М. с большой опухолью на правой стороне лица, которая уродовала мальчика. И хотя он был общительный, развитой, во все вникал, задавал интересные вопросы, дети вначале не хотели с ним играть, становиться в пару. Тогда воспитатель стал говорить ребятишкам, какой он хороший мальчик, причем похвала всегда была кстати и звучала не назойливо. Вадику часто поручали в чем-нибудь помочь товарищам. Наконец, его дружелюбие расположило к нему детей, они перестали замечать его недостаток.Можно услышать возражение: «А что с Вадиком произойдет в дальнейшем? Ведь не всегда он будет в таком окружении, где умеют не замечать физические недостатки и оценивать истинные достоинства человека?» Это, конечно, так, но если у мальчика будут воспитаны уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства, он будет выше обидных замечаний.А вот еще пример.Много было переживаний у маленькой Иринки: у нее больные ноги — ужасный след полиомиелита. Она не может красиво ходить, бегать, ее походка портит праздничное шествие. Шумные, подвижные дети не хотели принимать девочку в свои игры, кое-кто даже дразнил. Постепенно она замыкалась, предпочитая одиночество, чувствуя себя чужой среди шумного и веселого коллектива. Никто не пытался вступить с ребенком в тот «интимный контакт», в котором он так нуждался.Новый воспитатель сумел не только установить дружеские отношения с Иринкой, но даже так организовать выступления на празднике, чтобы не привлекать внимания к ее недостатку: дети сидели в зале вдоль стены и выступали, не выходя на середину. Так и Иринка, поднявшись со своего места, прочитала наивные, но искренние стихи собственного сочинения. Это выступление послужило началом вхождения девочки в коллектив.Забота о правильном всестороннем развитии детей осуществляется воспитателями постоянно, и таким же постоянным должен быть индивидуальный подход к каждому ребенку. Необходимо внимательно следить за их физическим состоянием, всем уделять внимание на занятиях, во время игры и трудовой деятельности, определять «дозировку» поручений отдельным детям. Ни в коем случае нельзя допускать переутомления детей, это важно не только для их правильного физического развития, но и в нравственном отношении.Осуществление индивидуального подхода к дошкольникам во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему. Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка и индивидуальный подход в физическом воспитании.Изучение особенностей и состояния здоровья всех детей группы проводится различными методами: ознакомление с документацией, наблюдения, беседы. Воспитатель должен выяснить такие вопросы: общее состояние здоровья ребенка, наличие отклонений от нормы — в росте, весе, осанке, в остроте зрения, слуха, в аппетите и сне.На основе обобщенных данных нужно выделить детей ослабленных, страдающих плохим аппетитом, расстройством сна, имеющих отклонения в осанке, с пониженной остротой зрения или слуха, и наметить план соответствующей работы с ними в тесном содружестве с семьей и врачом, проявлять к таким детям особое внимание.Знание физического состояния и развития детей имеет очень большое значение при проведении процедур закаливания, которые должны проводиться систематически, на строго индивидуальной основе, а также при проведении индивидуальной работы по развитию движений.

В процессе правильного физического воспитания при условии индивидуального подхода к каждому ребенку у всех детей пробуждается интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, им прививается любовь к чистоте и порядку, к прогулкам на свежем воздухе, занятиям по развитию движений, спортивным играм.Некоторые индивидуальные особенности ребенка связаны с наследственностью. Чтобы понять их, необходимо определить тип его нервной деятельности.И. П. Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности выявил основные свойства нервных процессов: 1) силу возбуждения и торможения; 2) уравновешенность или неуравновешенность этих процессов; 3) их подвижность. На основе изучения протекания этих процессов он определил четыре типа высшей нервной деятельности. Напомним их воспитателю:1. Сильный, неуравновешенный (безудержный), характеризующийся сильным возбуждением и менее сильным торможением, соответствует холерическому темпераменту. Холерик горяч, вспыльчив, но отходчив. Быстрый в своей деятельности, но не обладает выдержкой. Очень впечатлителен, трудно переключается с одного настроения на другое.2. Сильный, уравновешенный (процесс возбуждения уравновешивается процессом торможения), подвижный, соответствует сангвиническому темпераменту. Сангвиник быстро реагирует на окружающие события, неудачи и неприятности переживает легко, добродушен, движения быстрые.3. Сильный, уравновешенный, инертный, соответствует флегматическому темпераменту. Флегматик медлительный, невозмутимый, хладнокровный, с устойчивыми стремлениями и настроением, внешне не выдает своих переживаний.4. Слабый, характеризующийся слабостью как возбуждения, так и торможения при повышенной тормозимости и малой подвижности, соответствует меланхолическому темпераменту. Меланхолик глубоко думает и чувствует, он прежде всего обращает внимание на трудности, внешне вяло реагирует на окружающее, исключительно работоспособный, обидчив и мнителен.Особенности высшей нервной деятельности у дошкольника проявляются более ярко, чем у взрослого. Они, говорил И. П. Павлов, еще не прикрыты индивидуальной работой и шаблонами жизни. Этим определением он подчеркивает то обстоятельство, что черты темперамента, хотя они и врожденные, могут поддаваться педагогическому воздействию и в некоторой мере изменяться.Для ребенка холерического темперамента характерным является повышенная возбудимость, вспыльчивость, порывистость. За все дела он принимается с увлечением, не соизмеряя свои силы, и в результате теряет интерес к начатому делу.Такие особенности высшей нервной деятельности могут при вести к развитию непоседливости, легкомыслия, неуживчивости, поэтому необходимо у такого ребенка укреплять процессы торможения, а выходящую из пределов активность переключать на полезную деятельность в процессе труда, занятий и игр. С этой целью нужно давать ему задания и требовать доводить дело до конца. На занятиях нужно направлять таких детей на осмысление материала, ставить перед ними более сложные задания, умело опираться на их интересы.Дети сангвинического темперамента деятельны, общительны, легко приспосабливаются к изменениям условий жизни. Особенности ребенка этого типа высшей нервной деятельности отчетливо проявляются при поступлении в детский сад: они жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей, вникают во все стороны жизни детского сада, с большим интересом и активно участвуют в занятиях, в играх.Дети-флегматики спокойные, терпеливые, порученное дело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. Таких детей в детском саду и семье считают «удобными», с ними мало хлопот.Конечно, такие черты, как сдержанность, рассудительность, являются положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией, безынициативностью, ленью. Нужно очень внимательно изучать особенности детей в различных ситуациях, в различных видах их деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах, проверять и сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и членов семьи ребенка.Дети меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы. При поступлении в детский сад долго не могут привыкнуть к новой обстановке, к коллективу детей, тоскуют, грустят. Этот период бывает настолько длительным, что некоторые воспитатели начинают сомневаться, удастся ли сделать такие непривычные для ребенка условия близкими ему. В некоторых случаях переживания отзываются даже на физическом состоянии ребенка: он теряет в весе, у него нарушается аппетит и сон.Не только воспитатели, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о создании условий, вызывающих у них возможно больше положительных эмоций, способствующих ломке его динамического стереотипа. Динамическим стереотипом И. П. Павлов называл устойчивую систему условных рефлексов, возникающих в результате действия на нервную систему ребенка системы устойчивых раздражителей (первой или второй сигнальной системы).Скорость образования и прочность динамического стереотипа зависят как от характера действующих раздражителей, так и от типа нервной системы. У людей меланхолического темперамента ломка динамического стереотипа проходит болезненно, образование новых систем временных связей носит затяжной характер.Несмотря на то что И. П. Павлов определяет четыре типа высшей нервной деятельности, свойства нервной системы могут находиться в различных соотношениях, что является основой индивидуальности человека. «Чистые» типы встречаются редко, почти никогда, и, как правило, мы сталкиваемся со смешанными или промежуточными типами (например, между сангвиником и флегматиком, между меланхоликом и флегматиком, между холериком и меланхоликом).И. П. Павлов подчеркивал, что, принимая во внимание всевозможные комбинации основных свойств нервной системы, надо думать о существовании значительно большего количества типологических вариаций, кроме уже описанных четырех типов. Этим самым И. П. Павлов открывает широкие перспективы для дальнейших исследований в данном направлении. Сам И. П. Павлов насчитывал 24 такие комбинации и считал, что фактическое число типологических вариаций значительно больше и этот вопрос требует дальнейшего изучения.Бытует такое мнение, что слабый тип высшей нервной деятельности должен вызывать тревогу и опасение как определенная неполноценность. Проведенные в последнее время исследования ряда психологов (В. Д. Небылицина, Б. М. Теплова, В. С. Мерлина и др.) опровергают такие предположения. Прежде всего нужно различать биологическую и социальную сторону личности, выделяя ведущее значение ее социальной ценности, что, конечно, полностью относится и к оценке представителей слабых типов высшей нервной деятельности. Слабый тип обладает такими данными, которые никак нельзя отнести к недостаткам,— высокой чувствительностью, впечатлительностью, дружелюбием к окружающим.Индивидуальные особенности ребенка, вызванные неуравновешенным состоянием нервной системы, требуют наиболее внимательного отношения к нему. Конечно, в каждом случае требуются особые методы и приемы, но есть и некоторые общие правила.Возбудимых детей необходимо оберегать от обилия развлечений, частой смены впечатлений и обстановки. Обращение с такими детьми должно быть всегда только спокойным и ровным. Для них чрезвычайно важен твердый режим, по которому довольно много времени отводится сну и отдыху. Безразличных, вялых детей нужно приобщать к коллективу, давать им поручения, привлекать к подвижным играм, побуждать к активной деятельности.Как мы уже говорили, «чистые» типы нервной деятельности встречаются редко, но любая разновидность их оказывает определенное влияние на поведение ребенка. Решающее значение в развитии и изменении темперамента имеет деятельность.В качестве методов определения темперамента детей дошкольного возраста можно использовать беседу, наблюдения за ребенком в различных видах деятельности. Кроме того, можно проводить и специальные игры: «Веревочка» — в целях выявления скорости движения, формы и силы реакции; «Так можно, так нельзя» — для выявления формы поведения при встрече раздражительного и тормозного процессов; «Сумей промолчать» — для выявления выдержки и торможения. Чтение сказки (страшной или веселой) помогает выявить эмоциональность детей.Психологом Л. И. Уманским разработана специальная «Программа для изучения и составления характеристики». В качестве примера можно привести характеристику, составленную воспитателем детского сада г. Минска руководствовавшегося этой программой.Лена К. 6 лет.Отклонений в физическом развитии нет. Семья состоит из 4 человек (Лена, брат 14 лет, мать — домохозяйка, отец — инженер). Семья оказывает положительное воспитательное влияние. Девочка дисциплинированна, поведение дома и в детском саду одинаково. Любит точность, если даст слово, то обязательно сдержит. Переживает, если ей приходится в силу определенных обстоятельств изменить данному слову. Начатое дело доводит до конца, во всем старается быть самостоятельной. Очень общительна, со всеми дружна, всех в группе любит и ее любят, с детьми быстро сходится. Любит делиться своими мыслями, переживаниями, отзывчивая и чуткая, всем старается помочь: матери, воспитателю. Настроение всегда хорошее. Впечатлительна, переживает за героев сказок и рассказов, но вначале должна обязательно выяснить, кто хороший, а кто плохой. После неудачи довольно скоро успокаивается. Хорошо распределено внимание. Движения в среднем темпе. Нельзя ее назвать трусихой, но в отношении смелости тоже ограниченна, не любит незнакомых мест. Довольно скоро переключается на новую ситуацию в игре, в физических упражнениях; проявляет терпение в игре, где нужно подождать. При проведении игры «Найди и промолчи» выполняла все правила, мимикой выражала желание помочь другим. Засылает и просыпается быстро и так же быстро переходит от состояния покоя к активной деятельности и наоборот. Не любит никаких медицинских процедур. Это объясняется тем, что ей пришлось лежать в больнице, о чем у нее остались неприятные воспоминания. Любит лепить, рисовать, любит музыку и балет.Воспитатель на основе наблюдений и проведения экспериментальной работы делает вывод, что в основе ее темперамента — сильный, подвижный, уравновешенный тип, но темперамент сангво-флегматический (в сторону сангвиника)..Есть довольно много детей застенчивых и нерешительных. Эти черты характера могут быть вызваны не только особенностями нервной системы, но и слабостью физического состояния ребенка. Причиной застенчивости может быть и неправильное воспитание ребенка в семье, подавление его самостоятельности, инициативы.Общие усилия воспитателей, медицинского персонала и родителей должны быть направлены на устранение причин, оказывающих неблагоприятное влияние на развитие ребенка.

(Visited 1 times, 1 visits today)