Логотип Логотип 2

на главную

Духовная близость

В одном из социально-педагогических исследований ученые взяли в качестве лавных признаков, характеризующих семью, такие: какова общественная направленность семьи, насколько гармоничны отношения между ее членами, в чем выражаются воспитательные усилия родителей. Данные исследования позволили выделить несколько групп семей.

В семьях первой группы взаимоотношения между родителями и детьми строятся на здоровой нравственной основе: взаимном уважении, заботе друг о друге, доброжелательности, внутрисемейной солидарности. Возникающие подчас противоречия между родителями и детьми не носят затяжного характера и обычно разрешаются без конфликта. Отсутствие острых споров, ссор между родителями создает благоприятные условия для психического и нравственного развития детей. В семье царит оптимистический, мажорный тон. Родители хорошие труженики, пользуются уважением товарищей по работе. Все это является источником их нравственного авторитета. Между школой и семьей существует тесная связь, родители и педагоги поддерживают друг друга, действуют согласованно.

Не удивительно, что при таком стиле семейных отношений, при такой организации семейного воспитания складывается активный положительный характер личности. Если присмотреться теперь к подросткам из семей данной группы, то можно выделить некоторые общие черты: общительность, коллективизм, доброжелательное отношение к сверстникам, правильные формы самоутверждения в коллективе, единство слова и дела, ответственное отношение к труду и общественной работе, уважение к старшим. (Это не значит, что мы имеем дело с идеальными ребятами. Речь идет лишь о преобладающей тенденции в их нравственном становлении.)

Вторая группа семей. В них также можно отметить согласованность семейных отношений, общественную направленность семейного коллектива. Но в отличие от семей первой группы здесь отношение к воспитанию подростков более пассивное, хотя родители любят своих детей, доброжелательны и терпеливы с ними. Пассивная воспитательная позиция чаще всего связана с переоценкой самостоятельности и взрослости ребенка; порой же за ней кроется педагогическая несостоятельность отца и матери, их надежда на воспитательное всемогущество школы. Взаимоотношения между родителями и детьми в этих семьях можно было бы, скорее, назвать сосуществованием. Из-за слабости контактов с подростком или из-за неправильного к нему подхода авторитет родителей не всегда высок. Пассивное отношение к вос-питанию при формальном благополучии семьи нередко ведет к скрытой безнадзорности.

При таком стиле взаимоотношений родителей и детей задача формирования положительных нравственных качеств в большей степени ложится на школу. Под влиянием школы формируется и правильная нравственная позиция подростка к семье: уважение к родителям, их труду, чуткое, заботливое отношение к близким людям. У подростков из семей данной группы наряду с положительными качествами (такими, как коллективизм, общительность, доброта, чуткость) можно отметить и отрицательные: лень, упрямство, иногда лицемерие и зазнайство. Таким образом, личность подростка приобретает нередко противоречивую нравственную направленность.

Третья группа семей. В них не всегда отмечается устойчивая общественная направленность. Частые конфликты — наиболее выраженная черта этих семей. Откуда же взяться единству и последовательности в воспитании детей? В педагогическом плане родители очень часто оказываются несостоятельными. Многие подростки остаются безнадзорными, попадают в разряд «трудных».

Отклонения в их нравственном развитии можно охарактеризовать как разрыв нравственного сознания и поведения. Подростки в основном имеют правильные представления о нравственных нормах и принципах и на словах принимают их. Но переживания, вызванные напряженными семейными отношениями, создают внутренние сложности для подростка, ему трудно следовать принятым нормам и принципам поведения. В нравственном развитии этих подростков на-блюдаются противоречия. По отношению к одним людям они могут быть чуткими, внимательными, уважительными, а по отношению к другим проявлять грубость, равнодушие, цинизм. В отношениях со сверстниками просматриваются черты отчужденности, замкнутости, какой-то ущемленности. Часто обнаруживается стремление выйти из-под опеки взрослых и как можно раньше начать трудовую деятельность, чтобы добиться подлинной самостоятельности. В семьях четвертой группы (заметим, что удельный вес семей двух последних групп в сравнении с двумя первыми невысок) явно преобладает узкосемейная направленность, сильны пережитки прошлого в сознании и поведении родителей (это касается общих вопросов жизненной ориентации, авторитета главы семьи, роли женщины в семье и обществе и т. д.). При этом в одних семьях взаимоотношения между родителями внешне благополучные. В других же наблюдается открытая или замаскированная борьба за влияние на детей. Родители пытаются навязать им свои представления о жизни, об отношениях между людьми, требуют от них полного подчинения и уважения. Внутренним миром подростка они интересуются мало; для них достаточно, чтобы он «учился прилично» и «вел себя прилично». Взаимоотношения между родителями и детьми, понятно, лишены внутренней близости, взаимопонимания, сердечности.

В таких условиях воспитания, как обнаружилось, складывается либо активная личность, выступающая против мещанских предрассудков семьи, либо пассивная, подчиняющаяся (так называемый конформистский тип).

В нравственных качествах подростков «активного» типа из семей четвертой группы можно найти много общего с теми чертами, которые проявляются у подростков из семей третьей группы: они достаточно хорошо знают моральные нормы, но далеко не всегда ведут себя в соответствии с ними. Причина опять-таки в острых переживаниях по поводу - того, что в семье, дома нелады.

Подростки, которых можно причислить к пассивному, подчиняющемуся типу, в большинстве своем дисциплинированны, прилежны в учебе. И в то же время они более эгоистичны, им труднее установить контакты со сверстниками. Складывающаяся у них эгоистическая направленность и двойственность поведения — результат ложных взглядов и убеждений. Здесь речь идет уже не о несоответствии правильных нравственных знаний и неправильного поведе-ния, а о том, что у ребят вырабатываются неприемлемые моральные установки, которые к тому же маскируются (потому что подростки уже достаточно развиты, чтобы понять отличие этих своих моральных установок и тех, что приняты в нашем обществе). Распознать действительные мотивы поведения у таких ребят порой очень сложно: ведь внешне их поведение может быть вполне благополучным и не вызывать тревоги.

Суммируя сказанное, можно отметить, что нравственное формирование личности подростка зависит от того, на что направлены устремления семьи — на собственное лишь благо или на общественно полезный труд, на служение — не побоимся громких слов — народу, Родине. Если уровень общественной направленности семьи высок, если есть в ней единство нравственных знании и личных норм поведения родителей, то у детей естественно (хотя и не без воспитательных усилий) складываются устойчивые моральные убеждения, общественно значимые мотивы поведения. Низкий же уровень общественной направленности членов семьи может стать причиной того, что у подростков появятся не соответствующие морали советского человека взгляды и представления, начнут расцветать такие отрицательные качества, как эгоизм, лицемерие, жадность, умение маскировать свои действительные мотивы поведения.

Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический микроклимат семьи тоже очень важны. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, учителей, товарищей, соседей. Когда в семье мир, лад, взаимоуважение, взаимопонимание, легче складываются устойчивые формы морально-этического поведения подростка.

Исключительно серьезную роль играет педагогическая позиция родителей, отношение их к воспитанию, а также личные их качества: тактичность, понимание и знание ребенка, справедливость, принципиальность. Если нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, если отец или мать не умеет владеть собой, срывается, может быть грубым, то создается почва для возникновения неуравновешенности, упрямства и капризов, для неправильного становления и развития характера подростка. Поэтому критическое отношение к себе, стремление повысить свою педагогическую культуру были бы нелишни даже для тех родителей, у которых, быть может, и нет пока острых поводов для беспокойства.

Таким образом, будем помнить, что моральный облик нашего ребенка — его взгляды, его отношение к людям и миру, его поведение — в огромной степени зависит от того, какими он видит нас дома, в семье, какие наши черты он перенимает и претворяет в жизнь. Это утверждение, конечно, не имеет целью принизить роль школы и других институтов общественного воспитания. Мы знаем, что и в случае неблагоприятных семейных влияний совместными усилиями школы и общественности удается вносить необходимые коррективы в психологию ребенка, выправляя искривления в его социально-нравственном становлении, обеспечивая его развитие в соответствии с общественно значимыми целями.

Reklama: