Логотип Логотип 2

на главную

Оценка старшеклассниками другого человека

В качестве объекта оценки нашим испытуемым был предложен некий обобщенный другой, т. е. требовалось оценить степень выраженности тех или иных качеств не у хорошо знакомых им людей, взрослых или сверстников, а у мужчин и женщин вообще. В таком варианте оценивания отчетливее проявляется когнитивный аспект обобщенной установки на других людей, что и служило предметом нашего исследования.

Семантическая структура понятия Женщина у девушек как IX, так и X класса достаточно сложна. Все группировки образованы качествами, характеризующими женщину с различных сторон ее личностных особенностей: энергичная — скромная — деликатная, энергичная — оригинальная — заботливая, деликатная — отважная — предприимчивая и т. п. В структуре оценки девушками человека своего пола преобладает «сложный» критерий. Они видят и оценивают женщину вообще и как субъекта общения, и с точки зрения ее деловых и других свойств.

У юношей все триады составлены из прилагательных, близких по своим семантическим признакам: любящая — нежная — заботливая, отзывчивая — нежная — чуткая, спокойная — скромная — кроткая, храбрая — решительная — самоуверенная, настойчивая—бойкая— напористая и т. д. К X классу наблюдается резкое уменьшение группировок, образованных качествами второго вида («Деятельность»). Критерий оценки женщины, связанный с ее ролью в системе межличностного взаимодействия, приобретает доминирующее значение, и именно в отношении него юноши проявляют наибольшую согласованность мнений. Но в целом семантическая структура оценок понятия Женщина простая.

Семантическое пространство понятия Мужчина у девушек и юношей имеет следующие особенности. Почти во всех половозрастных группах (кроме девятиклассниц) оцениваемые качества образуют разнообразные сочетания. Это могут быть триады из однотипных прилагательных: любящий — нежный — заботливый, добрый — любящий—надежный, энергичный — независимый — самоуверенный, решительный — отважный — независимый или из разнотипных: надежный — заботливый — энергичный, любящий— чуткий — самоуверенный. У девятиклассниц все выделенные группировки состоят исключительно из качеств первого вида («Общение»). Несмотря на то что в выделенных кликах представлены разнообразные качества, все же большинство группировок «простые» по своей структуре. Соответственно критерии оценки направлены на какую-нибудь одну особенность личности мужчины вообще.

Анализ экспериментального материала выявил, что человек своего пола оценивается при помощи более сложного критерия, чем представитель противоположного пола (особенно ярко эта тенденция проявилась среди учениц X класса). Однако в содержании критериев, которыми юноши и девушки оценивают себя или человека другого пола, принципиальных различий нет: и у тех, и у других с возрастом увеличивается согласованность в оценке по качествам, связанным с предметной деятельностью (исключение в данном случае составляют лишь оценки юношей X класса понятия Женщина). Согласованность оценок и как следствие этого содержание и структура критерия оценивания еще ничего не говорят о том, какие именно качества школьники обоего пола считают наиболее (наименее) характерными для мужчин и женщин и, главное, как это соотносится с их оценкой себя по этим же качествам.

Результат ранжирования заданного списка прилагательных показал большой разброс в оценках всех качеств и у девушек, и у юношей. Практически каждое из 48 качеств получило все возможные ранги —от I до VIII. Для того чтобы выяснить, какие именно качества школьники считали наиболее (наименее) характерными у всех трех объектов оценивания, мы применили следующую процедуру. По предложенным 48 прилагательным были определены частоты крайних рангов (I, II — наиболее характерные и VIII, VII — наименее характерные) в каждой половозрастной группе отдельно. Переведя значения частот в условные баллы (характерные — в положительные, а нехарактерные — в отрицательные), мы вычислили алгебраическую сумму частот и составили вариационный ряд. Качества, которым соответствовали частоты, превышавшие экспериментально выбранный порог, считались полюсными по степени характерности. Поскольку наименование полученных качеств существенно не отличалось у школьников IX и X классов, все они были объединены в один набор для каждой группы одного пола. Список этих Качеств приводится в табл. 14.

Каждый из полученных наборов качеств можно рассматривать как среднестатистический, групповой эталон характерности, который отражает мнение обследуемого контингента учащихся и, естественно, не претендует на всеобщность. О чем же говорят эти эталоны?

Во-первых, девушки считают наиболее характерными для себя и для женщин те качества, которые относятся к общению, и при оценке мужчины они также уделяют им большое внимание. В отличие от них юноши часто связывают наибольшую типичность с «предметными достижениями» (И. С. Кон, 1984). Однако и они не исключают из характерных черт всех объектов оценивания такие качества, в которых проявляется отношение человека к другим людям.

Во-вторых, мы нс обнаружили принципиальных различи между юношами и девушками в том, что они считали наиболее характерным для женщин и для мужчин. В женском эталоне характерности у школьников обоего пола основные достоинства женщины оценивались с точки зрения выполнения ею роли любимой, жены, матери, но не активного члена общества, стремящегося к достижению высокого социального статуса. В мужском эталоне и у юношей, и у девушек представлены практически в равной мере качества, как имеющие отношение к общению, так и нейтральные к нему.

Наши данные отличаются от типичного стереотипа маскулинности, которому предписываются сила, энергичность, деловитость и совсем необязательны сочувствие, понимание, внимание. Какие именно качества, не типичные для стандарта маскулинности, присутствуют в эталонах? Как видно из таблицы, это верный, внимательный, воспитанный — качества, которые есть во всех без исключения эталонах, также любящий, отсутствующее только в одном: Я у юношей, т. е. имеющие общечеловеческое значение, вне зависимости от половой принадлежности (так же как добрый, отзывчивый — из эталона самооценки юношей).

По-видимому, полученные в нашем исследовании факты свидетельствуют об актуализации особого личностного типа интеллигентного человека, достоинством которого считается проявление именно таких качеств. С этой точки зрения становится понятной слабая выраженность половых различий в эталонах характерности девушек и юношей. Вероятно, нет единого представления мужественности и женственности, одинакового по своему содержанию в разных социальных группах и, тем более, в отношении разных половых ролей.

Согласно имеющимся в литературе данным, наиболее значимой сферой для старшеклассников, в которой проявляется психологический пол человека, выступают межличностные отношения, и прежде всего взаимоотношения юношей и девушек. Поэтому их представления о маскулинности и фемининности соответствуют в основном роли партнера по общению и наполняются содержанием, адекватным этой роли. Однако возросший интерес юношей и девушек к личностным особенностям, обеспечивающим «предметные достижения» человека, ведет к переоценке, переосмыслению и самого себя, и окружающих, что, естественно, не может не сказаться на формировании половой идентичности да и на росте личности в целом.

Реклама: