Логотип Логотип 2

на главную

Труд украшает жизнь

Как будет развиваться общество, зависит, прежде всего, от нашего труда. Правда, общественное богатство, как часто указывали Маркс и Энгельс, зависит и от природного богатства, от климата и социальных условий. После того, как мы уничтожили эксплуатацию человека человеком, решающим фактором роста благосостояния стал труд. Профессиональная деятельность часто однообразна, даже монотонна. Еще каждый шестой трудящийся в промышленности занят тяжелым физическим трудом. И нам предстоит еще много потрудиться не только для того, чтобы добиться более высокой производительности труда и на этой основе предоставить трудящимся больше свободного времени, но и для того, чтобы создать все условия всестороннего развития каждой личности.
Именно поэтому трудовому воспитанию придается такое большое значение. На педагогическом конгрессе говорилось об этом так: «Мы понимаем трудовое воспитание, как процесс воспитания трудом и для труда в обществе. Добросовестный, честный, общественно полезный труд был основой социалистического образа жизни, при котором считалось безнравственным жить за счет чужого труда. Учить молодежь стремиться к высоким трудовым достижениям на пользу общества, учить взаимопомощи, развивать высокое чувство ответственности за качество своего труда — все это задачи воспитания правильного отношения к труду».
Трудовое воспитание осуществляется не только школой, но и родителями. С малых лет у ребенка в семье есть постоянные обязанности. Ребенок учится сам себя обслуживать. Он учится самостоятельно убирать свои игрушки, пусть сначала с помощью родителей или старших братьев и сестер. Он охотно берется за веник, лопату или тряпку для пыли и подражает родителям или старшим братьям и сестрам. Родители дарят детям лопатки, тележки, лейки, играя с которыми, дети овладевают простейшими навыками работы по саду. При этом речь идет не о практической пользе их деятельности, а о том, чтобы у ребенка появилось чувство: «Я тоже нужен». Одновременно у ребенка развиваются умение сосредоточиться, целеустремленность и чувство ответственности.
В яслях и детском саду эти и другие занятия, такие, как, например, дежурство за обедом, уход за цветами, работа с глиной, пластилином и бумагой тоже носят игровой характер. Все эти виды работ требуется выполнять чисто и красиво. Дома за этим следят родители, поощряя терпение и прилежание детей. Дети могут помогать при уборке, следить за чистотой, выполнять небольшие работы по саду, чистить садовые инструменты, мастерить что-либо ко дню рождения родителей, братьев и сестер или других родственников. Они могут также делать покупки.
Уже на пятом и шестом году жизни, и особенно в последние месяцы перед школой, ребенок должен регулярно выполнять определенную работу, за которую его хвалят или порицают, смотря по тому, хорошо или плохо сделана работа. При этом обязательно надо объяснять ребенку, что его работа очень важна для всей семьи. Домашние дела не должны занимать у ребенка более 10—15 минут.

В начальной школе ребенок начинает выполнять школьные обязанности. Одновременно растет объем работ по самообслуживанию. Ребенку трудно постоянно содержать в порядке школьный портфель, тетради и книги — и так, между прочим, бывает не только в начале учебы в школе. Если ребенок замечает, что его никто не контролирует, он становится небрежен. Но если мы будем последовательны в наших требованиях, у ребенка в дальнейшем будет меньше трудностей. Плохие привычки трудно искоренить, если они уже закрепились.
Почти ежедневно надо выполнять домашние задания. Надо терпеливо упражняться в чтении, письме и делать многое другое. И все же: от 20 до 30 минут надо каждый день отводить для домашней работы на пользу всей семьи. Чистка обуви и одежды (в том числе для младших в семье и родителей), мытье посуды, помощь в уборке квартиры, уход за цветочными клумбами и огородными грядками, уход за животными — все это интересует ребенка и все его воспитывает. Регулярные покупки в магазине требуют внимания и вежливости, учат общаться с незнакомыми людьми и не в последнюю очередь тренируют ребенка в счете, который не всем легко дается.
Только позднее, у 12—13-летних интерес к такого рода работе ослабевает, и тогда надо подумать, какая деятельность будет соответствовать возросшим силам, способностям и знаниям детей. Но в этом возрасте часто бывает необходимо указать детям на то, что и взрослым приходится подчас делать неинтересную работу.
Нельзя предъявлять к детям заниженные требования. В начальной школе они с удовольствием собирают бутылки и макулатуру, даже по собственной инициативе. Но примерно с 11—12 лет им это становится неинтересно, они видят в этом занятие для малышей. Однако сбор вторсырья — первостепенная народнохозяйственная задача, и "выполнять ее не зазорно и повзрослевшим детям. Дело только в том, умеем ли мы поставить задачу так, чтобы дети воспринимали ее серьезно.
В 9—10 лет, помимо элементарного самообслуживания, дети должны еще 30—40 минут уделять своим домашним обязанностям. Это может быть уборка квартиры, покупки, помощь в приготовлении еды, если надо, уход за больными и престарелыми членами семьи, даже помощь соседям или знакомым. Этому следует придавать особое значение в любом возрасте, потому что забота о других способствует развитию таких моральных качеств, как отзывчивость и доброта.
В 13—14 лет наш ребенок уже чувствует себя почти взрослым, и его обязанности увеличиваются. Ребенок стремится к самоутверждению. Подростки часто увереннее, чем взрослые, обращаются с газом, электричеством и электроникой. Они учатся этому в школе и умеют — конечно, при соблюдении правил техники безопасности — устранять некоторые повреждения в приборах, велосипедах, а если интересуются техникой, то и в радиоприемниках, магнитофонах и даже автомобилях. Они с большим интересом и старанием ремонтируют квартиру, и особенно свою комнату. Иногда они перешивают свою одежду или одежду младших в семье (или во всяком случае умеют это делать). Всего здесь не перечислить, но забота об исправности бытовой техники подросткам, конечно, под силу. Они всегда могут отнести сломанную вещь в починку. На домашние обязанности подросток должен тратить ежедневно от 45 до 60 минут, но, конечно, при этом надо учитывать общую загруженность подростка: тренировки, занятия в кружках, общественную работу и др. Важно, чтобы подростки выполняли домашние обязанности совершенно самостоятельно, без ежедневных напоминаний, так, чтобы контроль со стороны родителей можно было постепенно сократить. Мальчики и девочки должны привлекаться к домашней работе в равной степени. Однако исследования показывают, что в среднем у девочек бывает на 4—5 часов в неделю меньше свободного времени именно потому, что они почти всегда имеют больше домашних обязанностей. Такое положение вряд ли приемлемо. Такое воспитание может кое-кого из мальчиков навести на мысль, что домашняя работа «привилегия» исключительно женского пола.
Около 70% девочек и только 40% мальчиков имеют постоянные домашние обязанности. Неудивительно, что определенная часть мальчиков умеет работать хуже, чем большинство девочек, что они презирают «женскую работу» и позднее дают это почувствовать своим женам. Разве воспитание детей и уход за ними (одно из основных занятий молодых родителей) касается только матери?
В ходе практической работы ребенок многому учится, он приобретает знания и умения, применимые как в школе, так и в семье. Этим в некоторой степени объясняется то, что именно девочки, особенно имеющие дома много важных обязанностей, в школьном возрасте более прилежны, ответственны и внимательны, лучше умеют распределить свое время и организовать жизнь. Следует иметь в виду, что, освобождая сыновей (а иногда и дочерей) от домашней работы, мы оказываем им дурную услугу, поскольку известно, что часть мальчиков не умеет с пользой проводить свободное время. Правда, они несколько больше занимаются спортом, чем девочки, но спорт в той же степени полезен и девочкам.
И если во многих пионерских отрядах и комсомольских группах девочки также более активны, то происходит это, вероятно, потому, что содержание работы этих организаций отражает интересы прежде всего девочек. Мальчики, пассивные в школе и дома, часто ищут себе другие, в том числе небезобидные занятия в свободное время. Не требует доказательств, что иной пассивный или проявляющий активность не в том направлении молодой человек мог бы достичь в жизни большего, если бы его интересы были своевременно замечены и направлены в нужное русло.
Иногда школа, пионерская и комсомольская организации оказываются не в состоянии в равной степени заинтересовать всех детей и подростков. Родителям следует расспрашивать детей об их школьной жизни и побуждать детей к активности. Идет ли речь об уборке или ремонте классных помещений, изготовлении школьных пособий, игрушек для детского сада или об активной общественной работе и регулярных занятиях в кружках — заинтересованность родителей, их советы, их опыт очень важны для детей. Это укрепляет авторитет родителей и отношения в семье. И, конечно, надо следить, чтобы дети за общественной работой не забывали об учебе и домашних обязанностях. В некоторых случаях следует посоветоваться с классным руководителем или пионервожатым, справится ли ребенок со всеми возложенными на него обязанностями. Могут возникнуть и такие проблемы: в пионерской и комсомольской организациях дети выполняют различные поручения, несут ответственность, участвуют во время работы на предприятиях в трудовых соревнованиях, подводят итоги, составляют новые планы, а дома их все еще опекают, хотя они давно уже выросли из детских штанишек. Многие папы и мамы могли бы гордиться своими детьми и их воспитанием, если бы видели, как дети организуют работу своего пионерского отряда или ученической бригады в лагере труда и отдыха, как умело они распределяют работу, как энергичны в общении с одноклассниками.
В работе у подростков часто возникают те же проблемы, что и у родителей: организация труда, использование рабочего времени, оценка результатов. И тут девочки и мальчики нуждаются в родительской помощи. Кроме того: дома они не хотят больше только ходить за покупками и чистить обувь, хотя, конечно, и это должно быть. Равноправный обмен мнениями за обедом или на прогулке, взаимные вопросы: «Как вы это делаете?», совместный поиск решений трудной задачи, иногда и работа на одном объекте (например, ремонт школы) куда полезней для воспитания, чем долгие речи о недостатке ответственности у молодых людей, которым ведь «все так легко достается».
Дети хотят знать, где работают родители, что конкретно они делают, каков результат их хорошей или не вполне хорошей работы на предприятии. Они должны знать проблемы и трудности родителей. Таким образом, дети учатся решать свои собственные проблемы. У детей пробуждается гордость за родителей, родительский авторитет растет, когда дети видят рабочее место родителей и знакомятся с их коллегами. Дети начинают понимать, почему родители иногда не могут уделить им много времени. Несмотря на всю свою занятость, родители должны все же находить время и для детей. Активная профессиональная деятельность не может быть оправданием упущений в воспитании, не оправданы ссылки на нее, если необходимо провести вместе с детьми отпуск, или уделить им больше свободного времени и уж, конечно, она ни в коей мере не извиняет недостаточное участие некоторых отцов в воспитании собственных детей. Даже тот, кто добился выдающихся успехов и всегда самоотверженно Служил обществу, не может этим оправдываться, если вырастил неудачных детей. И прежде всего надо помнить, что трудовой пример родителей не сказывается автоматически на воспитании детей. Если мы хотим, чтобы труд родителей и в самом деле стал примером для детей, надо, чтобы подростки имели о нем конкретное представление, особенно это касается профессий, связанных с частым отсутствием дома отца или матери. Задача квалифицированного рабочего и военного, директора предприятия и партийного работника, дипломата и ученого в том, чтобы раскрыть детям смысл своей работы.

Настоящие педагогические проблемы возникают, когда дети отказываются помогать дома. Прав был тот отец, который сам чистил обувь всей семьи, потому что этого не делала его 11-летняя дочь. Но при этом он не чистил обувь дочери. Родители стали меньше о ней заботиться, так что она сама должна была обо всем думать, например, стирать свое белье и одежду. Может быть, родители не любили ребенка? Совсем нет, они его воспитывали. Без всяких разговоров на эту тему, дочь скоро поняла, что в семье все зависят друг от друга и каждый должен работать для общей пользы.
Некоторые родители не дают детям постоянных обязанностей, особенно в семьях, где мать не работает. Разумеется, ребенку трудно понять, почему он должен выполнять трудоемкую домашнюю работу, если мама без особых причин целый день находится дома. Если мать — домашняя хозяйка, это нередко отрицательно сказывается на отношении к труду детей. Но даже если есть достаточные причины для того, чтобы мать не работала, дети должны помогать ей в домашнем хозяйстве. «Необходимости в помощи нет, потому что я работаю немного и могла бы сама справиться с домашним хозяйством», — пишет одна мама и объясняет, почему она все же требует от своей 9-летней дочери помощи: «Потому что я хочу воспитать в ней самостоятельность» и «только так она сможет понять, что не все вертится вокруг нее».
Некоторые матери оправдывают свою жизнь домашних хозяек тем, что дети очень загружены в школе и нуждаются в материнской заботе. Учеба в начальной школе превращается в некоторых семьях в настоящую проблему. Однако жизнь показывает, что дети, с самого начала приученные к самостоятельному выполнению домашних заданий, ответственнее относятся к учебе, учатся ровно и неплохо, более доброжелательны и внимательны к своим товарищам по классу.
Некоторые родители говорят, что дети должны жить лучше, чем сами они жили в юности, и что, в конце концов, нет никакой необходимости в детском труде. При всех благих намерениях родителей эта точка зрения вредна. В процессе труда, в том числе и домашнего, ребенок учится ответственности. Разумеется, каждому ребенку для гармоничного развития нужно ежедневное свободное время, когда он занимается тем, что ему интересно. Однако сочетание домашних обязанностей с увлекательными делами учит разумному времяпрепровождению.
Выбор профессии тоже существенный момент в воспитании чувства ответственности. Чтобы дать детям правильный, совет, многие родители стараются верно оценить способности и интересы своих детей, а также узнать потребности народного хозяйства. Такому подходу к выбору профессии надо учить и молодежь. Проблема выбора профессии волнует 14—15-летних подростков даже больше, чем их школьные успехи. Большинство родителей помогают детям правильно выбрать профессию. Они советуются с классным руководителем и учителем, ответственным за профориентацию, который располагает обширной информацией по этому вопросу, прибегают к помощи родственников и знакомых.
Опыт показывает, что молодежь и родители все более реалистично подходят к этой проблеме и иногда отказываются от первоначально избранной профессии, познакомившись поближе с ее конкретным содержанием. Велико искушение поддаться иллюзиям и игнорировать потребности народного хозяйства или специфические трудности данной профессии. Точно так же существует опасность переоценить способности, заинтересованность и волю детей. И как часто только в этот момент своей жизни молодые люди впервые осознают, что будь они более усердны и трудолюбивы в школе, они имели бы больше возможностей при выборе профессии. Уже по одной этой причине полезно самое позднее в VIII классе совместно с ребенком подумать о его будущей профессии. Если подросток в это время осознает, что он сомневается в своем выборе или чувствует себя недостаточно подготовленным, у него будет еще два года для основательной подготовки, или же он поймет, что не годится для избранной профессии.
Даже если родители и учителя полностью убеждены в том, что юноша или девушка подходят для избранной профессии, на всякий случай не следует упускать из виду еще 2—3 похожих профессии. Это спасет от растерянности в X классе, если вдруг окажется, что мечта не может осуществиться. Причиной отказа от мечты чаще всего бывает не столько непригодность молодого человека для данной профессии, сколько слишком большое число желающих ее получить.
Практикой доказано, что едва ли есть люди, пригодные только для одной-единственной профессии. Напротив, широта и объем политехнического образования в средней школе, возможность посещать факультативные занятия и кружки в школе и внешкольных учреждениях и не в последнюю очередь трудовое обучение на протяжении всех школьных лет позволяют каждому школьнику получить разнообразные знания и умения. Таким образом, школа создает предпосылки для дальнейшего профессионального обучения в целом ряде областей. И, как правило, стабильный интерес к профессиям складывается у ребят в процессе занятий. Уже уроки труда и работа в школьном саду, а затем такие предметы, как введение в социалистическое производство, производительный труд и техническое черчение в связи с другими предметами дают детям представление об общественных, и прежде всего экономических, задачах и проблемах в стране. Школьники сначала знакомятся с предприятиями, в старших классах по-настоящему участвуют в производительном труде. На многих промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, где школьники проходят политехническое обучение в течение года или, начиная с 14 лет, подрабатывают в каникулы, создаются ученические бригады. Конкретный труд на предприятии дает учащимся наглядное представление о той или иной профессии. И тут много значит, как осуществляется на предприятии ряд таких проблем, как организация труда, поставок, качество продукции, трудовая дисциплина и др. Иногда действительность плохо согласуется с тем, что молодые люди ожидали увидеть. Если молодой человек видит, как коллектив борется за высокие трудовые достижения, убеждается в силе рабочего коллектива, твердой позиции партийной и профсоюзной организаций в утверждении трудовой морали, он и к себе предъявляет соответствующие требования. Если же он получает отрицательный опыт, это тоже сказывается на его взглядах.
В любом случае родители и учителя должны помочь школьникам сделать из первого трудового опыта верные выводы. Они должны внушить детям, что за хорошее необходимо бороться. Такие беседы должны правильно влиять на выбор профессии.
Родители чаще, чем дети, спрашивают сначала о заработке и лишь потом о перспективах роста в избранных профессиях. Дети же редко думают о том, сколько времени они будут тратить на дорогу к месту учебы, и подобных проблемах. Педагогически серьезная профориентация должна начинаться в семье с VI—VII классов так, чтобы к IX классу ребенок имел относительно четкие представления о будущей профессии.
Несмотря на все старания помочь ребенку в выборе профессии, многие родители все же предъявляют к детям завышенные требования и переоценивают их способности. Они выбирают для детей профессии, к которым те совершенно не пригодны, и это становится настоящим несчастьем. Особенно это относится к родителям с высшим и средним образованием, которые нередко полагают, что учеба в институте — единственно правильный путь для их ребенка. Не вполне изжиты и устаревшие представления о малопрестижных профессиях. Навязывая ребенку подобные взгляды, родители оказывают ему дурную услугу. Ребенок еле-еле учится в старших классах, потом бросает школу и с опозданием идет в ПТУ, или вынужден сменить профессию после окончания института и теряет таким образом время. Все еще значительно число тех, кто исключительно по этим причинам с опозданием получает профессию, а потому и поздно начинает самостоятельный путь, поздно вступает в брак. То же касается и школьников, которые идут в ПТУ только для того, чтобы получить аттестат зрелости, а потом не выказывают ни способностей, ни желания учиться дальше.

С другой стороны, некоторые родители склонны недооценивать способности, перспективы своих детей. Не всегда, например, поощряются в семье занятия техникой, музыкой, живописью, спортом, родители не обращают на заинтересованность детей такими занятиями никакого внимания, и иной талант остается нераскрытым или раскрывается слишком поздно. В этом отношении следует прислушиваться и к рекомендациям учителей.
Итак, родители должны спросить себя: какая профессия подходит нашему ребенку? Но при этом самому подростку должна быть предоставлена полная свобода в выборе жизненного пути. Ведь прежде всего будущая профессия должна приносить ему радость.
Чтобы ваш ребенок не ошибся в выборе и был счастлив в своем труде, позаботьтесь об этом как можно раньше.

С раннего возраста приучайте детей к домашней работе! Проявляйте постоянный интерес к производственной, общественно полезной и политической деятельности детей в школе и на предприятии, в пионерской и комсомольской организациях.
Объясняйте детям смысл и целесообразность труда! Разговаривайте с ними о вашей собственной профессиональной и общественной деятельности.
С самого начала воспитывайте в детях самостоятельность в труде, возлагая на них ответственность за порученное дело. Приучите их уважать любую хорошо сделанную работу. Учитывайте соотношение между «хочу» и «могу». Объясняйте детям, когда
и как надо выполнять порученное дело. Для этого необходимо: обосновать нужность предстоящей работы, сформировать навык ее выполнения, обеспечить материалом и орудиями труда, рассчитать затраты времени, правильно организовать работу и проконтролировать результат.
Наблюдайте за интересами и способностями ваших детей, имея в виду предстоящий выбор профессии. Позаботьтесь совместно с классным руководителем о правильном выборе профессии вашим ребенком.

Реклама: