Логотип Логотип 2

на главную

Предпочитаемый возраст

Для того чтобы понять, какой возраст предпочитают старшеклассники, мы использовали методику Б. Заззо «Золотой возраст» в модификации А. М. Прихожан. Чрезвычайно портативная и простая в обработке, методика дает весьма интересную информацию о том, какой возраст предпочитает человек: свой собственный, более старший или более младший. Для этого испытуемого просят сделать отметку на отрезке прямой, условно изображающей линию жизни.

Методика «Золотой возраст» помогает выявить преимущественную ориентацию старшего школьника на прошлое, настоящее или будущее. Особенно важно подчеркнуть, что, как было выяснено в лонгитюдном исследовании А. М. Прихожан, показатели методики «Золотой возраст» в интервале VII— X классов практически не меняются у одного и того же человека. Тем самым выбор предпочитаемого возраста можно считать весьма устойчивой индивидуальной характеристикой, а именно такие характеристики интересны для нас, если мы хотим получить и исследовать различные типы развития личности старшего школьника.

Всех испытуемых, принимавших участие в эксперименте, но методике «Золотой возраст», можно разделить на три группы: тех, кто предпочитает свой нынешний возраст, тех, кто желал бы быть моложе, и тех, кто хочет быть старше. Поскольку лишь один юноша указал в качестве желаемого возраст около 30 лет, а все остальные из тех, кто предпочел бы быть старше, указывали промежуток от 20 до 25 лет, и лишь двое хотели вновь стать «очень маленькими», т. е. дошкольниками, в основном же предпочитается возраст 13—14 лет, то мы не разделяли наших испытуемых на тех, кто хотел бы быть моложе и намного моложе, старше и намного старше.

Рис.7 Мы видим, что в целом по выборке половина старшеклассников хотят быть старше своего возраста, а вторая половина, в свою очередь, поровну делится на тех, кто хотел бы оказаться моложе, и тех, кто предпочитает свой возраст. Анализ по отдельным группам испытуемых показывает, что количество тех, кто хочет быть старше, по сути дела, во всех группах составляет примерно 50%, в то время как количество желающих быть в своем возрасте и в более молодом достаточно сильно варьирует в IX и X классах, различаясь у юношей и у девушек. Лишь 8,4% девятиклассниц хотят быть в своем возрасте, зато в X классе их уже 41,2% (различие статистически достоверно); у юношей мы видим обратную картину: количество тех, кто предпочитает свой возраст, несколько уменьшается от IX к X классу, причем одновременно увеличивается число юношей, которые хотели бы быть младше.

Полученные нами данные определенным образом перекликаются с результатами других методик. При анализе ответов по методике незаконченных предложений у девушек X класса мы обнаружили достаточно большое количество высказываний, связанных с нежеланием навсегда расстаться со своей школой, со своими школьными друзьями, учителями и т. п., так что, возможно, именно этим ностальгическим отношением к школе объясняется желание остановить время, чтобы все было, как сейчас, в последнюю школьную весну. У юношей подобных высказываний мы практически не встречали, зато некоторые из них пишут о нежелании служить в армии, об упущенном для подготовки в вуз времени и т. п., что можно предположить вероятной причиной стремления обратить время вспять.

Интересно сопоставить данные о предпочтении возраста и «временной профиль» у старшеклассников. Мы видим, что наиболее насыщенными разнообразными мотивами оказываются у учащихся IX и X классов два периода; в котором они находятся сейчас и близкое будущее. Вместе с тем, как правило, они предпочитают оказаться «за» обоими этими периодами. Иными словами, предпочтение возраста связано скорее с тем, что мы назвали «общей устремленностью», а не с насыщенностью мотивационными объектами. В этой связи особенно любопытны достаточно частые предпочтения более младшего возраста, в то время как мотивов, связанных с прошлым (по методике MIM), очень немного.

В дальнейшем мы будем рассматривать выбор предпочитаемого возраста по методике «Золотой возраст» прежде всего как индивидуальную характеристику особенностей развития личности. На основании имеющихся в литературе данных с большой вероятностью можно полагать, что выбор своего возраста — показатель зрелости личности. Предпочтение более старшего возраста свидетельствует об известной инфантильности старшеклассника, близости его к подростку с точки зрения личностных характеристик. Наконец, желание вернуться в детство, стать моложе говорит об определенном неблагополучии в развитии личности школьника, являясь показателем своего рода ухода от решения актуальных проблем, желания продлить мораторий детства.

Реклама: