Логотип Логотип 2

на главную

Культура учения: попытка инструкции

Мы много говорили о том, что подросток готов к новым видам учебной работы. Но «готов» — еще далеко не значит, что те или иные качества обязательно возникнут. Отрочество — пора неустойчивая, переходная. Готовность подростка может и не воплотится в дело, если мы не поможем ему овладеть способами самостоятельной работы. Адресуясь к общей готовности подростков овладевать новыми, «взрослыми» способами учения и познавания, можно и нужно делать; эту готовность более осознанной, подкреплять ее реальными навыками самообразования. В последующем мы еще обратимся к этому, а сейчас попробуем создать нечто вроде памятки, которая помогла бы подростку понять особенности собственной учебной работы. Само собой разумеется, мы не предполагаем, что родители оставят своего сына, свою дочь наедине с этой памяткой, хотя обращена она — по букве и по духу — именно к ним.

Ты хочешь улучшить культуру своего учебного труда? Это поможет тебе с меньшей затратой сил и времени добиваться больших успехов, научиться делать работу радостно и легко.

1. Прежде всего, поставь себе задачу самому повысить «коэффициент полезного действия» своих усилий. Пока ты учился в младших классах, главным образом учили тебя. Теперь ты уже учишься сам. Не перекладывай заботы о своем учении на других — так не водится у взрослых людей и это не по-товарищески.

2. Ты хочешь работать, как взрослый? Сделай тогда такую простую вещь. Загляни в будущее, попытайся представить себе (для этого наблюдай, общайся с людьми, включайся в разные сферы человеческой работы), что тебе может понадобиться делать во взрослой, жизни, что надо уметь и знать молодому человеку, нашему современнику (независимо от профессии).

Как представить? Но ты же наблюдаешь за людьми, общаешься с ними, да и сам уже начал включаться в разные виды человеческой работы.

Подтвердят ли твои наблюдения такую точку зрения: человеку надо, прежде всего, быть не просто исполнителем, но творцом в труде, умеющем находить новые способы решения проблем, стремящимся внести в дело что-то свое; a для этого понадобится умение быстро и самостоятельно пополнять, обновлять свои знания;

необходимо вступать в контакты с другими людьми, находить общую с ними линию поведения, согласовывать с ними свои действия;

важно уметь выработать свою точку зрения, отстоять ее, доказать другим.

А что еще, по-твоему, надо знать и уметь. Поговори об этом с друзьями, товарищами по классу.

Итак, ты представил себе, какие качества будут нужны каждому вступающему в жизнь молодому человеку, а значит и тебе.

3. А теперь задумайся над тем, как учишься ты, именно ты. Ответь сам себе на такие вопросы:

Ради чего я учусь? (Я хочу быть полезным обществу, заслужить одобрение старших или товарищей; я хочу иметь глубокие знания; я учусь, потому что мне нравится получать хорошие отметки... А может быть, и первое, и второе, и третье?)

Каковы сильные стороны моей учебной работы? А слабые?

Для ответа на второй вопрос тебе придется определить:

умеешь ли ты в учебной работе поставить перед собой задачу, найти способ ее решения, найти способ проверки решения;

как ты обычно контролируешь, проверяешь себя — после выполнения всей работы, по ходу выполнения работы или же ты умеешь планировать работу до ее начала;

умеешь ли ты намеченный план претворить в жизнь, довести начатое дело до конца;

как долго ты можешь быть работоспособным, в какие часы занятия у тебя идут лучше;

что тебе более свойственно — долго продумывать план работы, мысленно прикидывая все варианты и возможные результаты; или сразу начинать работу, пробуя разные способы по ходу дела;

умеешь ли ты находить несколько способов решения одной и той же задачи, испытываешь ли ты интерес к задаче после того, как она решена, т. е. возвращаешься ли ты к ней для лучшего осознания способов, стратегии ее решения;

умеешь ли ты сосредоточиваться, даже если тебя отвлекают, и если да, то что для этого делаешь;

как ты запоминаешь материал, какие приемы запоминания применяешь.

Подумай, сможешь ли ты опереться на свои сильные стороны в своем дальнейшем образовании и самообразовании.

А как могут помешать тебе в будущем сегодняшние недочеты в твоей учебной работе?

4. Какие недочеты у тебя выражены больше, какие меньше? Отбери из них те, которые желательно устранить в первую очередь. Чтобы тебе легче было определить их, сделай такое психологическое упражнение.

Посмотри на себя с точки зрения окружающих тебя людей. Вспомни, за что тебя хвалят или упрекают учителя, товарищи, родители. А теперь мысленно встань на их место и сам себе по секрету скажи, в чем они правы и в чем тебе можно бы подтянуться.

Вот и готов первый план твоего самообразования и самовоспитания. Попробуй начать следовать ему. Время от времени возвращайся к вопросам, которые ты по нашему совету задавал себе, и проверяй себя.

5. Не забывай, что главный резерв самообразования — это занятия в школе и сам урок. Постарайся включиться, собраться, сконцентрировать свое внимание, не превращай урок в «отсидку», беседу с соседом отложи до перемены. Ведь для усвоения этого же материала с «нуля» тебе потребуется дома намного больше времени.

6. Учись приемам переработки учебного материала и его систематизации. Работая и дома и на уроке, стремись охватить своим вниманием общие принципы, связи в учебном материале, не одну тему, а «блоки» тем. Это поможет тебе объединить и понять множество отдельных разрозненных фактов, увидеть контуры крупных проблем.

Перед тобой, конечно, возникнет немало трудных вопросов. Ответ на них ищи в совместной работе с учителем, с товарищами, в учебнике и в дополнительной литературе. Не всегда и не сразу ты доберешься до истины. Ведь в науке всегда имеются разные точки зрения как раз по поводу общих принципов и закономерностей той или иной отрасли знания.

Составляй план-схему того учебного материала, который тебе надо усвоить; из этой схемы непременно должно быть видно, как связан этот конкретный материал с общими закономерностями учебного предмета, как связан (и чем отличается) материал этого раздела с материалом разделов, которые ты уже изучил.

Тогда учебный материал выстроится перед тобой в систему; в основе лежат общие правила, законы, а конкретные факты оказываются частным проявлением этих закономерностей.

7. Эти способы переработки учебного материала помогут тебе и при овладении приемами запоминания. Если перед тобой стоит задача запомнить материал, прибегай опять к той общей схеме материала, которая уже построена. То есть, запоминая материал, мысленно представь его место в общей системе: какова общая закономерность, лежащая в его основе, какие ты знаешь другие конкретные проявления этой закономерности.

Этот же прием используй и тогда, когда тебе понадобится припоминать, использовать знания этого раздела: определи, проявлением каких общих закономерностей является этот материал, т. е. сначала вернись ко всеобщему основанию, а затем двигайся к конкретному проявлению общей закономерности в этой теме.

8. Учись применять такие приемы самоконтроля, которые помогут тебе удерживать, сосредоточивать внимание в ходе выполнения работы.

Учись различать этапы своей работы: постановка задачи (учителем или тобой); поиск способов ее решения; проверка результата.

Ищи несколько разных способов решения одной и той же задачи; научись возвращаться к способу решения после того, как получен результат, и постарайся определить, выбран ли тобой наилучший (самый точный, самый «красивый») путь решения или возможны другие пути.

Учись строить общий план всякой работы до ее начала. Учитывая задачу и тот результат, который ты предполагаешь получить, определи общий объем работы, время, которого она потребует; наметь основные этапы работы — с чего ты начнешь, что будешь выполнять потом; постарайся прикинуть, что для тебя представит наибольшую трудность и на чем придется задержаться.

Обязательно учись четко представлять себе тот результат, который должен быть получен в итоге. Здесь ты должен для себя определить те требования, которые ты сам предъявляешь к результату своей работы. Это значит, что уже в начале работы надо представлять себе, как ты будешь проверять ее результат: Зато именно ты будешь проверять (например, в сочинении — его содержание, оформление, отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических ошибок), в каком порядке ты будешь проверять, по каким образцам и нормам ты хочешь их оценивать (например, какие стилистические правила ты хочешь учесть в своей работе).