Логотип Логотип 2

на главную

Ценностные ориентации и предпочитаемый возраст

Как было установлено в I части книги, своеобразным показателем зрелости личности выступает выбор своего возраста в качестве предпочитаемого, а желание быть старше или моложе говорит о недостаточной сформированности личности. Напомним, что в нашем исследовании большая часть старшеклассников (50%) хотели бы быть старше (обычно на 2—3 года), чем они есть; 25% желали бы быть моложе и 25% предпочитали свой возраст. (Округленные данные в целом по выборке.)

Охарактеризуем теперь с этой точки зрения группы старшеклассников, выделенные с помощью методики Рокича. В табл. 15 представлено распределение количества старшеклассников, предпочитающих разный возраст в группах I—V.

Как в группе I, так и в группе II количество старшеклассников, предпочитающих разные возраста, одинаково (с точки зрения статистических критериев).

От этих двух групп отличаются группы III—V: в них количество учащихся, выбирающих возраст постарше, больше, нежели тех, кто предпочитает младший возраст.

Необходимо отметить, что ввиду относительной малочисленности групп II—V интересные различия между ними, полученные по результатам методики Заззо, часто не достигают статистической значимости. Однако из-за явной тенденциозности этих различий представим их.

Если не принимать во внимание группу I (ее лишь очень условно можно анализировать с точки зрения содержания доминирующих ЦО), то все остальные оказываются как бы расположенными в строгом порядке: от группы II к группе V последовательно нарастает количество старшеклассников, предпочитающих свой возраст. Группа II оказывается при этом «худшей» по оценке зрелости личности составляющих ее учащихся не только потому, что в ней меньше всего предпочитающих свой возраст (т. е., по Заззо, наиболее зрелых), но и потому что в ней больше всего старшеклассников, которые хотели бы вновь стать детьми или подростками, что следует рассматривать в известном смысле как тревожный симптом.

Интересно сравнить группы II и III. В обеих невелико количество старшеклассников, предпочитающих свой возраст, но это «неприятие», недооценка настоящего оборачиваются в группе II «бегством в прошлое», стремлением продлить детство, а в группе III—обращенностью в будущее, во взрослую жизнь.

Таким образом, мы видим, что степень сформированности и содержание ЦО связаны с выбором предпочитаемого возраста. Выбор становится все более зрелым при последовательном сравнении групп II—V.

Реклама: